ПС – это общественно-экономическая ситуация, включающая в себя
· степень экономической свободы;
· наличие предпринимательского корпуса;
· доминирование рыночного типа экономических связей;
· возможность формирования предпринимательского капитала;
· возможность использования необходимых ресурсов.
ПС представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей. ПС подразделяется на внешнююсреду, как правило, независимую от самих предпринимателей, и внутреннююсреду, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.
Элементы внешней среды, поддающиеся косвенному воздействию со стороны системы предпринимательства, формируют микроокружающую среду. В ее состав входят: конкуренты, потребители, поставщики, посредники, контактные аудитории (СМИ, финансовые организации, государственные учреждения, общественные организации и т.д.).
Макроокружающая внешняя среда включает широкую совокупность элементов, которых объединяет отсутствие возможности для воздействия на них со стороны субъектов предпринимательства, и наоборот – необходимость в приспособлении к формируемым условиям. К элементам макроокружения относятся: экономические, демографические, научно-технические, политико-правовые, природные и социально-культурные.
Внутренняя среда предпринимательства представляет собой совокупность условий функционирования предпринимательской организации, и полностью зависит от предпринимателя. При формировании внутренней среды предпринимательства выделяют две ее составляющие: ситуационные факторы и элементы внутренней среды.
Ситуационные факторы – это внутренние переменные, которые создаются предпринимателем, исходя из анализа внешней среды, и используются для определения граничных условий функционирования предпринимательской организации. К основным ситуационным факторам относятся:
· цели предпринимательства;
· этика и культура предпринимательской деятельности;
Элементы внутренней среды – это составные части предприятия, необходимые для достижения его целей. К ним относятся: производство, маркетинг, НИИОКР, финансы, персонал и др.
Формирование ПС – процесс управляемый, но методы управления таким процессом не могут носить директивного характера. В их основе должны лежать меры, связанные с созданием благоприятных условий для появления и становления субъектов предпринимательской деятельности.
Условия, необходимые для существования ПС:
· наличие прав собственности на средства производства, продукт и доход;
· наличие совокупности прав и свобод (экономическая самостоятельность);
· наличие условий рыночно конкурентного режима хозяйствования;
· наличие благоприятного психологического климата среди населения;
· правовая защищенность;
· государственная поддержка в области финансирования и материально-технического обеспечения.