Реформирование российской экономики, ее структурная перестройка и выход на путь устойчивого экономического роста особенно остро ставят проблемы согласованного развития основных факторов производства. Решение этих проблем должно быть направлено на обеспечение: а) эффективной занятости населения страны и ее регионов, иными словами, на достижение соответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением; б) эффективного использования труда; в) согласованности процессов формирования занятости и ее структурных характеристик с демографическими процессами.
Стоит задача воссоздания кадрового потенциала страны. Поэтому проблемы занятости, безработицы, движения населения и трудовых ресурсов, развития системы подготовки и переподготовки кадров все более актуальны на современном этапе развития страны.
Наиболее актуальным сегодня становится реальное управление рынком труда, для чего требуется наличие качественной и полной информации о состоянии и тенденциях развития совокупного рынка труда, а не только его официальной части. Достоверность экономической, социальной, юридической, психологической и иной информации, которой обладает служба занятости и которую она направляет населению, работодателям и другим организациям, затрагивает интересы многих субъектов экономики.
В современных условиях многие территориальные службы занятости населения не имеют достаточной методической базы и опыта, чтобы организовать информационные потоки в своей службе адекватно требованиям текущего момента.
Трудности анализа совокупного рынка труда, прогнозирования его конъюнктуры обусловлены отсутствием отработанных схем и алгоритмов получения оперативной информации о динамике показателей реального и потенциального рынков труда, недостатком информационно-методического обеспечения их обработки.
Изучение работ зарубежных и отечественных авторов позволяет сделать вывод о наличии существенных положительных результатов в разработке данной проблемы. В настоящее время предложены новые подходы к определению сущности рынка труда, его структуры, механизмов функционирования и анализа рынка труда. Однако, некоторые теоретические и практические аспекты не нашли должного отражения в научных работах. В частности, слабо проработан механизм получения и совершенствования качества информации о совокупном рынке труда на территориальном уровне, ощущается недостаток научно-методического обеспечения оперативного анализа совокупного рынка труда и прогнозирования его показателей, а также проблем оценки эффективности информационной деятельности службы занятости.
Актуальность и социально-экономическая острота проблемы, ее недостаточная изученность и разработанность предопределили выбор темы, постановку цели и задач, структуру и логику данного научного исследования.
В книге проиллюстрированы возможности подхода к решению задачи управления малым бизнесом. С позиции системного подхода, комплексно изучены проблемы и даны рекомендации по активизации деятельности путем осуществления ее в малых предприятиях.
Практическая значимость заключается в выработке рабочего прототипа технологии управления малым бизнесом.
Трудности анализа рынка спроса и предложения, прогнозирования его конъюнктуры обусловлены отсутствием отработанных схем и алгоритмов получения оперативной информации о динамике показателей реального и потенциального рынков, недостатком информационно-методического обеспечения их обработки.
Сегодня становится актуальным реальное управление рынком, особенно в сфере малого бизнеса, для чего требуется наличие качественной и полной информации о состоянии и тенденциях развития совокупного рынка спроса и предложения, а не только его официальной части. Достоверная экономическая, социальная, юридическая, психологическая и иная информация необходима многим субъектам экономики.
В современных условиях многие территориальные службы поддержки малого предпринимательства не имеют достаточной методической базы и опыта, чтобы организовать информационные потоки в своей службе адекватно требованиям текущего момента. Для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства требуются шаги по преобразованию нормативной правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов правоприменения, обеспечивающих эффективное взаимодействие предприятий как между собой, так и с органами власти.
Практически во всех регионах России сегодня проектируются и реализуются собственные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Однако реализовать их мероприятия полностью, эффективно и с мощным целевым эффектом не удалось ни одному региону.
В числе успешно реализуемых региональных программ лучше всего осуществляются мероприятия по таким направлением, как совершенствование нормативно-правовой базы, подготовка кадров, а мероприятия по реализации инвестиционных проектов, созданию объектов инфраструктуры — менее, чем на треть.
В отсутствие целевого программного воздействия на общефедеральном уровне стали усиливаться несогласованность региональных и местных программ, а также межрегионального взаимодействия в новых условиях.
Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне зачастую зависит от уровня понимания проблемы главами муниципалитетов. Самыми распространенными формами поддержки малого бизнеса является предоставление малому предприятию муниципального заказа, льготной аренды, создание и финансирование структур, предоставляющих предпринимателям консультационные и организационные услуги.
