Одним из основных средств коммуникации является речь, рече общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на д: трети состоит из речевого общения.
Понятие «речь» имеет несколько значений:
•ф- особый вид человеческой деятельности;
•ф- разновидность общения при помощи языка (то, что обычно зывают стилем языка, слогом), которая характеризуется от! ром определенных лексических и грамматических средств в висимости от условий и целей коммуникации (деловая официальная речь, поэтическая речь, профессиональная ре и др.);
•ф- виды синтаксического построения высказывания (косвенная
прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).
Нас интересует прежде всего первое значение. Речь - это оа вид деятельности, который существует наряду с другими видами дея ности (трудовой, познавательной, мнемической, т.е. деятельност: памяти, и т.д.).
Так как «речевая деятельность есть специализированное упот] ление речи для общения, частный случай деятельности общения», «речь есть потенциальцый компонент любой деятельности, нап мер, познавательной (мыслительной), мнемической и т.п.» (Л* тъевА.А. Психология общения. М., 1999. С. 56). 1оворящий (пи щий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка-двух основных целях: для общения с другими людьми или для об щения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое я ние соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.
В языкознании речь изучается внутри оппозиции язык — речь обычно понимается как реализация системы языка. Эта оппозиц;
впервые была выделена и описана Соссюром в «Курсе общей лингвистики» (1916).
Соссюр рассматривал речевую деятельность как своего рода интеграл языка и речи. Язык представляет собой как бы потенцию, некую систему, структура которой до сих пор не до конца изучена, но которая, несмотря на это, известна всем членам данного языкового коллектива и является продуктом его деятельности, т.е. носит социальный характер. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Речь — это актуальное, индивидуальное; речь присутствует в нас время от времени в состоянии действительности. Развивая идею Соссюра, исследователи предполагают, что «речевая деятельность как целое, как интеграл заключает последовательность: это последовательность перехода языка, постоянно существующего в говорящем (следовательно, вне зависимости от конкретного момента), к речи (в речь), принадлежащей говорящему только в конкретные моменты времени» (Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992. С. 37).
От того, каким образом осуществляется этот переход, зависит характер воздействия речи говорящего (пишущего) на собеседника (читателя).
Функции речи (языка).Вопрос о конкретных приемах речевого воздействия теснейшим образом связан с общей проблемой функций речи (языка). Известно, что языковое оформление каждого конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор. Каждое высказывание выполняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привлечение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К основным функциям относят:
^коммуникативную или репрезентативную (репрезентация — представление; изображение, образ), которая является доминирующей;
"Ф" апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении (Андрей! Иди сюда!);
V экспрессивную (экспрессия — выражение и выразительность).
Глава 4. Вербальная коммуникация
4 Я Соотношение «язык — речь». Речевое общение как способ коммуникации 183
Среди частных функций выделяют: -ф- фатическую, осуществляющуюся посредством обмена ^
альньши формулами, т.е. затрагивающую преимущественна и
ласть речевого этикета (Добрый день. Рад васвидетъ. - Взаияи
Как ваши дела?); 4- м е т а я з ы к о в у ю, т.е. функцию толкования, когда говорящеи
или слушающему необходимо проверить, Пользуются ли они п.
общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом реч|
становится сам код (Вы понимаете, что я имею вви^ Уточнит
что вы понимаете под словом?..).
Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтатив.яо| и ряде других функций.
При этом «вряд ли можно найти речевые сообщения, выполня, щие только одну из этих функций. Различия между сообщениям^ заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одно! функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообще ния зависит прежде всего от преобладающей функции» (Якобсон Лингвистика и поэтика // Структурализм: <<за» и «против» М1 1975. С. 198). ^ *
Таким образом, система функций речи представляет иерарх» ческую структуру (см. рис. 4.4). Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкрет ные функции общения и сообщения. Для реализации последних:нт, обходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезен! тации (представления). Ее составными и подчиненными частям^! являются функции экспрессии (выражения и выразительности) 1 апелляции (воздействия). Фактически функцця репрезентации н^, возможна без обеих своих составляющих, но и ОНи невозможны 5е| нее. Примеры чистой апелляции во многом условны, так как любая! реальная команда (Уходи отсюда! Пошел вон! Чтобы духу твоего здесь м*| было! Катись колбаской по Малой Спасской!) имеет некое языковое зы-1 ражение, следовательно, несет в себе элемент экспрессии ге.З прежде всего маркирована или нейтральна с Точки зрения экспрес-1 сивности, эмотивности и т.п.
Например, Р.О. Якобсон, иллюстрируя экспрессивную функцию, приводит рас-1 сказ актера Московского художественного театра, которомуна прослушивании у К.С. Станиславского предложили так произнести слова Сегоднявечеро^ меняя их же-1 прессивную окраску, чтобы получилось 40 разных сообщении. Актер повторил этот ' же опыт для лингвистов: он составил список приблизительноиз50 ситуаций соот носящихся с этой фразой, и прочитал на магнитофонную пленку 50 соответствую-' щих сообщений. Большинство из них было правильно идостаточнополно ! людьми, впоследствии слушавшими пленку.
Объект изучения психологии
Объект изучения философии
Объект изучения лингвистики
Коммуникативная
(репрезентативная)
функция
Мнемическая
Представление (репрезентация)
Познавательная функция
функция
(связанная с работой
памяти) и др.
сообщение
Выражение мыслей и
выразительность
(экспрессия)
общение
Воздействие (апелляция)
Подчиненные функции
Фатическая
Метаязыковая
Эмотивная
Волюнтативная (волеизъявления) и др.
Рис. 4.4. Функции речи
Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.
Схема функций речи еще более усложняется, если учесть, что язык используется не только для коммуникации, но и в других видах деятельности. Так, когнитивная (познавательная) функция языка реализуется в познавательной деятельности, т.е. в мышлении. Язык используется и в мнемической деятельности как опора памяти и т.п. Эти функции языка изучаются прежде всего философией и психологией.
Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций.