Цепями синусоидального тока называются такие электрические цепи, в которых электрические величины (электродвижущие силы, напряжения и токи) изменяются во времени по гармоническому (синусоидальному) закону.
Источниками в цепях синусоидального тока являются генераторы переменного тока,
в которых возбуждаются синусоидальные Э.Д.С.
Рассмотрим физические аспекты генерирования переменных токов и напряжений.
Соответственно известной схеме с рамкой в магнитном поле, её вращение приводит к возбуждению в ней Э.Д.С. индукции.
Количественно, величина возбуждаемой Э.Д.С., определяется соотношением
где индукция внешнего магнитного поля, линейная скорость вращения контура, длина стороны контура, угол между векторами скорости и индукции, угловая скорость вращения, текущее время.
Обозначив – получаем, что
.
Таким образом, в контуре возбуждается синусоидальная э.д.с., которая является причиной появления тока, который, также как и э.д.с., изменяется во времени по гармоническому (синусоидальному) закону.
2.Соотношения напряжения и тока на идеальных элементах схем замещения.
Рассматривая конкретный идеализированный элемент электрической цепи, будем считать заданным синусоидальный ток и характеристику этого элемента ( ).
Поставленная задача будет заключаться в определении напряжения и требуемых количественных и временных соотношений.
а) Идеальный резистивный элемент R.
Дано:
По участку цепи с резистором проходит ток
, где начальная фаза тока.
Найти:
Напряжение
Решение.
Примечание. Векторные диаграммы используются для наглядности представления расчётных характеристик в цепях переменного тока.
Определение 1.
Совокупность векторов электрических величин, изображённых в общей координатной системе, называется векторной диаграммой.
Используя закон Ома, записываем, что
,
где фаза напряжения, .
Полученный результат говорит о том, что амплитуда напряжения пропорциональна амплитуде тока, начальные фазы равны между собой и фазовый сдвиг (это разность фаз!) между током и напряжением равен нулю.
На рисунках вверху (средний) показана соответствующая векторная диаграмма и временная развёртка тока и напряжения на резисторе (справа).
б) Идеальный индуктивный элемент L.
Дано:
По участку цепи с индуктивным элементом проходит ток , где начальная фаза тока.
Найти:
Напряжение
Решение.
При протекании тока, в цепи возбуждается э.д.с. самоиндукции .
Согласно второму правилу Кирхгофа с учётом знаков, можно записать, что
εS ,
где фаза напряжения, .
По аналогии с законом Ома для резистора в данном случае можно ввести понятие индуктивного сопротивления.
Определение 2.
Коэффициент пропорциональности между амплитудами напряжения и тока, а именно , называется индуктивным сопротивлением индуктивного элемента.
Тогда .
Полученные результаты говорят о том, что амплитуда напря жения пропорциональна амплитуде тока (с коэффициентом пропорциональности, равным индуктивному сопротивлению), а фазовый сдвиг между током и напряжением равен (напряжение опережает ток на четверть периода!), в отличие от резистивного элемента, где таковой отсутствовал!
На рисунках вверху (средний) показана соответствующая векторная диаграмма и временная развёртка тока и напряжения на индуктивном элементе (справа).
б) Идеальный ёмкостной элемент С.
Дано:
По участку цепи с емкостным элементом проходит ток , где начальная фаза тока..
Найти: Напряжение
Решение.
Если в цепи протекает ток, то заряд на ёмкости будет равен .
По определению или .
Подставляя под знак интеграла выражение для тока (постоянную интегрирования принимакем равной нулю, так как, физически, постоянная составляющая напряжения на ёмкости отсутствует!), находим, что
,
где .
По аналогии с законом Ома для резистора в данном случае можно ввести понятие ёмкостногосопротивления.
Определение 3.
Коэффициент пропорциональности между амплитудами напряжения и тока, а именно , называется екостным сопротивлением емкостного элемента.