Реформирование российской экономики, ее структурная перестройка и выход на путь устойчивого экономического роста особенно остро ставят проблемы согласованного развития основных факторов производства. Самостоятельный научно-практический интерес представляет информационный компонент экономики. А именно согласование спроса на информационные услуги региона и их удовлетворения при организации радиовещания. Решение этих проблем должно быть направлено на обеспечение трёх задач:
- формирование модели социального поведения человека, адекватной социально-экономической обстановке региона;
- формирование инициативы по производству товаров и услуг в регионе;
- формирование спроса на произведённые товары и услуги.
Информационная среда – это среда, в которой распространяется информация от отправителя к получателю, то есть становится возможным процесс:
«источник – кодирование – сообщение – декодирование – получатель»
В современных условиях информационная среда является одним из основных компонентов системы государственного управления. Поэтому насколько администрация федерального, регионального или муниципального уровня успешно использует информационный ресурс, настолько успешно административное управлении. Как следует из публикаций, в настоящее время отсутствуют системно изложенные формализованные технологии государственного управления.
Актуальность и социально-экономическая острота проблемы, ее недостаточная изученность и разработанность предопределили выбор темы, постановку цели и задач, структуру и логику данного научного исследования.
Для реализации цели исследования были решены следующие задачи:
1. Провести анализ рынка информационных услуг региона реализующихся с помощью радиовещания.
2. Провести анализ механизма государственного управления радиовещанием.
3. Разработать технологию государственного управления радиовещанием FM диапазона в регионе.
Информационная среда – это среда, в которой распространяется информация от отправителя к получателю, то есть становится возможным процесс:
«источник – кодирование – сообщение – декодирование – получатель»
Для рационального использования информационного ресурса информационная деятельность системы радиовещания должна строиться в трёх направлениях:
- формирование модели социального поведения человека, адекватной социально-экономической обстановке региона;
- формирование инициативы по производству товаров и услуг в регионе;
- формирование спроса на произведённые товары и услуги.
Рассматривая систему Государственного управления радиовещанием FM диапазона в работе, установлен субъект управления – это Государственная радиочастотная служба и Система государственного надзора за связью и информатизацией. Уставлен объект управления – система радиовещания и её компоненты – радиостанции.
Данная система управления призвана решать следующие задачи в интересах социально-экономического развития региона:
- формирование модели социального поведения человека, адекватной социально-экономической обстановке региона;
- формирование инициативы по производству товаров и услуг в регионе;
- формирование спроса на произведённые товары и услуги.
Установлено, что сложившаяся ситуация на рынке информационных услуг региона такова, что в основном, решается только третья задача. Что не в полной мере позволяет реализовывать потенциал региона.
В интересах более полной реализации потенциала региона необходимо разработать технологию управления радиовещанием, обеспечивающей решения трёх задач, перечисленных и сформулированных в первом разделе.
Разработанная модель поставки ресурсов на рынок радиовещания в условиях воздействия разнородных факторов позволяет в предлагаемой технологии учитывать деятельность прессы и телевиденья.
Разработанная комплексная модель информационно-управляющей системы государственного управления радиовещанием позволила в предлагаемой технологии выявлять спрос на информационные услуги и удовлетворять его с определённой вероятностью.
Разработанная технология государственного управления радиовещанием в регионе позволяет решать поставленные три класса задач:
- формирование модели социального поведения человека, адекватной социально-экономической обстановке региона;
- формирование инициативы по производству товаров и услуг в регионе;
- формирование спроса на произведённые товары и услуги.
Уровень социально-экономического развития страны тесно связан с уровнем природно-техногенной безопасности. В России продолжают сохраняться негативные тенденции в области ЧС, сложившиеся в конце XX века. Сохраняется тенденция увеличения ЧС природного характера. С учетом усложнения техногенной сферы и повышения ее потенциальной опасности следует прогнозировать высокую вероятность возникновения крупных техногенных чрезвычайных ситуаций.
Общественно-политическая обстановка в стране в настоящее время характеризуется процессом укрепления государственности. В ходе административной реформы государственного управления изменилась структура федеральных органов исполнительной власти. Идет процесс разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления, оптимизации деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти. Этими процессами и определяется актуальность данной работы.
В книге была рассмотрена классификация чрезвычайных ситуаций, модель возникновения чрезвычайных ситуаций, дана оценка потенциальных опасностей возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Санкт-Петербурга, прогноз чрезвычайных ситуаций на 2006 год.
