Безопасность населения и территорий, т.е. приемлемый уровень безопасности населения, достигается путем управления природными (стихийных бедствий) и техногенными (аварий и катастроф) рисками. Долгосрочные цели управления в масштабе отдельной страны ставятся на основе концепции устойчивого развития, среднесрочные – приемлемого риска, краткосрочные – оправданного риска.
В общем случае управление риском – это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности – процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на снижение различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основан на мониторинге окружающей среды и анализе риска.
Согласно другому определению управление риском – это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.
Для управления риском необходимо учитывать социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Научный подход к принятию решений в целях устойчивого развития общества, т.е. обеспечения безопасности человека и окружающей его среды в условиях повышения качества жизни каждого индивидуума, требует взвешенного и непредвзятого мышления, основанного на количественном анализе риска и последствий от принимаемых решений. Эти решения принимаются в рамках системы управления риском.
Важной составной частью этого управления должна стать система управления рисками ЧС (или управления природной, техногенной и социальной безопасностью населения). Для управления рисками ЧС следует развивать:
· систему мониторинга, анализа риска и прогнозирования чрезвычайных ситуаций как основы деятельности по снижению рисков ЧС;
· систему предупреждения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;
· систему ликвидации ЧС, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;
· систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС.
Структура системы управления природными и техногенными рисками в масштабе страны или на конкретной территории имеет вид, изображенный на рис. 3.1.1. Она включает следующие основные элементы:
· исходя из экономических и социальных факторов устанавливаются уровни приемлемого риска и строятся механизмы государственного регулирования безопасности;
· мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирование ЧС;
· принятие решений о целесообразности проведения мероприятий защиты;
· рациональное распределение средств на превентивные меры по снижению риска и меры по смягчению последствий ЧС;
· осуществление превентивных мер по снижению риска ЧС и смягчению последствий;
· проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ при ЧС.
Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасностей, мониторинг окружающей среды – анализ (оценка и прогноз) угрозы – анализ уязвимости территорий – анализ риска ЧС на территории – анализ индивидуального риска для населения. В дальнейшем сравнение его с приемлемым риском и принятие решения о целесообразности проведения мероприятий защиты – обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, создание необходимых резервов для смягчения последствий ЧС.
Рис. 3.1.1. Структура системы управления природным и техногенным рисками
Меры защиты осуществляются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС по двум основным направлениям:
· превентивные меры по снижению рисков и смягчению последствий ЧС, осуществляемые заблаговременно;
· меры по смягчению (ликвидации) последствий уже произошедших ЧС (экстренное реагирование), т.е. аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение ущерба. [4]