русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Диалектический подход к исследованию


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 11035; Нарушение авторских прав


Понятие исследования. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Тема 2. Исследования в экономических системах

Исследование– это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление. Оно включает: распознавание проблем и ситуаций; определение их происхождения; выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что: содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами; устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов; исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке; исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска. А созданные до него средства исследования не являются адекватными проблеме. Это противоречие – источник творческого состояния исследователя, в условиях которого разрабатывается гипотеза и методика научного поиска.

Проведение исследования осуществляется в следующих случаях: при совершенствовании системы управления действующей организации; при разработке системы управления вновь создающейся организации; при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения; при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.



Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования.

Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Условиями постановки научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между потребностями в тех или иных действиях и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью. Такие условия характери­зуются как проблемная ситуация. Наиболее типичны следующие проявления проблемной ситуации: результаты деятельности не соответствуют поставленным целям; ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях; в ходе практической деятельности обнаруживаются факты и данные практического опыта, не укладывающиеся в рамках существующих теоретических представлений; одна из новых частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или с другими областями знаний в пределах данной отрасли науки.

После выбора и формулировки проблемы для исследования, следующим этапом работы исследователя является оценка существующей теории разрешения проблемной ситуации для обоснования актуальности исследований.

Актуальность исследования.Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для даль­нейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают меж­ду общественными потребностями и наличными средства­ми их удовлетворения, которые могут давать наука и прак­тика в настоящее время.

Объект исследования – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. По своему содержанию, понятие “предмет исследования” значительно уже понятия “объект исследования”.

Например, если объектом исследования является экономика фирмы, то предметом исследования могут выступать диагностический профиль фирмы или ее организационная структура.

Выбор предмета исследования ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы, определяет границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска;

Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрации исследовательского процесса.

Из предмета исследования вытекают его цели и задачи.

Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеривается сделать исследователь.

Цели исследования конкретизируется и развивается в задачах исследования. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно – экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Всеобщим методом научного мышления, охватывающим все явления материального и духовного мира, является материалистическая диалектика. Диалектика как теория познания раскрывает процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины. Опираясь на признание объективного характера всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, явлений, процессов, диалектика требует от исследователя рассматривать изучаемый объект как обязательное и определенное звено в бесконечной цепи связей, изучать отношения и зависимость предмета от других предметов. Диалектика предостерегает исследователя от того, чтобы рассматривать изучаемый предмет как что-то постоянное и неизменное, а не в процессе его развития — возникновения, становления, функционирования с определением возможных перспектив его будущего. Только владея этим всеобщим методом, исследователь будет видеть противоречивую сущность явлений, процессов, предметов, ясно различать в мышлении противоречия, объективно отражающие противоречия исследуемого объекта, и противоречия субъективные, связанные с нарушением законов логики мышления; понимать, почему единство и борьба противоположностей является источником, движущей силой развития природы, общества, мышления. Эти методологические нормы, которыми диалектика вооружает исследователя, могут быть сформированы так: для действительного знания предмета должны быть охвачены, изучены все его законы, все связи и опосредствования.

Таким образом, диалектический подход к исследованию требует:

рассматривать все связи и взаимообусловленности изучаемого объекта;

рассматривать объект изучения в динамике (в процессе функционирования);

опираться на известные законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей – все вещи, явления, процессы материального мира и их отражение в человеческом сознании рассматриваются как сложные системы, элементы которых являются по отношению друг к другу противоположностями. Закон раскрывает внутренний источник самодвижения и саморазвития всех вещей и явлений материального мира, сущность внутренних движущих сил всякого развития.

Закон перехода количества в качество – определяет содержание любого диалектического процесса как единство сравнительно медленных количественных изменений внутри данного качества и быстрых, скачкообразных переходов от одного качества к другому, встающему на место старого. Закон раскрывает особенности переходов от одного состояния к другому. Он отражает внутреннюю, общую для всех вещей и явлений специфику развития каждого данного качества и диалектического превращения его в новое качество путем скачка.

Закон отрицания отрицания – каждый данный уровень развития, каждая конкретная вещь или явление есть отрицание своей предшествующей ступени и отрицание отрицания по отношению к еще более раннему уровню. При этом каждая ступень отрицания отрицания существует только потому, что она выступает как необходимый элемент преемственного, поступательного и спиралеобразного процесса всеобщего развития. Закон раскрывает общую связь процесса развития и его основную тенденцию – путь от старого к новому, от настоящего к будущему.

Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые он не должен отрицать. Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя следующие принципы:

1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко прояв­ляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.

2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматри­вать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличе­ния жизнеспособности, приспособления к условиям.

3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалек­тического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду­щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависи­мостей.

4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвиде­ния явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования.

5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный прин­цип и определяет ориентацию на практическую значимость исследо­вания. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследо­вательской деятельности и один из важнейших принципов диалекти­ческого подхода.

6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.

7. Принцип целостности является необходимым и естественным допол­нением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенности от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.

8. Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.

9. Перечень принципов диалектического подхода был бы неполным, если бы не было указано и правило генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

Все принципы теснейшим образом связаны между собой. Поэтому необходимо не только знать их, но и уметь использовать во взаимосвязи и взаимодействии.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели и задачи управления. Законы управления | Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.