Аннотация:Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.
Ключевые слова:деятельность, организационные функции, ПО, делегирование полномочий, цель деятельности, контроль,исключение, уровень доверия, уровень поддержки, функция, распределение функций, предоставление прав, объект, работ,предсказуемость, потенциал, группа, менеджер
Цель лекции:представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства.
Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели организации.
Под руководством понимается организационная функция менеджмента, которая заключается в управлении людьми, обеспечивающими эффективность деятельности организации или ее подразделений в целом. Термин "руководство" имеет два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:
· выдача директив относительно того, что следует делать;
· налаживание сотрудничества между людьми;
· обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели.
Эффективность руководства можно выразить следующей формулой:
ЭР = Л + В
где ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других.
Выделяются следующие основные стили управленческого руководства:
Дистанционный – руководитель не сближается с подчиненным.
Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчиненным.
Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчиненным самостоятельность в выборе путей достижения целей.
Делегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчиненным.
Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются:
1. Авторитарный стиль.
2. Демократический стиль.
3. Либеральный (попустительский) стиль.
Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):
Таблица 12.1. Формальная и содержательная стороны авторитарного управления
Формальная сторона
Содержательная сторона
1. Деловые и краткие распоряжения.
2. Запреты без снисхождения с угрозой и санкциями.
3. Четкое выражение мысли, недружественный тон.
4. Похвала и придирки являются субъективными.
5. Эмоции не принимаются.
6. Показ примеров не систематичен.
7. Позиция руководителя – оставаться вне группы.
.
1. Работа в группе планируются руководителем заранее и в полном объеме.
2. Определяются только непосредственные цели, но дальние цели коллективу не известны.
3. Голос руководителя решительный.
Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):
Таблица 12.2. Формальная и содержательная стороны демократического управления
Формальная сторона
Содержательная сторона
1. Инструкции выдаются в форме предложений.
2. Присутствует не сухая речь, а товарищеский тон.
3. Похвала и порицание всегда с советами.
4. Распоряжения и запреты производятся с обсуждениями.
5. Позиция руководителя – находиться внутри группы.
1. Мероприятия планируются вне группы.
2. За реализацию предложений отвечают все.
3. Все участки работы не только предлагаются.
Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):
Таблица 12.3. Формальная и содержательная стороны попустительского управления
Формальная сторона
Содержательная сторона
1. Конвенциальный тон.
2. Отсутствие похвалы и порицания.
3. Отсутствие сотрудничества.
4. Позиция руководителя заключается в незаметном нахождении в стороне от группы.
1. Дела в группе идут сами по себе.
2. Руководитель не дает никаких указаний.
3. Разделы работы складываются из индивидуальных интересов лидеров групп.
.
Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):
Рис. 12.1.Концепция лидерства по К. Левину
По Лайкерту выделяются следующие стили руководства:
Эксплуататорско - авторитарный.
Благосклонно - авторитарный.
Консультативно – демократический.
Основан на участии.
Стили руководства по Макгрегору:
"Теория X"описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.
"Теория У"определяет демократический стиль управления по следующим позициям: использование творческих способностей работников, гибкий контроль, исключение принуждения, высокий самоконтроль, побуждение к ответственности, морально-этические стимулы, заинтересованность в процессе труда, соучастие в управлении
Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):
Рис. 12.2.Управленческая решетка Блэйка-Моутона
Стили руководства по Танненбауму-Шмидту:
Прежде чем решить, какими должны быть действия – демократичными или автократичными – в различных ситуациях, менеджеру следует рассмотреть три группы вопросов.
1. Вопросы личного характера.
2. Руководителю необходимо оценивать свои собственные взгляды, уровень доверия к себе со стороны работников, степень своей решительности.
3. Вопросы, касающиеся подчиненных.
4. Руководителю следует определить склонности членов своего коллектива к независимости, ответственности, кроме того, интересы подчиненных, уровень знаний, стремление к участию в процессе принятия решений.
5. Вопросы, касающиеся особенностей конкретных ситуаций.
Стили руководства по Фидлеру:
Модель Фидлераявилась весомым вкладом в развитие теории управления, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
1. Отношения между руководителем и членами коллектива - подразумевается лояльность, проявляемая подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2. Структура задачи - подразумевается привычность задачи, четкость ее формулировки и ее структуризации.
3. Должностные полномочия -это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, позволяющая ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, оказываемый руководителю формальной организацией.
Стили руководства по Джону Адаиру:
Ценные качества руководителя:
1. Способность работать с большим кругом людей,
2. Умение брать на себя ответственность,
3. Стремление к достижению поставленных значительных целей,
4. Управленческий опыт,
5. Значительный опыт реализации деловых функций на пике карьеры.
Стили руководства по Вруму – Йеттону (рисунок 12.3):
увеличить изображение Рис. 12.3.Стили руководства по Вруму - Йеттону
увеличить изображение Рис. 12.4.Стили руководства по Хиршу – Бланшару
На стиль руководства влияют следующие факторы (рисунок 12.5):
Рис. 12.5.Факторы, влияющие на стиль руководства.
При использовании того или иного стиля руководства необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Уважать друг друга.
2. Давать установку.
3. Взаимно гарантировать информирование и открытость.
4. Лично вступать в процесс коммуникации.
5. Деятельно нести ответственность.
6. Делать процессы понятными.
7. Содействовать соучастию и взаимной ответственности.
8. Осознавать перемены как возможности.
9. Конструктивно использовать обратные сигналы и конфликты.