русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Элементы линейной алгебры


Дата добавления: 2014-09-25; просмотров: 946; Нарушение авторских прав


 

Косвенные методы перевода служат для более быстрого, а, возможно, и удобного перевода чисел между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления (Рис.1).

       
   

 


Рис. 1

Эти же методы помогут осуществить и перевод чисел между 2с/с и 10с/с через 8с/с или 16с/с и (Рис. 2, Рис.3) .

       
   

 

 


Рис. 2 Рис. 3

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления тесно связаны с двоичной системой счисления, т.к. числа 8 и 16 являются соответственно 3 и 4 степенью числа 2. Существуют более быстрые способы перевода между этими тремя системами счисления. Для удобства сведем системы счисления в таблицу:

 

10с/с 2с/с 8с/с 16с/с
А
В
С
D
E
F

 

Правило 5. Перевод из 2с/с в 8с/с

Двоичное число разбиваем по 3 разряда (триада) влево (для целой части) и вправо (для дробной части) от запятой. При необходимости добавляем незначащие нули. Каждую полученную триаду заменяем восьмеричной цифрой (см. Таблицу 1). Получаем число в 8с/с.

Пример: Преобразуем число 11111101100100,01101010012 в 8с/с

Разобьем число на триады: 11 111 101 100 100,011 010 100 12,

Добавим незначащие нули слева и справа:

011 111 101 100 100 , 011 010 100 100

Заменим триады восьмеричными цифрами:

Запишем восьмеричное число, не забывая про десятичную запятую:



37544,32448

 

Правило 6. Перевод из 2с/с в 16с/с

Двоичное число разбиваем по 4 разряда (тетрада) влево (для целой части) и вправо (для дробной части) от запятой. При необходимости добавляем незначащие нули. Каждую полученную тетраду заменяем шестнадцатеричной цифрой (см. Таблицу 1). Получаем число в 16с/с.

 

Пример: Преобразуем число 11111101100100,01101010012 в 16с/с

Разобьем число на триады: 11 1111 0110 0100 , 0110 1010 01.

Добавим незначащие нули: 0011 1111 0110 0100 , 0110 1010 0100

 

Запишем шестнадцатеричное число, не забывая про десятичную запятую:

3F64,6A416.

 

Правило 7. Перевод из 8с/с в 2с/с

Каждая восьмеричная цифра заменяется 3 разрядами двузначного числа. Отбрасываются незначащие нули слева (в целой части числа) и справа (в дробной части числа). Получаем число в 2с/с.

 

Пример: Переведем 37544,32448 в 2с/с

 

Запишем двоичные цифры, отбрасывая незначащие нули, и не забудем про десятичную запятую:

11111101100100,01101010012

 

Правило 8. Перевод из 16с/с в 2с/с

Каждая шестнадцатеричная цифра заменяется 4 разрядами двузначного числа. Отбрасываются незначащие нули слева (в целой части числа) и справа (в дробной части числа). Получаем число в 2с/с.

 

Пример: Переведем число 3F64,6A416 в 2с/с

 

Запишем двоичные цифры, отбрасывая незначащие нули, и не забудем про десятичную запятую:

11111101100100,01101010012

Элементы линейной алгебры

Теоретические вопросы

  1. Что называется определителем второго, третьего, n-го порядков?
  2. Назовите основные свойства определителей.
  3. Что называется минором, алгебраическим дополнением элемента определителя?
  4. Назовите методы вычисления определителей третьего, n-го порядков.
  5. Напишите формулы Крамера решения системы линейных уравнений. В каких случаях их можно использовать?
  6. Что называется матрицей?
  7. Как определяются основные действия над матрицами?
  8. Какая матрица называется обратной по отношению к данной матрице? Как найти матрицу, обратную данной?
  9. Что называется рангом матрицы? Как найти ранг матрицы?
  10. Сформулируйте теорему Кронекера-Капелли.
  11. Опишите матричный способ решения системы линейных уравнений.
  12. Назовите схему решения системы линейных уравнений по методу Гаусса.
  13. Какова геометрическая интерпретация системы линейных уравнений и неравенств?

