русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Основные подходы к изучению коммуникации в малой группе.


Дата добавления: 2014-09-05; просмотров: 2213; Нарушение авторских прав


Актуальность вопросов, связанных с коммуникацией в малых груп­пах, казалось бы, не подлежит сомнению. Однако на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной исследовательской лите­ратуре нет работ, посвященных специально проблематике малых групп и теории коммуникации. В то же время во многих работах в той или иной степени рассматриваются различные аспекты фено­мена коммуникации в группе. Нелишне также заметить, что указан­ная проблематика затрагивается не только в исследованиях в облас­ти социологии и социальной психологии, но в значительной степе­ни и в области психотерапии, теории и практики менеджмента.

Одной из самых распространенных в социальных науках выступа­ет классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. По этому критерию выде­ляют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и Массовую. Явление групповой коммуникации возникает прежде всего При непосредственном общении людей в малых группах. Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он Не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в Дальнейшем организует свою деятельность.

Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфи-




Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе


 


ческие для этого типа коммуникации феномены, к которым сятся совокупность позиций членов группы относительно пол ния и хранения значимой для группы информации (структура! муникационных потоков); групповое влияние и степень идет кации человека с группой; принятие группового решения, т.е»| суждение значимых для группы проблем, в процессе кото|происходят поиск и выработка общего группового решения.



В современной литературе присутствуют два основные под в исследовании коммуникации: механистический и деят ностный.

При механистическом подходе под коммуникацъ нимается однонаправленным процесс передачи и приема информацъ

Деятельности ы и подход подразумевает понимание! муникации как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувс схемами поведения, а также как совместной деятельности участн коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними.

И если в первом случае контекст внешней среды рассматр* ся как «шум», то для второго подхода характерно рассмот коммуникации как процесса, протекающего в определенном ческом и социальном контексте.

Указанные подходы задают концептуальную основу и ва шие направления исследования групповой коммуникации: п| са передачи информации в группе (коммуникация в узком с» слова), влияния групповых факторов на коммуникацию, осе " тей коммуникации в различного вида малых группах и т.д.

Было бы неправильно утверждать, что все аспекты кома ции в малой группе изучены к настоящему времени одинакс рошо. Достаточно сказать, что и само понятие малой груш сущностные черты, границы и виды все еще являются диску* ными. Исходя из этого, представляется целесообразным на» определения сущности объекта нашего рассмотрения — группы.

Малая группа: понятие, отличительные черты.Малой -я пой обычно называют небольшое число людей, хорошо зна" друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Ксство определений малой группы в литературе приближа" сотне, но чаще всего в них указывается на следующие призна •ф- контактность — возможность каждого члена группы регул

общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг ,"

обмениваться информацией;


л. целостность — социальная и психологическая общность индиви­дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди­ное целое;

.ф. стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуаль­ной неповторимостью и незаменимостью участников; .ф. устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным поло­жительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;

^ наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль­ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме­ханизм социального контроля;

<$• удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже опреде­ленного уровня, индивид покидает ее.

В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой груп­пы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъек­тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существова­ния диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон меж­личностных отношений в диаде); жесткость структуры отноше­ний — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; нали­чие только одной линии взаимодействия.

Триада — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами: Ф наличием феномена большинства и, следовательно, более офор­мленного проявления социального начала, системы социальных отношений;

V возможностью создания качественно новой позиции — наблюда­теля, что добавляет существенный момент к возникающей систе­ме взаимоотношений. К примеру, наличие этой позиции может Добавить нечто к одной из позиций в конфликте. Тем самым со-


Глава 10. Коммуникация в малых группах

здается дополнительная основа для разрешения конфлщ

снимается его личностная природа.

Относительно верхнего предела группы существуют разли» мнения. Достаточно распространенными являются представлевв сформированные на основе открытия «магического числа» 7+2,г исследованиях объемов оперативной памяти. Оно означает кол~ ство предметов, одновременно удерживаемых в памяти, а поев ку малая группа контактна, необходимо, чтобы индивид одно! менно удерживал в поле своих контактов всех членов группы.,,] аналогии с памятью, это может быть обеспечено при наличю группе 7+2 членов. Однако практика экспериментальных несли ваний показывает, что верхний предел группы может составлю—' 10, и 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются гр-по 35—40 человек. Отсюда вторым подходом к определению ней границы группы выступает утверждение о зависимости ее 1 меров от характера деятельности. Малой группой тогда оказыв ся группа, представляющая собой некоторую единицу совмес~ деятельности, а ее численность определяется эмпирически. Н мер, при исследовании семьи в качестве малой группы на ра будут рассматриваться семья, состоящая из трех человек, и се» в которую входят 10 членов и более. При анализе рабочих бриг^ качестве малой группы может приниматься бригада как из пят" ловек, так и из 40 человек, если при этом именно данная ~ выступает единицей предписанной ей деятельности. В < когда численность группы превышает определенную «критичёс массу», она неизбежно распадается на подгруппы, клики, фрак1

Важно также отметить, что количество связей в группе уве;
вается в геометрической прогрессии, если число членов возрас
в арифметической. В группе из трех человек возможны всего ч
ре отношения, в группе из четырех человек — 11, а в групп*
семи — 120 связей. л

В то же время, чем меньше по численности группа, тем ю сивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще <~ шения теряют личностный характер, формализуются и перес удовлетворять членов группы. Группа из 5—7 человек считаетслЙ тимальной. Согласно статистическим расчетам, болыш— малых групп включает 7 индивидов и менее.

