русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Управление персоналом как объектом менеджмента


Дата добавления: 2014-09-25; просмотров: 955; Нарушение авторских прав


Аннотация:Дается представление о роли управления персоналом в общей организационной структуре. Описывается кадровое планирование. Рассматриваются организации заработной платы.

Ключевые слова:анализ, аттестация, ПО, определение, вывод, затраты, деятельность, регулирование, контроль, оплата,представление

Цель лекции:раскрыть основные подходы к управлению персоналом, выделить факторы управления, принципы поиска рабочей силы и системы оплаты труда.

Управление персоналом- это комплексное, целенаправленное воздействие на рабочие коллективы, а также отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижений целей организации.

В связи с тем, что руководитель управляет не только процессами, но и людьми, то в этой связи важно иметь ввиду, что удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников – одна из важнейших целей эффективной работы.

Для управления персоналом следует создать кадровую службу.

Кадровые службыпредставляются самостоятельными группами профессиональных специалистов – менеджерами, главные цели которых – повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров организации.

Работами кадровых служб являются:

Формирование кадров организации (планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести и т.д.).

Развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе);

Совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.

Для управления персоналом организации следует использовать следующие факторы (рисунок 17.1):


Рис. 17.1.Факторы управления персоналом

Технико – экономические факторы:



1. Изменение структуры и форм занятости: дифференциация персонала и формирование "внутренних рынков труда".

2. Пересмотр организации труда с акцентом на совместные трудовые функции и групповую работу.

3. Непрерывное повышение квалификации и переподготовка персонала.

4. Создание комплексных систем управления качеством работы.

Личностные факторы:

1. Пересмотр принципов занятости, гибкие и индивидуальные формы работы.

2. Создание системы непрерывного образования кадров.

3. Направленность системы стимулирования на предпринимательство, новаторство, участие в управленческих решениях.

4. Изменение стиля руководства и повышение роли "корпоративной культуры" в системе управления.

5. Комплексный подход к воспроизводству человеческих ресурсов в организации, закрепление и развитие ценных кадров.

Экономические и социально-политические факторы:

1. Аккумулирование передового международного опыта управления персоналом.

2. Создание новых форм положительного сотрудничества работников, профсоюзов и администрации организаций.

3. Усиление взаимодействия кадровых служб с государственными организациями.

4. Политика управления трудом.

Развитие теории управления:

1. Формирование целостного "видения" управления персоналом, понимание роли конкретной личности в обеспечении эффективной работы организации.

2. Повышение аналитической обоснованности решений по использованию трудовых ресурсов.

Таким образом, основными задачами кадровых служб являются следующие:

· всесторонняя поддержка бизнеса;

· формирование политики прогноза персонала, поддержка творческого отношения к делу;

· обеспечение высокого уровня профессионализма и качество экспертизы в кадровых вопросах;

· определение проблем в использовании трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений;

· создание условий для продуктивной работы, а также поддержка творчества и новаторства;

· расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников.

Для более эффективного управления персоналом, следует проводить сбалансированную политику кадрового планирования.

Кадровое планирование – это система решений, которая позволяюет обеспечить организацию необходимым персоналом. Этоопределение того, когда, где, сколько, какой стоимости и какой квалификации потребуются сотрудники в обозримом будущем.

Схема кадрового планирования представлена на рисунке 17.2.


Рис. 17.2.Схема кадрового планирования

Принципы кадрового планирования:

1. Кадровая политика:принципы приема на работу, функции (обязанности, виды трудовой деятельности), профессиональное развитие личности.

2. Планирование потребности в персонале:какая и сколько рабочей силы будет задействовано в определенное время; где в ней нуждаются; какие и сколько имеется рабочих мест.

3. Планирование приема на работу:внешнее планирование, внутреннее планирование, дополнительно принимаемые на работу сотрудники, каких и сколько сотрудников необходимо переместить по службе, повышение квалификации.

4. Планирование сокращения кадров:какой и сколько рабочей силы должно быть оставлено на предприятии, какие мероприятия проводятся.

5. Планирование затрат на подбор и обучение кадров:какие расходы по статьям предусматриваются на формирование и развитие персонала организации.

6. Планирование профессионального обучения персонала:каких и сколько учебных мероприятий необходимо, новый или имеющийся в наличии персонал квалифицируется на предоставляемые рабочие места.

7. Планирование работы и перспективы развития персонала:сколько и какие сотрудники, когда и на какую должность будут назначены.

Для определения потребности в персонале можно пользоваться одним из следующих методов:

· эконометрический метод;

· метод проектирования тенденции;

· балансовый метод;

· разработка штатного расписания.

При эконометрическом методе возможно определить потребность в рабочей силе исходя из предполагаемого уровня конечного спроса на определенный год в будущем.

Для этого строится модель и определяется степень корреляционной зависимости между показателями

Метод проектирования тенденций предполагает перенос прошлых тенденций изменений в величине совокупной рабочий силы и ее структуре на прогнозируемый период.

Под балансовым методом подразумевается заполнение соответствующих полей в установленной ведомости штата предприятия и сопоставление данных с реально существующими сотрудниками. По итогам сопоставления делается вывод о наличии вакантных рабочих местах.

Разработка штатного расписания заключается в оценке штатных расписаний организации и анализе стоящих задач (анализ затрат времени).

Для определения общей потребности в кадрах используется формула:

где Q i – количество рабочих операций i в плановом периоде; t i затраты времени на единицу продукции i , мин.;НРВ – нормативное (тарифное) рабочее время планового периода, часов; ПВ – потери времени с учетом перерывов, болезни.

