Видеопамять - это специальная оперативная память, в которой формируется графическое изображение. Иными словами для получения на экране монитора картинки её надо где-то хранить. Для этого и существует видеопамять. Чаще всего ее величина от 512 Кб до 4 Мб для самых лучших компьютеров при реализации 16,7 млн. цветов.
Экран дисплея может работать в двух основных режимах: текстовом и графическом.
В графическом режиме экран разделяется на отдельные светящиеся точки, количество которых зависит от типа дисплея, например 640 по горизонтали и 480 по вертикали. Светящиеся точки на экране обычно называют пикселями, их цвет и яркость может меняться. Именно в графическом режиме появляются на экране компьютера все сложные графические изображения, создаваемыми специальными программами, которые управляют параметрами каждого пикселя экрана. Графические режимы характеризуются такими показателями как:
- Разрешающая способность (количество точек, с помощью которых на экране воспроизводится изображение) - типичные в настоящее время уровни разрешения 800*600 точек или 1024*768 точек. Однако для мониторов с большой диагональю может использоваться разрешение 1152*864 точки.
- Глубина цвета(количество бит, используемых для кодирования цвета точки), например, 8, 16, 24, 32 бита. Каждый цвет можно рассматривать как возможное состояние точки.
- Палитра (количество цветов, которые используются для воспроизведения изображения), например 4 цвета, 16 цветов, 256 цветов, 256 оттенков серого цвета, 216 цветов в режиме называемом High color или 224 , 232 цветов в режиме True color.
Для получения черно-белого изображения (без полутонов) пиксель может принимать только два состояния: “белый” или “черный”. Тогда для его кодирования достаточно 1 бита:
0 означает, что пиксель не светится, а 1 - светится.
Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, поскольку два бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов:
Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому 1 бита на пиксель – недостаточно. Цвет пикселя на экране формируется наложением трех цветов: красного, зеленого, синего.
Из трех цветов можно получить восемь комбинаций:
К
З
С
Цвет
Черный
Синий
Зеленый
Голубой
Красный
Розовый
Коричневый
Белый
Следовательно, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель.
Для получения богатой палитры цветов базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности, тогда количество различных вариантов их сочетаний, дающих разные краски и оттенки, увеличивается.
Шестнадцатицветная палитра получается при использовании 4-разрядной кодировки пикселя: к трем битам базовых цветов добавляется один бит интенсивности. Этот бит управляет яркостью всех трех цветов одновременно.
Количество различных цветов и количество бит, необходимых для их кодировки связаны между собой формулой Хартли:
N=2i
Где N – количество цветов, i - глубина цвета.
Объем растрового изображения определяется умножением количества точек на информационный объем одной точки, который зависит от количества возможных цветов.
Если разрешающая способность экрана X х Y и каждому пикселю соответствует i битов видеопамяти, то минимальный объем видеопамяти
(бит)
Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора, т.е. количеством точек, из которых оно складывается. Чем больше разрешающая способность, т.е. чем больше количество строк растра и точек в строке, тем выше качество изображение.
Пример 4.1. Заполните таблицу цветов при 24- битной глубине цвета в 16-ричном представлении.
При глубине цвета в 24 бита на каждый из цветов выделяется по 8 бит, т.е для каждого из цветов возможны 256 уровней интенсивности (28 =256). Эти уровни заданы двоичными кодами (минимальная интенсивность - 00000000, максимальная интенсивность - 11111111).
В двоичном представлении получается следующее формирование цветов:
Название цвета
Интенсивность
Красный
Зеленый
Синий
Черный
Красный
Зеленый
Синий
Белый
Переведя в 16-ричную систему счисления имеем:
Название цвета
Интенсивность
Красный
Зеленый
Синий
Черный
Красный
FF
Зеленый
FF
Синий
FF
Белый
FF
FF
FF
Пример 4.2. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor="#XXXXXX", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом <body bgcolor="#FFFFFF">?
Переведем шестнадцатеричное значение цвета в двоичное представление:
F F F F F F
1111 1111 1111 1111 1111 1111
Как видно, интенсивность каждого байта максимальна. Значит, цвет страницы будет самым ярким, т.е. белым.