русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Теория лидерства в менеджменте


Дата добавления: 2014-09-25; просмотров: 3684; Нарушение авторских прав


Аннотация:Описываются лидерство и руководство. Теория "Х" и теория "Y" Д. МакГрегора. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Три стиля руководства. Исследования лидерства в Огайо и Мичигане. Типология лидерства по Р. Лейкерту. Типология Танненбаума и Шмидта. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Теория Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херсея и К. Бланшарда. Теория "путь-цель" Хауса и Митчелла. Теория В. Врума. Теории харизматического лидерства. Теория преобразующего лидерства. Заменители лидерства. Лидерство в теории социального научения.

Ключевые слова:ПО, устойчивая система, доверие, Личность, определение, значимость, опыт, анализ

Цель лекции:определить понятие лидерства, провести сравнение с руководством, рассмотреть классификации лидерства с позиции научных школ.

Руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем.

Лидерство представляет собой процесс по организации и управлению взаимоотношениями и деятельностью участников малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, выделенным в ходе случайно формирующихся межличностных отношений.

Отличие менеджера от лидера представлено в таблице 26.1:

Таблица 26.1. Отличительные признаки лидера и менеджера
Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План – основа действий Видение – основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное решение
Уважаем Обожаем

Среди основных лидерских качеств можно выделить:



1. Интеллектуальные способности: знание дела, развитость речи, интуиция, образованность, ум и рассудительность, проницательность, оригинальность и пр.

2. Приобретенные умения: умение заручиться поддержкой, объединяться, тактичность и дипломатичность, умение брать на себя риск и нести ответственность.

3. Черты характера личности: инициативность, энергичность, гибкость, созидательность, настойчивость, независимость, честность, потребность в достижениях, обязательность и пр.

Характеристика менеджера как эффективного лидера:

1. ценится подчиненными,

2. оказывает значительное воздействие на подчиненных,

3. уверен в себе, ясно излагает свои мысли,

4. устанавливает хорошее взаимодействие,

5. вознаграждает требуемое поведение,

6. имеет стратегию влияния на группы,

7. проявляет настойчивость и требовательность,

8. прислушивается к мнению других,

9. имеет убедительный внешний вид.

Теория "Х" и теория "Y" Д. МакГрегора

Личностный подход основывается на анализе лидерских качеств, необходимых руководителю для эффективного управления.

Теория Х:

1. работники противятся любым переменам;

2. работники от природы ленивы и избегают усилий при любой возможности;

3. цели работников противоположны целям организации;

4. работникам плохо удается принимать решения.

Теория Y:

1. все работники обладают потенциалом для развития в рамках их должностей, а иногда и сверх них;

2. работники способны нести ответственность за свой труд;

3. цели работников могут совпадать с целями организации.

Р. Стогдилл и У. Беннис недостатками личностного подхода выделяли:

1. количество важных лидерских качеств практически бесконечно;

2. не установлена тесная связь между этими качествами и лидерством.

Стили руководства по Р. Стогдиллу и У. Беннису:

· устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

· манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Авторитарный стиль руководствазаключается в следующих положениях:

· Централизация власти в руках руководителя (принятие решений - единоличное).

· Ставка на администрирование (приказ, указание, распоряжение).

· Ограниченные контакты с подчиненными (соблюдение дистанции).

· Допускает ограниченную инициативу в действиях подчиненных.

· В отношениях с подчиненными категоричен, часто резок.

· Стимулирование подчиненных ориентировано больше на наказание, чем на поощрение.

· Новое воспринимается с осторожностью (или вообще не воспринимается).

· Уверен в том, что дело знает лучше подчиненных.

· Ответственность за результаты деятельности полностью возлагает на себя.

Демократический стиль руководствасостоит в:

· Децентрализация властных полномочий.

· Решение принимается коллегиально (на основе консультации с подчиненными).

· В доведении задач до исполнителей часто используется метод предложений.

· С подчиненными поддерживаются тесные контакты.

· Инициатива подчиненных допускается и поощряется.

· Стимулирование ориентировано на поощрение, чем на наказание.

· Отношения с подчиненными доброжелательные, уважительные.