Среди качественных методов подбора персонала можно выделить:

1. Содержание информации об организации– все, что позволяет выделить данную организацию на фоне прочих (стиль управления, местоположение, число сотрудников, величина организации и т.п.).

2. Характеристика вакансий, функций и развитости персонала – причины вакансий, круг задач, компетентность претендента, возможность развития.

3. Оценочные критерии личности претендента – профессиональная подготовка, требования к соискателю.

4. Преимущества и льготы фирмы – размер заработной платы, вопросы условий труда и отдыха, система найма, пособия.

5. Информация и условия приема – сроки приема, документы для поступления, адрес фирмы.

Рынками поиска рабочей силы являются:

1. Рынок рабочей силы внутри предприятия:

o на отдельном предприятии;

o в других отделениях предприятия;

o в объединении фирм или концерне.

2. Рынок рабочей силы за пределами предприятия

o вся страна (региональный и надрегиональный рынки);

o зарубежные специалисты.

При подборе сотрудников важно руководствоваться некоторым комплексом критериев. Можно выделить некоторые из них:

1. Образование и опыт: уровень образования, автономность, ответственность за издержки производства, совместная работа, управление персоналом.

2. Поведение: внешний вид, уверенность в собственных силах, адаптивность и контактность, уравновешенность, честность, кооперированность.

3. Целеустремленность: желание к продвижению по службе, инициатива, готовность к выполнению заданий, усердие, способность к дальнейшему образованию.

4. Интеллектуальные способности: сообразительность, мыслительные способности, реакция на действия, уровень суждений, умение вести разговоры.

5. Манера разговора: находчивость, многословность и ясность изложения мысли.

6. Особенности – они индивидуальны для каждого человека.

7. Профессиональная пригодность: специальная и личная.

Управление трудовыми процессами.

Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, сбалансированной деятельности в качестве отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Это планомерная деятельность работников административно – управленческого персонала, направленная на организацию,регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации.

Управленческий труд характеризуется следующими положениями:

1. Носит сугубо информационный характер предмета и продукта его труда.

2. Участвует в создании материальных благ не прямо, а посредством ответственных лиц.

3. В качестве предмета труда выступает управленческий процесс и люди.

4. Результатом является управленческое решение.

5. Средствами труда служит техника.

6. Это умственный труд.

Рациональная организация труда предполагает создание таких условий, при которых конечная цель управления достигается с минимальными затратами физического и умственного труда. Она направлена на использование в процессе труда достижений науки и техники менеджмента, а также передового управленческого опыта.

Принципами рациональной организации труда являются:

1. Комплексность – всестороннее рассмотрение проблемы.

2. Системность – взаимное согласование, увязка и устранение противоречий в объекте деятельности.

3. Регламентация – установление и строгое соблюдение правил, положений, указаний, инструкций.

4. Специализация – закрепление за каждым подразделением определенных функций, работ и операций.

5. Стабильность – работа в условиях стабильности состава персонала, функций и задач.

6. Целенаправленное творчество.

Оплата труда

Представляет собой плату за труд, а также средства, необходимые для восстановления работающего.

К оплате труда предъявляются следующие требования:

1. Оплата по результатам труда.

2. Уверенность и защищенность работников.

3. Стимулирующий и мотивирующий фактор зарплаты.

4. Наличие дополнительных (поощрительных) форм оплаты труда за личный вклад.

1. Сдельная оплата труда– предусматривает выплату работнику части стоимости, добавленной к производимому продукту.

Сдельная оплата рассчитывается:

Объем работы * расценки на единицу работы.

Разновидности сдельной оплаты:

· прямая сдельная оплата;

· сдельно – премиальная система;

· сдельно – прогрессивная система;

· аккордная система – нанятые работники самостоятельно согласовывают объемы работ и получают единовременные выплаты.

2. Повременная форма оплаты труда.Определяется по формуле:

время работы * тарифная ставка

Разновидности системы:

· прямая повременная система оплаты труда;

· повременно премиальная;

· повременная система с контролируемой выработкой;

· оплата труда через трудодни.

3. Гибкая система оплаты труда– сочетание сдельной и повременной систем.

Разновидности гибкой системы:

· остаточная система – подразумевает, что часть выручки от реализации продукции обязательно идет в фонд заработной платы;

· контрактная – работодатель индивидуально оговаривает вопросы заработной платы с работниками;

· тарифно – аттестационная.

Премии представляют собой дополнительную часть к заработной плате в случае высоких результатов работы.

Премии разделяются на следующие виды:

· за основные результаты труда;

· за улучшение результатов деятельности;

· за неосновную деятельность.

Краткие итоги

В лекции представлено рассмотрение управления персоналом в качестве объекта менеджмента. Дано представление о кадровых службах, их функциях.

Определены факторы управления персоналом, такие как: технико-технологические, личностные, экономические, социально-политические, а также факторы развития теории управления.

Представлена схема кадрового планирования организации с подробным рассмотрением конкретных действий по каждому из этапов.

Рассмотрены принципы кадрового планирования, а также методы определения потребности в персонале.

Установлены основные системы оплаты труда, среди которых можно выделить: сдельную, повременную, гибкую.

Вопросы

1. Дайте характеристику понятия кадровых служб.

2. Опишите систему и принципы кадрового планирования.

3. Охарактеризуйте системы определения потребности в персонале.

4. Назовите системы оплаты труда и их основные моменты.

 


 

Лекция 18:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы | Управление финансами организации как объектом менеджмента


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.188 сек.