Итак, малые группы — это немногочисленные группы, насчИ вающие не более нескольких десятков членов. Они обычно г" ны дружескими отношениями, в них преобладают непосредс ные личные контакты. Однако, как справедливо подчерк» Г.М. Андреева, «малая группа — это не просто любые конт между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в п$|

Л


10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе 401

вольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реа­лизуются определенные общественные связи и которые опосредо­ваны общественной деятельностью»(Андреева Г.М. Социальная пси­хология. М, 2001. С. 192).

Разновидности малыхгрупп. Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит пробле­му типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологи­ческие особенности группы могут обусловливать особенности груп­повой коммуникации.

Если подходить исторически, то первая классифика­
ция типов малых групп свелась к выделению первичных и вторич­
ных групп. ,,.

Согласно автору этой классификации Ч. Кули, первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее чле­нов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации чле­нов с группой.

Первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из роди­телей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодос­ти. Ближайшее соседство в определенных ситуациях может превра­титься в первичную группу. Значение первичных групп заключает­ся в первую очередь в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, — это результат сход­ства организации и структуры первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. «Первичные группы, — пишет Кули, — первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого зарождаются эти последние» (Кули Ч. Пер­вичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 332).

В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль,

'•То это значит, что семья распалась как первичная группа и превра-тйлась в формализованную малую группу.

Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных

| контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы
Ис различные «посредники», например в виде средств связи.



Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе 403


 


Особое значение в них приобретают вещественные контакты.; группы часто опираются на институционализированную и схеу зированную систему отношений, и их деятельность регулир" особыми правилами.

Вторая типология— деление малых групп на формал* и неформальные. Впервые это деление было предложено ам канским социологом и социальным психологом Э. Мэйо при пр дении им знаменитых Хоторнских экспериментов в конце 192С начале 1930-х гг.

Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотнс
в которых определяются формальными предписаниями и договорет
ми, заданными извне.
Соответственно в формальной группе ст
распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к с
туре власти. К этому виду малых групп можно отнести в первую]
редь наименьшие по численности и далее неделимые коллеюг-
подразделений предприятий, организаций и институтов. Веду
сферой активности и основным психологическим механизмом'<|
единения индивидов в рамках таких групп является совместна^
ятельность. Примером формальной малой группы может слу
любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной
тельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная ко»''
и Т-Д- ,,,

Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие Ш нове внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, сщ тии, принадлежности к данной группе. Такие группы возникают! хийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписа1"* характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимс шений. Неформальная группа может создаваться внутри фор» ной, когда, например, в рамках бригады возникают группы, с<| ящие из людей, объединенных каким-либо дополнительным " ресом, но иногда неформальная группа может возникать и са' себе, в частности, в очень сплоченной дружеской компании.

Однако эмпирически не представляется возможным вы1 ние строго формальных и строго неформальных групп, особей тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках ]" мальных, поэтому часто различают не группы как таковые, а га тер отношений внутри них: формальную и неформальную ст ры группы. Поскольку четкого разделения понятий «форма группа» и «организация» нет, в ряде случаев отличие нефор! ной и формальной группы видят в том, что последняя имеет ™ организации.

Третья классификация разводит так называемые рентные группы и группы членства. Данная классификация |


предложена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимают-ся, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения. В каких-то случаях референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а в каких-то — возникать внутри, и в этом случае ее можно определить как «значимый круг общения». Каждый человек находится в месте пересечения уникальной комбинации групп, членом которых он яв­ляется. В данном случае каждая из этих групп выступает своеобраз­ным каналом коммуникации, под воздействием которого и находит­ся человек.

На сегодняшний день проблематика референтных групп с точки зрения теории коммуникации ждет своей дальнейшей разработки, поскольку наличный уровень знания позволяет только констатиро­вать, что группа членства потеряла для индивида привлекатель­ность, и он сопоставляет свое поведение с другой группой, но не объяснить механизмы взаимодействия именно с этой группой.

По длительности существования выделяются времен­ные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени (участники дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности реше­ния индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, учас­тии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на от­крытые и закрытые.

Малые группы являются основным объектом лабораторных ис­следований в социологии и социальной психологии. Особый инте­рес представляют также психокоррекционные группы (социально-пси­хологического тренинга) — временные группы, специально соз­даваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руко­водством психолога-тренера. Поэтому в ряде случаев необходимо различать искусственные и естественные группы.