· Стремление к овладению новыми знаниями, самообразованию.

Либерально-попустительский стиль руководства:

· Высокая степень децентрализации властных полномочий (минимальное вмешательство в деятельность подчиненных).

· Роль руководителя – обеспечение подчиненных информацией и посредничество в процессе их взаимодействия.

· Инициатива полностью передается в руки подчиненных.

· Высокая степень зависимости руководителя от подчиненных.

· Взаимоотношения с подчиненными мягкие, вежливые, основанные на уступках руководителя и его боязни конфликтов.

· В стимулировании труда отсутствует четкая ориентация.

· Требования руководителя к подчиненным низкие.

· Ответственность за результаты деятельности перекладываются на подчиненных.

Модель ситуационного лидерства Френка Фидлера

Стиль руководства зависит от:

1. Отношения руководителя с подчиненными (хорошие, плохие);

2. Властных полномочий (достаточные, недостаточные);

3. Структурности задач (четко, нечетко) в различных ситуациях стиль ориентируется либо на организационно-техническую сторону дела, либо на налаживание человеческих отношений.

Модель ситуационного лидерства Т.Митчелла и Р.Хауса

Стиль зависит от ориентации подчиненных на личные выгоды.

Варианты стиля:

1. Стиль поддержки человеческих отношений;

2. Инструментальный стиль (создание организационно-технических условий);

3. Стиль достижения высоких результатов;

4. Стиль привлечения подчиненных к управлению.

Модель ситуационного лидерства П.Херсея и К.Бланшарда

Зависимость стиля от образования и практического опыта подчиненных.

Варианты стиля:

1. Стиль жесткого контроля подчиненных;

2. Стиль участия подчиненных в принятии решений;

3. Стиль коллективного управления и самоуправления.

Модель ситуационного лидерства В.Врума и Ф.Йеттона

Зависимость стиля от особенностей коллектива и характера проблемы:

1. Стиль единоличного принятия решения;

2. Стиль учета мнений подчиненных;

3. Своевременное обсуждение и решение проблем;

4. Решения вырабатываются группой.

Теория лидерских качеств Р. Стогдилла

Р. Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия "статус", "взаимодействие", "сознание" и "поведение" индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Таким оразом, лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.

Исследования лидерства в Огайо и Мичигане.

Первая работа по количественному анализу лидерства была представлена в 1945 г. в бюро исследований бизнеса Университета штата Огайо. Но только в 1950 г. Э. Флейшмэн с помощью статистического анализа упростил обширный перечень параметров до двух чётко определённых факторов:

1. Внимательность, т.е. степень, с которой руководитель проявляет сердечность, уважение, заботу и доверие к своим подчиненным.

2. Ведение структуры.

В исследовательском центре Мичиганского университетав результате выполнения аналогичной работы также были выявлены два фактора:

1. Ориентация на работников, т.е. такой стиль поведения, при котором демонстрируется понимание руководителем интересов подчиненных, уважение их индивидуальность и внимание к их потребности.

2. Ориентация на производство, т.е. основное внимание уделяется производственным и техническим вопросам работы.

Главным методом измерения этих оценок выступало анкетирование; один перечень вопросов был составлен для подчиненных, а другой — для руководителя.

Типология лидерства по Р. Лейкерту

Система 1 — эксплуататорско-авторитарная.

Руководители, принадлежащие к данному стилю, имеют выраженные характеристики автократа.

Система 2 называется - благосклонно-авторитарной.

Руководители этого типа могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они допускают их, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация реализуется через вознаграждение и в некоторых случаях — через наказание.

Руководители системы 3, получившей название консультативной, проявляют значительное, но неполное доверие к подчиненным.

Система 4 подразумевает преимущественно самоуправление, групповое участие работников в принятии основных решений. Это — система, основанная на участии, или партисипативная система. По мнению Лайкерта, она самая действенная. Взаимодействия между руководителем и подчиненными носят дружеский характер.