Был произведен анализ федерального и регионального законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 года внес существенные изменения в базовые нормативно правовые акты: федеральные законы №28-ФЗ «О гражданской обороне», №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», №69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которым изменились полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Изучены новые полномочия исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ. С целью повышения эффективности деятельности и во избежание дублирования функций предложено заключение соглашения о взаимодействии Главного управления по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга и Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу в исполнении функций по реализации полномочий, определенных законодательством РФ в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, тушения пожаров, организации и проведения аварийно-спасательных работ, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Санкт-Петербурга. Разработанную таблицу взаимодействия необходимо корректировать по мере передачи городу всех возложенных на него полномочий в соответствии с измененным законодательством.
Было установлено, что для достижения главной цели данной работы наиболее приемлемым представляется структурно-функциональный анализ, методологические основы синтеза облика и применения системы.
Итогом изучения этих методов, а также опыта практического применения ряда из них, стала комплексная модель информационно-управляющей системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, которая позволила определить и обосновать структуру, взаимодействие государственных органов власти.
Были предложены показатели для оценивания эффективности деятельности государственных органов власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и рекомендации для их расчета.
Для организации взаимодействия ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и ГУ ГОЧС, когда функции по пожаротушению будут окончательно переданы ГУ ГОЧС Санкт-Петербурга согласно Соглашению между МЧС России и Правительством Санкт-Петербурга о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопроса организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, утвержденному Постановлением Правительства РФ №10 от 11.01.2005 года, что произойдет не ранее 2008 года, целесообразно рассмотреть информационно-управляющую систему ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе разработанной структурно-функциональной схемы предупреждения и ликвидации ЧС и их последствий.
Взаимодействие ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и ГУ ГОЧС Санкт-Петербурга подразумевает, прежде всего, согласование их действий по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и пожарной безопасности.
Таким образом, в настоящей работе мы проанализировали и обосновали самые на наш взгляд важные моменты концепции управления кадровыми процессами в муниципальном образовании; была фактически разработана модель деятельности кадрового органа муниципального образования; раскрыты особенности управления муниципальными процессами. Имея целостное представление о кадровом потенциале, мы рассмотрели механизмы выработки и реализации муниципальной кадровой политики, методы управления кадровыми процессами субъектов муниципального управления и местного самоуправления. В контексте анализа всего кадрового процесса были представлены технологии подбора, расстановки, обучения, мотивации кадров на муниципальном уровне. Эти вопросы были рассмотрены в органической связи с изучением всех методов кадровой работы в органах местного самоуправления, так и за их пределами.
В данной работе был также разработан новый метод определения возможности приема кандидата на работу, основанного на знании вероятности появления признаков отбора. Эксперимент подтвердил состоятельность этого метода.
В заключении необходимо подытожить представленные материалы следующими тезисами:
1. Кадровый потенциал общества – это его социальные ресурсы. Одной из самых актуальных задач сегодня является проблема реализации этого потенциала.
Основным субъектом управления является общество в целом, каждая личность. С этой точки зрения управленческий ресурс – часть социального.
Кадры как социальная категория субъекта управления являются носителями всего многообразия управленческих, в том числе и властных отношений. Управленческие кадры, государственного управления в первую очередь, во многом определяют эффективность управления общественными делами, утверждение тех или иных ценностей, характер связи власти с гражданскими институтами общества и населением. Кадры управления, политической власти и органов общественного самоуправления находятся в постоянном изменении, что характеризуется понятием «кадровые процессы», которые понимаются как движение кадров. Кадровые процессы в органах власти способствуют реальному накоплению, распределению и перераспределению ресурсов власти в обществе между социальными и политическими субъектами.
2. Управление кадровым процессом сводится к кадровому воспроизводству. Его предназначение — воссоздать социальную сущность государственной и местной власти, восстановить ее социальные ресурсы, а вместе с ними и способность органов власти выполнять свои функции. Со сменой субъекта или его потребностей меняются и кадры органов власти и управления.
Под социальным воспроизводством кадров в системе государственной и местной власти понимается непрерывный процесс их формирования и замещения ими вакантных кадровых должностей в этих органах.
3. Решение кадровых вопросов в любом обществе - долгосрочная и многоаспектная проблема. Кадровый потенциал современного российского общества велик, но используется он крайне неэффективно.
Объектом кадровой политики являются человеческие ресурсы, предметом — система управления человеческими ресурсами, включающая в себя ряд подсистем, а целью — формирование, подготовка, расстановка и рациональное использование высококвалифицированных кадров различных отраслей хозяйства и направлений деятельности.
