Информационный анализ выполняется с целью исследования количественных и качественных характеристик информации, используемой в системе управления. Объектами исследования являются информационные потоки и массивы данных, формируемые в процессе управления, методы и средства их передачи, обработки, хранения, представления, ввода и вывода. В процессе анализа используются следующие показатели: объем и скорость передачи информации; достоверность передаваемых сообщений; направление информационных потоков; характеристики методов обработки информации и совершаемые при этом ошибки; качественный состав информации.
При определении количественных значений информационных показателей и оценке их влияния на обобщенные показатели системы используются различные табличные (матричные) и графические модели, отражающие состав, основные показатели и характер взаимодействия информационных потоков. Основой для формирования информационных моделей могут служить структурные и функциональные модели, разработанные с учетом информационных характеристик.
На основании результатов информационного анализа вырабатываются предварительные рекомендации по разработке информационного обеспечения системы управления, включая способы передачи, обработки и представления информации, состав информации, необходимой для нормального функционирования системы, структуру информационного обмена и др.
Информационный анализ общественных систем управления направлен на исследование информационных массивов и потоков с учетом всех видов взаимодействия элементов систем: человек – человек; человек – машина; машина – машина.
Однако, наряду с проблемами автоматизации процессов передачи, обработки, хранения и представления информации, при информационном анализе общественных систем, решаются проблемы совершенствования традиционно используемых в общественных системах методов и средств неавтоматизированного информационного обеспечения, включающих: перечень и содержание используемых в процессе взаимодействия «человек – человек» документов, порядок их оформления учета и доставки; методы сбора и обработки неформализованных сообщений; организацию информационного взаимодействия должностных лиц и органов управления в процессе принятия решений и их выполнения; перечень, содержание и формы приказов, докладов и донесений, формируемых в ходе текущего управления.