Типология Танненбаума и Шмидта

Танненбаум и Шмидт в своей работе предложили подход к объяснению стиля руководства. Их подход заключается в том, что применяемый стиль руководства определяется четырьмя главными параметрами:

"руководитель" - его личность и предпочитаемый им стиль;

"подчиненные" - их потребности, отношения и навыки;

"задание" - требования и цели работы, которую надо выполнить;

"ситуация" - организация, ее ценности.

Теории харизматического лидера.Это возврат к старому пониманию лидера как человека, который силой своих личных способностей может оказывать глубокое и необычайное влияние на последователей. Теория предсказывает, что харизматический лидер, оказывая воздействие на своих подчиненных, может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания, а также преданности лидеру и его миссии. К ситуациям благоприятным для появления харизматического лидерства, относятся кризисы, требующие серьезных изменений, и глубокое недовольство подчиненных положением дел в организации.

Теория преобразующего лидерства.Определение харизматических характеристик лидеров может оказаться особенно важным в условиях преобразования традиционных способов реализации лидерства в организации для адаптации к драматическим изменениям. Именно этот процесс изменений стал объектом изучения харизматического лидерства. Преобразующим лидерам присущи следующие качества:

· Они считают себя носителями перемен;

· Они обладают смелостью и мужеством;

· Они верят в людей;

· Ими движут фундаментальные ценности;

· Они всю жизнь учатся;

· Они способны справиться со сложностями, неопределенностью и двусмысленностью;

· Они обладают видением перспективы.

Теории социального научения.Теория социального научения позволила сформулировать общую концептуальную основу для описания организационного поведения, она может помочь в создании непрерывного взаимодействия между лидером, окружением и поведением.

В данном случае подчиненные играют активную роль и вмести с лидером концентрирует внимание на своем поведении и поведении других, на факторах окружающей среды и своих опосредующих суждениях. Можно привести следующие примеры такого подхода:

· Лидер знакомится с макро- и микропеременными, контролирующими его поведение.

· Лидер и подчиненные ищут индивидуальные факторы, регулирующие поведение подчиненных;

· Лидер и подчиненные совместно пытаются найти способы управления индивидуальным поведением для получения взаимно подкрепляющих и полезных для организации результатов.

При таком подходе лидер и подчиненные связаны регулируемыми отношениями, основанными на взаимодействии, и сознательно стараются изменить поведение друг друга, предоставляя и принимая желаемое вознаграждение.

Заменители лидерства.Вследствие неудовлетворенности развитием теории лидерства и исследований, объясняющих и прогнозирующих влияние поведения лидера на результаты деятельности, была подвергнута сомнению и значимость лидерства как такового. Существует понятие, что существуют так называемые заменители лидерства, которые делают лидера не просто не нужным, но даже лишним, а также нейтрализаторы, которые не позволяют лидеру использовать определенные формы поведения или нейтрализуют его. Такими заменителями и нейтрализаторами могут стать подчиненные. Опыт, способности и тренированность подчиненного могут служить заменой для инструментального лидерства. Подчиненные, которые не особенно заинтересованы в организационных поощрениях, будут нейтрализовывать попытки как поддерживающего, так и инструментального лидерства.

Профессионалы отличаются от не профессионалов тем, что для них внутреннее удовлетворение целями и значимостью работы служит своего рода организационным поощрениям и является надежным заменителем поддержки со стороны лидера.

В целом понятие заменителя позволяет взглянуть на лидерство в более точной перспективе и объясняет относительно невысокую результативность исследований по этой теме. В частности, ситуация в которой находится лидер, может заменить или нейтрализовать его поведение при воздействии на поведение подчиненных и их удовлетворение. Не все находятся под контролем лидеров, лидеры не обладают мистической властью над людьми. Определенную роль играет ситуация. В тоже время лидеры оказывают воздействие на ситуацию.

Краткие итоги

В лекции представлено рассмотрение руководства с позиции лидерства. Приведен сравнительный анализ отличительных черт лидера и менеджера. Выделены основные лидерские качества, а также представлены характеристики менеджера как эффективного лидера.

Обширно представлены сведения о научных исследованиях в области лидерства.

В заключении рассмотрен блок заменителей лидерства.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к личности менеджера | Деловое общение в менеджменте


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Полезен материал? Поделись:

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.