Важно еще раз подчеркнуть, что управление человеческими ресурсами как система охватывает три подсистемы ( управление трудовыми ресурсами, управление занятостью, управление персоналом ), каждая из которых состоит из ряда направлений и элементов, имеющих самостоятельное значение, но способствующих решению общей задачи.
4. Изложенные выше теоретические представления о кадровом потенциале общества и государственной кадровой политике служат методологией познания как сущности, так и особенностей муниципальной кадровой политики. Последние обусловлены местом и ролью местных сообществ в функционировании и развитии российского общества. Нельзя забывать, что наше общество и состоит из местных сообществ. Именно здесь, а не на пирамиде власти, начинаются все жизненно важные процессы: происходит ранняя социализация личности, закладываются основы ее убеждений и гражданственности, профессиональных и нравственных качеств и т. п.
Необходимо понять, что изолированное изучение кадровых процессов в сфере управления, властных отношений без глубокого анализа их социальных основ состояния кадрового потенциала всего общества, местного сообщества, в первую очередь, — уже заводило в тупик кадровую политику государства. На нынешнем этапе исключительной задачей органов власти является формирование работоспособной муниципальной службы.
Эффективность муниципального управления зависит от кадрового обеспечения. Система работы с кадрами государственного и муниципального управления представляет собой планируемый и контролируемый процесс, направленный на повышение государственных и муниципальных служащих.
Подбор и расстановка кадров осуществляется на основе четко сформулированных квалификационных требований к государственным и муниципальным служащим. Организационные формы проверки соответствия кандидатуры должности должны обеспечить объективность и своевременность оценки. Периодическая комплексная оценка уровня квалификации, опыта способствует повышению эффективности работы служащих или руководителя.
Кадровая работа осуществляет на основе планирования процессов: подбор, расстановка, формирование резерва, подготовка и переподготовка кадров государственных и муниципальных служащих.
5. Муниципальная кадровая политика представляет собой рассчитанную на длительный период линию развития человеческих ресурсов, систему подбора, расстановки и воспитания кадров, способных обеспечить определенную перспективу экономического, политического и культурного развития местного сообщества, целостное использование всех имеющихся на территории ресурсов: природных, человеческих, производственно-хозяйственных, образовательных, культурно-исторических и др.
В отличие от государственной кадровой политики, которая всегда затрагивает идеологию, политику, сферу властных отношений, муниципальная кадровая политика, прежде всего, касается непосредственной жизнедеятельности людей, их жизнеобеспечения и к работе в органах местного самоуправления, распределения по сферам деятельности. Она затрагивает экономику, культуру, социальную сферу и управление. В центре стоит проблема воплощения муниципальной социальной политики, где человек с его потребностями, интересами и устремлениями занимает определяющее место.
На современном этапе основная цель муниципальной кадровой политики состоит в следующем:
• привлечь к участию в социально-экономических реформах все трудоспособное население территории;
• укомплектовать все звенья общественной и хозяйственной работы инициативными и компетентными людьми;
• обеспечить непрерывное совершенствование и своевременное обновление кадрового состава производственно-хозяйственной, социально-культурной и управленческой организации местного сообщества.
6. Российская модель местного самоуправления не может быть сведена только к правовой, политической. Местное самоуправление должно быть рассмотрено как гражданский институт муниципального образования, значимость которого в социальной организации общества постоянно возрастает.
Стратегическое управление кадровым потенциалом местного сообщества помогает преодолеть отчуждение населения от власти.
7. В практике еще не выработаны обоснованные критерии комплексной оценки кадровых процессов, отсутствуют критерии, работники кадровых служб приобретают информацию зачастую методом проб и ошибок.
Между тем управление движением кадров заключается в рациональном распределении специалистов по должностям. Чтобы это выявить, необходимо четко определить перечень требований к каждой должности. Иными словами, создать систему критериев и показателей, в соответствии с которыми следует стимулировать те или иные кадровые процессы.
Слабым местом в кадроведении являются пока изучение личности государственного и муниципального служащего, их гражданской позиции и философско-мировоззренческих взглядов и убеждений, определяющих линию его практического поведения и отношения к служебным обязанностям.
Вместе с тем, требует совершенствования федеральное законодательство, направленное на обеспечение единых принципов подбора, продвижения и стимулирования кадров федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Федерации.
Имеется острая необходимость совершенствования учетных документов для глубокого анализа кадровых процессов, кадровой политики в целом.