Тогда .
Полученные результаты говорят о том, что амплитуда напряжения пропорциональна амплитуде тока (с коэффициентом пропорциональности, равным емкостному сопротивлению), а фазовый сдвиг между током и напряжением равен (ток опережает напряжение по фазе на четверть периода!), в отличие от резистивного элемента, где таковой отсутствовал!
На рисунках (средний) показана соответствующая векторная диаграмма и временная развёртка тока и напряжения на емкостном элементе (справа).
Примечание.Индуктивное и емкостное сопротивления идеализированных элементов объединяются общим названием РЕАКТИВНЫЕ сопротивления.
3. Резонанс напряжений.
Рассмотрим схему из последовательно соеди напряжений нённых идеализированных элементов ,отличительной особенностью которой являетсявозможность явления,называемого резонансом напряжений.
Пусть в цепи протекает синусоидальный ток – .
Расчётные соотношения для токов и напряжений на элементах рассматриваемого участка цепи были получены ранее.
Аналогичным образом, можно получить соотношение, связывающее ток и напряжение для всего участка в целом.
Опуская промежуточные выкладки, записываем, что суммарное падение напряжения будет равно
где так называемое, полное сопротивление участка последовательно соединённых идеализированных элементов – ,которое определяет пропорциональную связь между модулями напряжения и тока – , а также сдвиг по фазе между ними – .
Итак,
· модуль полного сопротивления – ;
· фазовый сдвиг напряжения относительно тока – .
Примечание. Величина суммарного фазового сдвига определяется активным и реактивными сопротивлениями. В зависимости от их величин .
Особенностью рассмотренной схемы, как указано ранее, является возможность возникновения, так называемого, «резонанса напряжений».
Физически, это явление предполагает равенство амплитуд напряжений на реактивных элементах при противоположной их направленности. В этом случае падение напряжения происходит только на резисторе.
Обратимся к выражениям для модуля полного сопротивления и фазового сдвига..
При резонансе полное сопротивление цепи должно быть минимальным. Это возможно, когда . В этом случае , фазовый сдвиг - , а ток максимален.
Из равенства следует условие возникновения резонанса в терминах частоты сигнала, а именно,
Механизмом, позволяющим проводить научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок. В его основе - обращение исследователя к компетентным специалистам. Сам экспертный опрос представляет собой совокупность взаимосвязанных действий и формализованных процедур. Получаемая в его результате информация (экспертные оценки) подвергается обработке с использованием аппарата математической статистики
Экспертный метод— это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения.
Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.
Метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные процессы, явления или ситуации, которые характеризуются в основном качественными, неформализуемыми признаками (что затрудняет их анализ и оценку). Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие системы. Данный метод обеспечивает оценку альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов решения.
Многообразие экспертных опросов допускает и их многокритериальную типологию. Так, различают очные и заочные опросы, однократные и многократные (итеративные) методы проведения экспертизы. Существуют индивидуальные и коллективные способы построения экспертных оценок, устные (интервью) и письменные (анкетирование) варианты получения этих оценок. Можно привести еще несколько дополнительных критериев: по форме обратной информационной связи, по процедуре получения результата или по его конечной форме.
Принято считать, что для большинства случаев достаточно следующих форм экспертного опроса:
- разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью);
- индивидуальный опрос в несколько туров («дельфийская техника»);
- коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый опрос).
Исходя из сущности экспертизы, она предполагает «обязательность» следующих компонентов (условий):
- наличие сложной (в информационно-интеллектуальном плане) исследовательской проблемы;
- наличие группы экспертов - специалистов по данной проблеме; возможность работы с ними, в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области;
- обязательность корректной реализации адекватно выбранных форм и процедур экспертизы;
− решения, принимаемые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, представляющих на оценку свои варианты решений;
− области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества перед другими.
