До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи зерна – так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене (в нашем примере 50 × 200 в стране Б и 60 × 120 в стране А) и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения). Таким образом, выигрыш производителей от продажи продукта по сложившейся рыночной цене может быть измерен как площадь между кривой предложения и линией рыночной цены: для производителей зерна в стране Б он был равен области а + е (рисунок (а)), а для производителей в Аргентине – области f+j (рисунок (в)).
После установления внешнеторговых отношений производители зерна страны А становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область (f+j+g+h+i), а выигрыш от развития торговли - (g + h + i). Что касается производителей зерна страны Б то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего производства сокращают производство. Их выигрыш теперь составляет только область е, то есть они несут потери в размере области а.
Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. Производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.
Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом
Зная влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей, мы можем теперь оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом.
Если в стране Б как стране-импортере выигрыш потребителей составляет область а + b + с, а потери производителей в отраслях, конкурирующих с импортом, составляют область а, то совокупный эффект для страны в целом будет равен: b + с. В стране A как стране-экспортере производители имеют выигрыш в размере g + h + i, а потребители, напротив, теряют область g + h. Следовательно, чистый эффект для благосостояния экспортирующей страны составит область i. Конечно, следует иметь в виду известную некорректность такого непосредственного сравнения выгод и потерь разных групп населения, поскольку их субъективные оценки могут существенно различаться (один доллар потерь для бедного человека, очевидно, значит гораздо больше, чем один доллар дополнительного выигрыша для чело века состоятельного). Поэтому здесь речь идет лишь о первоначальном чисто стоимостном подходе к исследованию последствий внешней торговли, который затем может быть дополнен более углубленным социально-экономическим, политическим и т.д. анализом.
В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использованием модели «спрос-предложение» еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли.
Чтобы разобраться, кто выигрывает, а кто теряет в результате либерализации или ограничения внешней торговли, необходимо знать, как изменение относительных цен на товары отражается на доходах владельцев факторов.