8. Несомненно, государственная кадровая политика является организующей основой многих других «политик» в области, например, народонаселения, воспитания и образования, профессиональной ориентации, занятости и оплаты труда, социальной защиты населения и др.
Необходимо начать с разработки и утверждения концепции кадровой политики в области государственного и муниципального управления.
Во – первых, кадровая политика не может осуществляться на «коротких программах». Она рассчитана на длительный период и требует развития «человеческих ресурсов», их рационального использования в особых условиях — в условиях кризисного состояния общества и большой неопределенности при принятии управленческих решений.
Во – вторых, необходимо ответить на вопрос стратегического значения — в чем основная цель кадровой политики на переходном этапе? Суть проблемы состоит в том, чтобы привлечь к участию в управлении государственными делами не все население, а наиболее одаренных, творческих людей («золотое ядро» нации), которые способны справиться с современными управленческими проблемами. Отсюда необходим государственный и муниципальный заказ на такие кадры, обеспеченный финансированием.
В – третьих, кадровая политика должна сменить вектор своего развития, соединив все три уровня: федеральный, региональный и местный. Кадровая политика на муниципальном уровне становится приоритетной.
9. Выработка кадровой политики на всех уровнях управления начинается с диагностики кадровых процессов, которая, являясь специальным видом аналитической деятельности, сводится к изучению проблемных полей кадровых процессов и представляет собой последовательную цепь взаимосвязанных видов аналитической деятельности.
Это свидетельствует о назревшей необходимости в совершенствовании анализа кадровых процессов, в том числе и в органах власти, побуждает властные структуры использовать данные социологической и психологической науки, без которых диагностика кадровых процессов невозможна.
Итак, программы и планы развития кадров необходимым образом должны отражать следующие этапы и направления кадровой деятельности: определение потребности в кадрах: планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников: планирование кадрового распределения и перераспределения: планирование повышения эффективности использования кадров.
10. Организация коллективного труда администрации муниципального образования является одной из наиболее актуальных проблем в условиях целостного развития местного общества.
Решение этой проблемы требует глубокого знания специфики труда и его психологических составляющих. Управленческие коллективы должны представлять собой такой вид саморегулирующихся систем, в которых формализованные структуры отношений не должны сковывать инициативы и свободы. Если глава администрации действительно стремится к поиску оптимальных путей организации коллективной деятельности, он должен владеть необходимой для этого информацией и быть достаточно осведомленным о тех социально-психологических процессах и условиях, в которых протекает трудовая деятельность его аппарата.
В результате огромных экономических и социальных изменений в муниципальных образованиях повсеместно изменилось и усложнилось управление человеческими ресурсами. Стало очевидным, что глава МО не может обладать всеми необходимыми качествами, ему нужно опираться на знания и опыт коллег и сотрудников, стимулируя их активное участие в управлении целостным развитием местного сообщества. Квалифицированным и образованным служащим необходимо предоставлять самостоятельность в тех областях, где они наиболее полно проявляют свои знания и опыт; при этом практиковать совместные обсуждения проблем для поиска и выработки нужного варианта решения.
Литература к 1 разделу
1. Адамеску А., Кистов В. Региональные программы: перспективные вопросы.// Экономист. - 1997. - №6 - с.68-72
2. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ.1999.
3. Алавердов А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. - М.: «Соминтек», 1997. - 256 с.
4. Алехина О. Управление корпоративной компетенцией как один из аспектов долгосрочного развития компании // Управление персоналом. - 2000. - №1. С.73 - 78.
5. Андреев В.А. Качество рабочей силы и рынок труда.//Российский путь в экономике. Всероссийская научно-практическая конференция. Часть 1: Сб. тр./ Санкт-Петербург, 1995. - с.44-45.
6. Андрюнин А.В., Коровкин А.Г., Парбузин К.В. Взаимодействие региональных рынков труда: опыт, анализа и прогнозирование движения населения и рабочей силы // Проблемы прогнозирования. 2001, №2.
7. Антология экономической классики. М.- 1993.
8. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. -422с.
9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: «Финансы и статистика», 1995. - 278 с.
10. Беллман Р., Гликсберг И.,Гросс О. Некоторые вопросы математической теории процессов управления. -М., ИЛ, 1962.
11. Богомазов К.И. Система мер социальной защиты как необходимое условие воспроизводства рабочей силы.// Пути формирования рын ка труда. Тезисы докладов научно-практической конференции. Часть II / - Омск, 1991. - с.58-61, с.118.