Кроме того, по характеру и формам организации Деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:

•ф- случайно организованная группа (например, экскурсионная);

•ф- ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущест­венно личностно значимыми целями (группа друзей);

26-




Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе


 


•ф корпорация, когда объединение происходит на основании тол внутренних целей, их достижение осуществляется любой це в том числе и за счет интересов других групп (черты кор ции может приобрести любая малая группа: семья, учебная ]

па и пр.);

•ф коллектив — такая форма организации групповой деятельж при которой связи и отношения между индивидами опосреде ны общественно значимыми целями. В отечественной лите-ре коллектив рассматривается как высший уровень разв! группы, характеризуемый высоким уровнем сплоченн единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой тификацией индивида с группой и ответственностью за реэ таты совместной групповой деятельности;

•ф- команда - группа, состоящая из двух человек или более, ясную, упорядоченную и экономную структуру, направлен! достижение поставленных целей и выполнение задач. Для характерны сложившиеся связи как внутри, так и вне ее с гими командами и группами; члены команды в соответств» отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентно" совместном достижении поставленных целей; команда и» свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качества» членов.

Применительно к групповой проблематике термин «кома обрел научное звучание лишь в последнее десятилетие. В тракт команды современными исследователями менеджмента немало^ щего с описанием коллектива в работах отечественных авт"" прошлых лет. В то же время трактовка команды как группы вые го уровня развития более реалистична, прагматична и лив идеологических ярлыков.

Существенной характеристикой команды выступает высо| профессионализм. Кроме того, членам команды присуща выс«* степень владения следующими прикладными умениями:

•ф техническими или функциональными умениями. При этом,-'! шире диапазон таких умений, тем успешнее действует комг*"'

•ф умениями принимать решения и решать проблемы. Если * чальной стадии жизни команды такие умения могут быть л! отдельных ее членов, остальные могут развить их в процесс вместной работы;

•ф- интерперсональными умениями. Речь идет об умениях ст
отношения с другими людьми, эффективно используя разН||
разные коммуникативные средства. '•«
Традиционно наибольший интерес для исследователей

ставляли семья и производственная группа. В последние дес*


тия усилился интерес к психокоррекционным группам, а также к особым группам: находящимся длительное время в изоляции, спор­тивным, туристическим и т.д.

Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степе­ни согласия. Согласие есть формирование общей картины мира. Э.то не­прерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий. Когда возникает согласие, происходит взаимопро­никновение картин мира, что позволяет каждому члену группы по­нимать точки зрения других.

Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совмест­ные действия, в группе просто невозможны без эффективной комму­никации. Американский психолог Дж. Слоткин провел следующий эксперимент среди пациентов, страдающих нарушением коммуни­кативных функций. В продолжение почти двух месяцев 15 пациен­тов ежедневно по нескольку часов находились в одной комнате. Были созданы условия для определенных совместных действий — игр, обсуждений и т.п. Но за весь период ни устойчивых взаимоот­ношений, ни какой-либо социальной иерархии не установилось, хотя было точно известно, что представления о взаимных статусах сохранились, поскольку участники эксперимента при необходимос­ти обращались к представителям госпитального штата (см.: Шибу-тани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. С. 148).

Все действия, внешне похожие на согласованные, на самом деле таковыми не являлись. Например, когда один из испытуемых начи­нал смеяться, к нему могли присоединиться и другие, но при этом абсолютно не представляя причину смеха. Столь же заразительны были и проявления страха, а когда кто-нибудь повышал голос, дру­гие тоже начинали громко разговаривать. Но высказывания не ад­ресовались ни к кому из находившихся в комнате. Попытки коопе­рации в играх, требующих совместной деятельности (например, в карты), также ни к чему не приводили: у каждого игрока были соб­ственные правила и своя индивидуальная версия о том, как должна Происходить игра. Единственным кооперативным достижением за Указанный период было установление определенного порядка мест при рассаживании. Но этим структурирование группы и ограни­чилось.




Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе


 


Особая культура группы формируется в результате коммуника\ В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с пс ронними. В результате такого общения устанавливается осе коммуникация, благодаря чему формируется специфическая тура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и ] вила поведения, традиции и ритуалы.

К примеру, исследования, проведенные Ф. Ротлисбергером, казали, что в производственных группах существуют общие пр ставления об определенной дневной норме, поэтому тех, кто*| лает слишком много, осуждают. В то же время группа подстеги! отстающих. Люди напряженно работают до тех пор, пока не вые нена дневная норма, а затем позволяют себе расслабиться (Ши ни Т. Социальная психология. С. 345).

Важно отметить и такой важный элемент культуры, как сист санкций, принятая в данной группе по отношению к нарушит групповых установлений. Так, в производственной группе слиг старательному рабочему, не обращающему внимания на преде режения, грозит «потеря» инструментов или снижение объема Ш работки вследствие «недоброкачественности» исходных мате| лов. В критической ситуации такому работнику может быть от но в помощи. В крайнем случае человек может физически сутствовать, но в то же время не являться членом группы. Вов него может установиться все возрастающая социальная дистанг причем давление может распространиться и на тех, кто с близок.

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию! мена информацией между членами группы и комплекс функций,! правленных на поддержание отношений, на поддержание са группы.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ КАК КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | СТРУКТУРА И ДИНАМИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛ( ГРУППЕ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 2.849 сек.