 

Часть I.

Решение системы линейных уравнений по формулам Крамера

 

Рассмотрим систему уравнений:

(1)

где х,у,z – неизвестные; коэффициенты а11, а12,…., а33 и свободные члены 1, 2, 3 – известные постоянные (числа)

Введем обозначения:

;

Определитель , составленный из коэффициентов при неизвестных системы (1), называется определителем данной системы.

Определители , получаются из определителя при помощи замены соответственно его первого, второго и третьего столбца – столбцом свободных членов данной системы.

Если то система (1) имеет единственное решение; оно определяется формулами:

(2)

Формулы (2) называются формулами Крамера.

Если определитель системы а хотя бы один из определителей , отличен от нуля, то система (1) не имеет решений.

В случае, когда и одновременно , система (1) также может не иметь решений; но если система в этом случае имеет хотя бы одно решение, то она имеет бесконечно много решений.

Решение типового примера.

Пусть требуется, используя формулы Крамера, решить систему

Вычислим сначала главный определитель системы , воспользовавшись следующим правилом вычисления определителей третьего порядка:

= .

У нас

Так как делаем вывод о том, что система имеет единственное решение. Найдём его. Вычислим вспомогательные определители , .

;

;

.

Далее, воспользовавшись формулами Крамера, окончательно получим

.

Осуществим проверку правильности полученного решения, подставив его в каждое уравнение заданной системы:

Все три равенства верные, поэтому делаем вывод о правильности полученного решения.

Ответ: х = 0; у = –1; z = 2.

 

 

Часть II

Матричный метод решения системы линейных уравнений.

 

Рассмотрим систему линейных уравнений

 

(1)

 

Обозначим через А – матрицу коэффициентов при неизвестных; X – матрицу – столбец неизвестных х, у, z; В – матрицу – столбец свободных членов 1, 2, 3:

 

А= ; Х= ; В=

 

С учетом этих обозначений данная система уравнений (1) принимает следующую матричную форму:

 

(2)

Если матрица А – невырожденная (ее определитель отличен от нуля), то она имеет обратную матрицу . Умножив обе части уравнения (2) на , получим:

 

.

 

но (Е – единичная матрица), а , поэтому

 

(3)

 

Равенство (3) называется матричной записью решения системы линейных уравнений (1). Для нахождения решения системы уравнений необходимо вычислить обратную матрицу .

Пусть имеем невырожденную матрицу

 

, ее определитель

 

Тогда

= (4)

 

где А j ( =1, 2, 3; j=1, 2. 3) – алгебраическое дополнение элемента ij в определителе матрицы А, которое является произведением на минор (определитель второго порядка), полученный вычеркиванием -ой строки и j-го столбца в определителе матрицы А.

 

Решение типового примера.

 

Данную систему уравнений записать в матричной форме и решить ее с помощью обратной матрицы.

 

Обозначим матрицы

; Х = ; В= .

 

Тогда матричная форма записи данной системы будет

 

,

или

=

Найдем обратную матрицу для матрицы А. Для этого:

1) Вычислим определитель матрицы А.

 

=

 

Получили . Следовательно матрица А имеет обратную матрицу .

2) Найдем алгебраические дополнения для каждого элемента определителя матрицы А.

 

 

3) Обратная матрица будет иметь вид:

 

 

4) Проверим правильность полученной обратной матрицы (произведение обратной матрицы на матрицу А должно быть равно единичной матрице Е).

 

 

Получили единичную матрицу. Значит обратная матрица найдена верно.

 

Находим решение данной системы уравнений в матричной форме

 

 

Получили , следовательно х = 3; у = 0; z = –2.

Проверим правильность полученного решения, подставив его в каждое уравнение заданной системы:

Все три равенства верные, поэтому делаем вывод о правильности полученного решения.

Ответ: х = 3, у = 0, z= –2

 

 

Часть III



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Косвенные методы перевода | Решение системы линейных уравнений методом Гаусса.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.01 сек.