12. Бондарчук Т.А. // Рынок труда в системе рыночных экономических отношений: Сб. науч. Тр. / Под ред. Л.А.Еловикова; Омск, ун- т. Омск, 1994. 170с., с. 122-134.
13. Бортникова Т.В., Булатова Г.А. Проблемы взаимодействия Вузов и предприятий в подготовки и использовании специалистов. // Пути формирования рынка труда: Тезисы докладов научно-практической конференции 10-11 сентября 1991г. Часть II // Под ред. Еловикова Л.А. Омск, 1991.-117с.,с.37-40.
14. Брагги Дж. Новые формы занятости и информационные технологии. // Вопросы экономики. №2, 1998. - с.153-158.
15. Булатов Г.А. К вопросу о разработке направления анализа и прогнозирования рынка труда в регионах. // Рынок труда в системе ры ночных экономических отношений: Сб. науч. тр./ Под ред. Еловикова Л.А.; Омск. ун-т. Омск. 1994. 170 с - с. 145-152. Рынок труда в системе ры ночных экономических отношений: Сб. науч. тр./ Под ред. Еловикова Л.А.; Омск. ун-т. Омск. 1994. 170 с - с. 145-152.
16. Бурлов В.Г. и др. Конструктивные начала методологии синтеза моделей государственного устройства с заданными свойствами. Фундаментальные исследования в технических университетах. Секция «Национальная безопасность».: -С-Пб. СПбГТУ, 2001
17. Бурлов В.Г. Логико-алгебраическая концепция построения модели системы и её приложение для синтеза системы защиты информации (в кн. «Безопасность информации регионов России») НТК 13-15. 10. 1999 г.- СПб.; СПИИРАН, 1999.
18. Бурлов В.Г. Методы построения систем поддержки принятия решения, основанные на логико - алгебраической системной концепции математики. (Тезисы доклада) НТК 28-29 10, - С-Пб; ВИКУ им. А.Ф. Можайского, 1999.
19. Бурлов В.Г. Методологические основы моделирования социально-экономических и политических процессов. –С-Пб. С-ПбГПУ, 2006. -287с.
20. Вентцель Е.С. Исследование операций. - М., Наука. 1969.
21. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. - М., Наука. 1969.
22. Гладий И.И. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов в региональной системе.// Пути формирования рынка труда: Тезисы докладов научно-практической конференции 10-11 сентября 1991г. Часть II // Под ред. Еловикова Л.А. Омск, 1991. - 117 с., с.89-93.
23. Гнеденко Б.В., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового обслуживания. - М., Наука. 1966.
24. Гнеденко Б.В.,Коваленко И.Н. Лекции по теории массового обслуживания . - Киев. КВИРТКУ 1963.
25. Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника, -М.; Сов. Радио, 1962
26. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование в решении социально-управленческих проблем российских коммерческих предприятий. - М., 1990
27. Горелова В.Л., Мельников Е.Н. Основы прогнозирования систем. - М.: Высшая школа, 1993, 183с.
28. Грязнова Л. , Марусис Г. Занятость: уровень, структура и формы регулирования. – Минск, 1994.
29. Домничев Д.Ю. Период реформ: проблема занятости. // Экономические и социальные проблемы переходного периода. Сборник научных трудов. -М.: МПУ "СигналЪ", 1998.
30. Дудников С.В. Стандарты работы кадровых агентств и правила поведения на рынке труда. // Трудовое право. 2002, №4.
31. Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда. // Вопросы экономики. №9, 1994.
32. Зубкова В.К., Гордеева Л.В., Николаев А.Н. Управление экономикой региона и муниципальных образований. - Саратов, 2000. С. 163.
33. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 1993. -364с.
34. Иншаков О.В., Калинина А.Э. Развитие рынка труда и оценка эффективности обеспечения занятости на Юге России.- Волгоград; Издательство ВолГУ, 2002. - 84с.
35. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег // СБ. Антология экономической классики. Т.2., С.425.
36. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Петроза водск. Изд-во «Петроком» - 1993.
37. Кульман А. Экономические механизмы. М.Ю 1993.
38. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Финансы и статистика, 2000. -289с.
39. Попов А.Н., Кузнецов Л.А. Регион и рынок труда. // Пути формирования рынка труда: Тезисы докладов научно-практической конференции 10-11 сентября 1991г. Часть II / Под ред. Еловикова Л.А. Омск, 1991. 117с., с. 70-74.
40. Управление трудовыми ресурсами. Справ. Пособие / Под ред. Л.А. Костина. - М.: Экономика, 1987. -194с.
