Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно знать только потенциальные возможности предложения этих товаров на мировой рынок, которые можно объяснить с помощью теории сравнительных преимуществ или других теорий международной торговли, рассмотренных в предыдущей главе. Как уже было показано, даже если страна обладает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара, это преимущество может быть реализовано лишь в том случае, если мировая цена на этот товар будет выше внутренней. Поскольку и уровень цены, и объем продаж на мировом рынке являются результатом установления равновесия между предложением и спросом, теория международной торговли должна быть дополнена анализом спроса.
Определение мировой цены и объемов торговли
Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим условный пример. Пусть две страны – А и Б – производят один и тот же продукт – зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в стране Б SБ и в стране А SА (см. рисунки (а) и (в) соответственно), показывающие соотношение между объемами производства и уровнем цен, определяются предельными издержками, динамика которых, в свою очередь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии и т.д.
Кривые спроса на зерно (DА в стране А и DБ в стране Б), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предложения) в стране А устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в стране Б – при цене 200 долл. за 1 т.
Цена на зерно в стране б выше, чем в стране А, поэтому производителям страны А должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в стране Б – покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. В условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.
Производителям страны А выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в стране А (Рw > 120). Размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке страны А, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx = SA – DA.
С другой стороны, потребителям страны Б выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в стране Б (Рw< 200). Величина спроса на зерно на мировом рынке (Dm) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке страны Б, возникающей в условиях падения цен на зерно: Dm = DБ – SБ.
Влияние торговли на производство, потребление и цену.
На рисунке (в) показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене Pw=150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в стране Б (80 - 20 = 60) соответствует избыточному предложению в стране А (90 - 30 = 60). При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.