Параметрический анализ обобщает результаты структурного, функционального и информационного анализа и выполняется с целью оценки эффективности системы управления на основе определения количественных значений ее показателей. Объектами исследования параметрического анализа являются частные и обобщенные показатели системы, образующие иерархическую структуру. Верхнему уровню такой структуры соответствуют показатели, определяющие внешние свойства анализируемой системы и позволяющие оценить ее влияние на эффективность решения задач надсистемой более высокого уровня, а нижним уровням будут соответствовать отдельные частные показатели элементов системы управления.
Основной проблемой параметрического анализа являются определение необходимой и достаточной совокупности показателей, характеризующих все исследуемые свойства системы, и формирование детерминированных, стохастических или ассоциативных зависимостей, позволяющих с требуемой точностью оценить их взаимовлияние на различных уровнях исследования системы управления. Подобные зависимости могут быть представлены в следующем виде
g п = Fп (hi) i =1,2,…n;
где g п - показатель эффективности, характеризующий суммарный эффект от применения системы; hi – частные показатели (параметры) системы, характеризующие ее структуру, процессы функционирования, информационные потоки и другие свойства на i – м уровне исследования.
На основании результатов параметрического анализа делается заключение о целесообразности использования существующей системы и определяются основные направления ее совершенствования, обеспечивающие улучшение тех частных показателей, которые оказывают максимальное влияние на эффективность управления.
Общая процедура параметрического анализа включает следующие операции: определение объекта анализа; выделение показателей исходного и общесистемного уровней; разработка методов и средств для определения показателей; разработка методов оценки показателей; планирование анализа объекта исследования; предварительная оценка состояния объекта; измерение и оценка показателей всех уровней исследования объекта; оформление результатов анализа.
Задачи анализа общественных систем управления также можно увязать со стадиями их жизненных циклов, так как любая общественная система имеет свои стадии зарождения, создания, развития, деградации и окончания существования (гибели), поэтому задачи анализа подобных систем чередуются друг с другом в ходе всего жизненного цикла.
На рисунке 9 представлен жизненный цикл системы управления. Цифрами обозначены стадии жизни: 1 – зарождение; 2 – создание; 3 – развитие; 4 – деградация; 5 – гибель.
эффективность
Рис.9. Стадии жизни системы управления
t
2.9. Роль исследования в научной и практической деятельности человека
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.
Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления: предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).
В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.
В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию. здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.
Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).
Приведем примеры исследований, используя уже известные нам термины организации исследований.
Пример 1. Использование исследований в науке.
Цель: формирование облика и научно – обоснованной структуры фирмы 3 тысячелетия.
Объект: экономика фирмы.
Предмет: структура фирмы.
Гипотеза: если изменить структуру фирмы рациональным образом, с учетом направлений инноваций, то можно достичь значительного экономического эффекта.
Задачи: 1. Анализ существующих организационных структур.
2. Выявление “узких мест”.
3. Исследование тенденций развития экономики и производственной базы страны (прогноз и ограничения).
4. Разработка новой организационной структуры фирмы.
5. Обоснование ее экономической эффективности.
Пример 2. Использование исследований в практике.
Ситуация: Вы назначены директором (менеджером) существующей фирмы. Но Вам не нравится организационная структура и результаты функционирования данной фирмы. Чтобы провести реорганизацию фирмы необходимо провести всесторонние исследования. При этом необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ структуры и функционирования фирмы.
2. Анализ имеющейся финансовой и управленческой документации.
3. Выявление “узких мест”.
4. Разработка и анализ возможных вариантов реорганизации фирмы (кого заменить, какие должности ликвидировать, как заинтересовать сотрудников и т.д.).
5. Выбор и реализация наиболее рационального варианта.
Задание: самостоятельно сформулируйте цель, объект, предмет и гипотезу Ваших предстоящих действий.