41. Шаховская Л.С., Мерзликина Г.С., Основные проблемы устойчиво го развития региональных производственных систем и пути их решения в условиях переходной экономики. // Научное обоснование экономической реформы: / Сб. материалов ежегод. межрег. научно-практической конференции 28-29 ноября 1996 г. - ВолгГТУ - Волгоград, 1996 - с. 1 -6.
42. Ширенко В.Б. Организация перераспределения трудовых ресурсов в регионе. // Пути формирования рынка труда: Тезисы докладов научно-практической конференции 10-11 сентября 1991 г. Часть 11 / Под ред. Еловикова Л.А. Омск, 1991. 117 с., с.81-85.
43. Щекин Г.В. Планирование и организация работы с персоналом. Учебное пособие. - к.: МЗУУП, 1993. - 200с.
Литература к 2 разделу
1. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2. Бурлов В.Г. Методологические основы моделирования социально- экономических и политических процессов. Учебное пособие.СПбГТУ,2006
3. Федеральный закон РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
4. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2005
5. Материалы сайтов http://msb.karelia.ru/; http://www.nisse.ru/; http://www.niisp.ru/News/Events/art4/
6. "Малый бизнес в промышленности Санкт-Петербурга". Аналитическая справка для круглого стола "Малый бизнес и промышленность" Третьего ежегодного Форума предпринимательства Санкт-Петерубурга" 20-22 декабря 2005
7. Абалкин Л.И. Перспективы экономики на исходе XX века // Экономист.- 1996-№ 12.-С. 3-9.
8. Кушлин В.И. Инновационный потенциал России: современное состояние, пути развития, эффективность использования.- М.: РАГС, 1997.- 9 с.
9. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
10. Обсуждение Проектов 2005 года ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства"
11. Федеральный закон от 8 августа 2001 года №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"
12. Федеральный Закон от 22 марта 1991 года № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
13. Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 года №1384 "О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией"
14. Постановление Правительства РФ от от 5 августа 2000 г. №581 "О совете по предпринимательству при Правительстве РФ"
15. Закон Санкт-Петербурга от 06 ноября 1996 №137-48 "О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге"
16. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 №1676 "О мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге"
17. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от от 10 февраля 2004 г. №177 "О комитете экономического развития, промышленной политики и торговли"
18. Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга №378-р от 23 апреля 1998 "О комиссии по вопросам информационного обеспечения безопасности предпринимательства"
Литература к 4 разделу
1. Анализ служебной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу за 3 месяца 2006 года
2. Арнольд В.И. Теория катастроф. – Москва, 1990
3. Бурлов В.Г. Методологические основы исследований социально-экономических и политических процессов. – Санкт-Петербург, 2004
4. Бурлов В.Г., Дубаренко К.А., Матвеев А.В., Матвеев В.В., Потапов В.В. Основы теории анализа и управления риском в чрезвычайных ситуациях. – Санкт-Петербург, 2003
5. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2005 год
6. Грицюк Т.В. Система государственного и муниципального управления: Учебник для вузов. – Москва, 2004
7. Закон Санкт-Петербурга от 30.10.2003 №642-87 «О Правительстве Санкт-Петербурга»
8. Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2005 №368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге»
9. Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2005 №514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
10. Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. Под ред. Воробьева Ю.Л. – Москва, 1997
11. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
12. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. – Москва, 1995
13. Организационно-методические указания по подготовке населения Санкт-Петербурга в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2020 годы от 28.11.2005 №07-104/9308
14. Пикулькин А.В. Система государственного управления.- Москва, 2004
15. «Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации» от 30.10.1993
16. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга 20 29.12.2003 №175 «О распределении обязанностей между вице-губернаторами»
17. Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 №177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»
18. Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»
19. Постановление Правительства РФ от 15.04.1994 №330-15 «О мерах по накоплению и использованию имущества гражданской обороны»
20. Постановление Правительства РФ от 23.04.1994 №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»
21. Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 №1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
22. Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 №1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
23. Постановление Правительства РФ от 24.03.1997 №334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
24. Постановление Правительства РФ от 14.05.1997 №570-27 «Об утверждении Положения о мобилизационном резерве»
25. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 №1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»
26. Постановление Правительства РФ от 20.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»
27. Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»
28. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 №841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»
29. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 №1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации»
30. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
31. Постановление Правительства РФ от 04.12.2003 №732-47 «Об утверждении Типового положения о запасном пункте управления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации»
32. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
33. Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 №47 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации»
34. Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 №303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»
35. Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 №712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом МЧС России»
36. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 №385 «О федеральной противопожарной службе»
37. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 №224 «О Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга»
38. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.12.2004 №1968 «О Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга»
39. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.08.2005 №1139 «Об утверждении Положения о противопожарной службе Санкт-Петербурга»
40. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.08.2005 №1140 «О создании санкт-петербургских государственных учреждений противопожарной службы Санкт-Петербурга»
41. Пригожин И.Р. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. – Москва, 1986
42. Приказ МЧС России от 07.07.1997 №382 «О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
43. Приказ МЧС России от 1997 №16 «Об утверждении Положения о метрологическом обеспечении в системе МЧС России»
44. Приказ МЧС России от 18.06.2001 №273 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны»
45. Приказ МЧС России от 08.07.2004 №329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»
46. Приказ МЧС России от 06.08.2004 №372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации»
47. Приказ МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»
48. Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 28.08.2001 №683-ра «Об организации обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
49. Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 24.09.2001 № 849-ра «Об утверждении Порядка создания в Санкт-Петербурге убежищ и иных объектов гражданской обороны»
50. Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 26.09.2003 №2243-ра «О проведении смотра-конкурса на лучшее защитное сооружение гражданской обороны Санкт-Петербурга»
51. Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 29.07.1997 №779-р «Об утверждении Положения о Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
52. Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 23.10.1997 №1082-р «О порядке проведения эвакуационных мероприятий в Санкт-Петербурге»
53. Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 22.02.2000 №182-р «О создании Санкт-Петербургской территориальной подсистемы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
54. Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 01.03.2000 №218-р «О создании службы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Санкт-Петербурга»
55. Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 24.10.2000 №1154-р «О порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны»
56. Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 08.05.1996 №266-р «О сдаче в аренду защитных сооружений гражданской обороны»
57. Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 02.06.1999 №772-р «О порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями»
58. Свод правил по проектированию и строительству СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства»
59. Указ Президента РФ от 24.12.1993 №2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»
60. Указ Президента РФ от 28.08.2003 №991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
61. Устав Санкт-Петербурга от 28.02.1998
62. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. Учебное пособие. - Москва, 2002
63. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
64. Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
65. Федеральный закон от 29.12.1994 №79-ФЗ «О государственном материальном резерве»
66. Федеральный закон от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
67. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
68. Федеральный закон от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»
69. Федеральный закон от 07.05.1998 №73-ФЗ «Градостроительный кодекс»
70. Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне»
71. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
72. Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
73. Черепова В.Е. Разработка модели управления рынком труда в муниципальном образовании: Дипломная работа. – СПбГПУ, 2006
74. Шабров О. Анализ систем на пороге XXl века: теория и практика. – Москва, 1996
75. Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.Л. Катастрофы и государство. – Москва, 1997
Литература к 5 разделу
1. Сервер HR – Portal, http://www.hr-portal.ru/
2. Хохлов А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти (социологический анализ). – М. 2000.
3. Федеральный закон № 119 – ФЗ от 31.07.1995 г. (редакция от 27.05.2003). “Об основах государственной службы Российской Федерации”.
4. Федеральный закон № 8 – ФЗ от 08.01.1998 г. (редакция от 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы в РФ».
5. Федеральный закон № 154 – ФЗ от 28.08.1995 г. (редакция от 08.12.2003) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
6. Бурлов В.Г., Матвеев В.В. Управление персоналом. Учебное пособие – СПб.: Медиа – центр «Фокус», 2005. – 211 с.
7. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2000.
8. Акционерное общество. Сборник типовых организационно – распорядительных документов. – М.: Российский юридический издательский дом, 1994.
9. Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. – М., 1996.
10. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 320 с.
11. Муниципальная кадровая политика: Учебное пособие для вузов/ А.Г. Гладышев, В.Н.Иванов, Е.С.Савченко и др.; под общ.ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева; Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. 2-е изд. – М.: Муниципальный мир, 2003.
В.Г. Бурлов
ОСНОВЫ
МОДЕЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
(Модели. Технологии)
НП «Стратегия будущего»
Отпечатано с готового оригинал-макета, представленного автором
[1] См.: Хохлов А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти (социологический анализ). –
М.. 2000.
2 Акционерное общество. Сборник типовых организационно-распорядительных документов. – М.: Российский юридический издательский дом, 1994.
[2] Д. Мак – Грегор (1906-1964) представитель теории человеческих ресурсов. Школа научного менеджмента, развивающаяся в русле теории человеческого фактора в концепции “производственной демократии”.