русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Классическая (административная) школа управления


Дата добавления: 2014-09-25; просмотров: 2348; Нарушение авторских прав


Представители классической (1920—1950) школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. "Классики" старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, "классики" были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы.

Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

Основоположником научного управленческого подхода стал американский инженер Тейлор Фредерик Уинслоу(23.03.1856 – 21.03.1915 гг.).

Он первым попытался осмыслить процесс управления предприятием и придать ему научный характер.

Свою трудовую деятельность Ф. Тейлор начал в низовых структурах, что наложило отпечаток на специфику его научных исследований. С 1882 по 1883 г. работал начальником механических мастерских. Параллельно получил техническое образование. В 1884 г. Тейлор стал главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты запроизводительность труда.

С 1890 по 1893 гг. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. — учреждает Общество содействия научному менеджменту.



С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Оформил патентами около сотни своих изобретений и рационализаций.

Тейлор систематизировал свои взгляды и изложил их в книгах "Управление фабрикой" и "Принципы научного управления".

В них он сформулировал 5 основных принципов НОТ:

1. Для осуществлении любой деятельности необходимо научно, с помощью тестов отбирать людей, способных выполнять работу.

2. Рабочего необходимо научить выполнять работу наиболее рациональными способами.

3. Рабочий не должен быть универсалом и ему необходимо специализироваться в какой-то одной конкретной области.

4. Заработная плата должна побуждать рабочего к добросовестному труду. За перевыполнение плана его необходимо премировать.

5. Между рабочим и менеджером должно быть справедливое распределение ответственности, основанное на дружественной кооперации.

Главным стержнем работы Тейлора стал тезис о том, что дневное задание рабочему и методы выполнения поручаемых ему функций должны быть научно обоснованы.

Современная трактовка принципов Тейлора выглядит следующим образом (рисунок 2.1):


Рис. 2.1.Современное представление принципов менеджмента по Тейлору

Супруги Гилбрет Фрэнк Банкер(1868 – 1924) и Лилиан Мюллер(1868 – 1924) параллельно с Тейлором, но независимо от него проводили свои исследования.

Они занимались изучением вопросов физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Основная идея исследования состояла в том, что в процессе работы человек делает огромное количество лишних движений. Если их своевременно обнаружить и устранить, то соответственно можно повысить эффективность труда рабочего.

Для своих исследований супруги Гилбреты избрали труд каменщика. Результатом работы стало снижение движений с 16 до 8.

В данной части исследования они дополнили работу Тейлора, однако, помимо технологических вопросов, они перешли к социальным.

По мнению супругов Гилбрет, каждый производственный рабочий в процессе своего профессионального роста должен проходить три стадии:

Рабочий должен полностью освоить свою профессию.

Рабочий должен подготовить для себя смену.

Рабочий должен параллельно приобрести дополнительные навыки и подготовить себя к более сложной работе.

Одним из наиболее знаменитых методов было использование фотографии трудовых движений. Ф. Гилбрет выделил 3 фазы трудовых движений:

1. Определение наилучших приемов работы.

2. Обобщение их в виде правил.

3. Применение этих правил для нормализации условий работы с целью повышения ее производительности.

Лилиан Гилбрет выдвинула идею участия рабочих в планировании, которая была воспринята менеджерами как достаточно практичная и полезная в том отношении, что она обеспечивала правильное восприятие рабочими принятых наверху решений и облегчала оценку выполнения заданий на основе принятых предварительных целей.

Принципы производительности труда были сформулированы контролером казначейства штата Мэриленд (США), 48 губернатором того же штата Колумбом Харрингтном Эмерсоном(26.03.1864 – 15.12.1945).

В своей книге "Эффективность как основа управления и опыт управления" Эмерсон развил идею об основах эффективности в менеджменте.

Эмерсон определил два способа предопределения неэффективности работ:

Необходимо научить людей правильно работать посредством анализа элементов труда.

Следует сравнивать задачи таким образом, чтобы они мотивировали максимальную производительность.

Отличительной идеей Эмерсона является взгляд на связь между эффективностью и организационной структурой управления.

Он рекомендовал к использованию стандарты учета издержек для оценки эффективности работы организации. Бухгалтер по учету издержек, тесно сотрудничающему с инженером по эффективности, по мнению Эмирсона, следует выполнять следующие функции:

1. Дает "промышленному и деловому миру" определенные стандарты и валютную систему мер, применимую к оценке всех услуг, материалов, оборудования.

2. Проводит точный количественный анализ и определяет рыночную стоимость всех текущих операций, с тем, чтобы информировать о степени эффективности.

3. Предоставляет в распоряжение работников средства и способы, которые обеспечивали бы стопроцентную производительность.

В своей работе "Двенадцать принципов эффективности" Эмерсон сформулировал следующие принципы управления, актуальныепо сей день:

1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, предполагающий, в том числе, признание отдельных ошибок и поиск их причин.

3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на их рекомендациях.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контроль за ней, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация по принципу "лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без диспетчеризации".

8. Нормы расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за производительность.

Моррис Кук- сторонник применения научных методов в менеджменте и один из четырех человек, которым Тэйлор доверил пропагандировать свои идеи в области управления. К тому времени, промышленное производство было единственной сферой приложения принципов научного менеджмента. Кук распространил эти принципы на систему высшего образования и управления на всех уровнях — от муниципального до государственного. Известность Куку принес его доклад о состоянии высшей школы США в 1910 г., в котором он указал на недостатки в структуре высшего образования — некомпетентное принятие решений, пожизненное занятие преподавательских должностей, неадекватную оценку успеваемости и необъективные критерии оплаты труда профессоров. Позднее он получил возможность реализовать свои идеи управления, работая в мэрии г. Филадельфии.

Уоллас Кларкизвестен своей пропагандой американского научного менеджмента в Польше, Англии и Франции.

Кларк вместе с У. Поляковым приложил много усилий для внедрения идеи научного менеджмента в СССР.

Американский промышленник Генри Форд (старший)(30.07.1863 – 07.04.1947) в научном менеджменте известен следующими результатами:

1. Разработка теории "Фордизма" - модель массового производства стандартизированных товаров на сборочных конвейерах с использованием неквалифицированных или полуквалифицированных работников, занятых простыми операциями и объединенных на крупных фабриках. Такое производство обладает "эффектом масштаба".

2. В 1891 г. разработал конструкцию газолиновой тележки, на базе которой впоследствии был создан автомобиль.

В управленческой философии Форда выделяются следующие положения:

1. Высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше.

2. Обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать себя и окружающих.

Цель своей предпринимательской деятельность Форд видел в служении обществу: "Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалек". Это своего рода социальная ответственность перед обществом.

Принципами организации работы Форд определял:

Машины – они являются исполнителями тяжелых работ.

Операционное внедрение лучших научно-технических новинок – определяется требованиями по организации производства.

Монотонные и требующие творческого подхода работы – производственные операции.

Чистота, гигиеничность, уют, учет психофизиологических характеристик работников – обязательные параметры производственной среды.

Альфред Причард Слоун (младший)(23.05.1875 – 17.02.1966), создатель организационной схемы и руководитель "Дженерал Моторс" сформулировал философию менеджмента, которая опирается на три важных фактора:

Концепция.

Методология.

Рациональность.

Основы менеджмента Слоун видел в следующем:

1. Разграничение обязанностей и координация действий.

2. План разработки решения вопросов разрабатывается посредством "мозгового штурма".

3. Качество менеджера – умение создать рабочую группу, способную принимать взвешенные решения.

4. Решающее значение придается системе и организации.

5. Все служащие обязаны повышать свою квалификацию – от обмена опытом на семинарах до обучения в институте.

6. Важное значение придается психологии внутрифирменных отношений.

Выработанная под руководством Слоуна организационная схема "Дженерал Моторс" считается классической, а сформулированные им качества, которыми должен обладать менеджер, можно назвать катехизисом делового человека нашего времени. Прежде всего, это следующие свойства:

· умение управлять – постоянное взаимодействие опыта, знаний и воображения;

· приверженность к фактам – неустанный поиск истины;

· открытость мышления – стремление к беспристрастному анализу;

· смелость – готовность идти на риск, рассчитав его цену;

· справедливость – уважение прав других людей и организаций;

· принципиальность – стремление отстаивать свою точку зрения;

· лояльность – готовность пожертвовать личным в интересах дела;

· движение вперед – создание условий для лучшего выбора.

Немецкий социолог, историк и экономист Максимилиан Карл Эмиль Вебер(21.04.1864 – 14.06.1920) на основе анализа различного рода организаций пришел к выводу, что иерархия, власть и бюрократия составляют основу любых социальных организаций. Он использовал аналогию военной организации для разработки наиболее рационального подхода в поисках эффективной системы организации. Такой подход Вебер назвал бюрократическим. Он основывается на постулате, согласно которому "объективное ведение бизнеса означает ведение бизнеса в соответствии с надежными правилами независимо от личности".

В "идеальной бюрократии" выделяется менеджер рациональный и нерациональный - характеристика лица, принимающего решения, с точки зрения нормативной рациональности, которая определяется как степень информированности руководителя.Менеджер рациональный– это хорошо информированный менеджер, тогда как менеджер нерациональныйне обладает достаточным знанием ситуации. Менеджер рациональный имеет установку, конкретную цель, а менеджер нерациональный таковой не имеет. На этом основании М. Вебер говорил о рациональности как критерии оценки поступков.

В качестве основных характеристик бюрократической организации. Вебер выделил:

1. Четкое определение обязанностей каждой должности на основе функциональной ответственности.

2. Четко установленная иерархия команд, охватывающая все уровни организации.

3. Комплекс правил и процедур, предписывающих права и круг ответственности каждого сотрудника.

4. Организация, функционирующая безлично, т.е. вне зависимости от личного начала.

5. Организация, в которой работники поощряются исключительно за творческую компетентность.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационный период | Административный управленческий подход


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 4.966 сек.