Экспертиза рассматривается как наиболее адекватное средство для оценки последствий человеческой деятельности и в этом плане нашла широкое применение в прогнозировании (социальном, техническом и т.д.). Ее использование допустимо также там, где «не работают» обычные формализованные методы исследования либо отмечается недостаточность исходной информации. Вот почему экспертные методы называются иногда интуитивными.
2. Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы
Как и всякая исследовательская технология, экспертиза подразделяется на ряд этапов и процедур. В самом общем виде ее можно разделить на 3 этапа: подготовку (включая отбор экспертов), проведение опроса экспертов и обработку результатов экспертизы. Сложность и специфика экспертизы, однако, требуют большей детализации этого процесса.
Обобщая различные подходы и описания, в процессе экспертного опроса можно выделить:
формирование целей и задач экспертизы (другими словами, разработка программы исследования);
- создание рабочей группы для проведения экспертизы;
- разработку рабочих документов (анкет, инструкций, макетов обработки данных);
формирование группы экспертов; '
- обеспечение экспертов рабочими материалами (задачами и условиями работы, опросными листами) и - при необходимости - исходной либо дополнительной информацией;
- непосредственное проведение экспертизы; оценку качества полученной информации; обработку данных по заранее разработанному алгоритму;
- обобщение данных и подведение итогов экспертизы.
Начальный этап (организация экспертизы) включает:
• определение цели и задач экспертизы, постановку проблемы;
• определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов;
• установление сроков проведения экспертизы;
• подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности).
Этап организации очень важен в том плане, что любой недостаток, недоработка в процессе организации может свести на нет все усилия, затраченные средства и время. Поэтому лучше затратить некоторую часть времени на решение важных организационных вопросов, чем получить результаты, которые не найдут своего применения. Организационный период распадается на четыре основных этапа: формирование группы организаторов, постановка проблемы, отбор экспертов иопределение объема экспертной группы
2.1 Формирование группы организаторов экспертизы____
Опыт проведения экспертиз показывает, что для ее подготовки должна быть сформирована группа в 5-7 человек специалистов-организаторов, достаточно хорошо знающих проблему, по которой будет проводиться экспертиза. Кроме того, в нее включаются специалисты по экспертным методам (экономисты, социологи, психологи и т.д.). Очень желательно, чтобы данная группа была официально утверждена и получила соответствующие полномочия.
Эта группа должна обеспечить условия для эффективной деятельности экспертов, разработать процедуру экспертизы, наиболее соответствующую характеру данной проблемы.
В целом задачи группы организаторов можно сформулировать в следующем виде:
I. Постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы;
2. Разработка процедуры экспертизы;
3. Отбор экспертов, проверка их компетентности и формирование групп экспертов;
4. Проведение опроса и согласование оценок;
5. Формализация полученной информации, ее
обработка, анализ и интерпретация. Данные задачи оформляются техническим заданием, которое утверждается заказчиком.
2.2 Постановка проблемы экспертизы
Подготовку экспертизы прежде всего начинают с постановки проблемы. Для этого прежде всего знакомятся с предысторией и состоянием проблемы, устанавливают ее характер, место и значение, а также рассматривают доводы в пользу необходимости ее решения, обсуждают эти доводы с руководителями (заказчиками), как основными заинтересованными лицами.
На данном этапе очень важно вовремя распознать мнимые и реальные проблемы (псевдопроблемы). Значение данного момента достаточно велико. Очень часто решение хорошо известно, но заказчик пытается по политическим или экономическим причинам найти другие варианты или просто хочет с помощью проведенной исследовательской работы обосновать невозможность решения проблемы. В этом случае необходимо обращение к нескольким специалистам с просьбой отвергнуть или выдвинуть тезисы и аргументы в защиту проблемы, найти слабые, неубедительные места, обратить внимание на трудности и реальные пути решения проблемы. Нельзя превращать исследовательскую работу в профанацию.
В случае принятия проблемы к изучению необходимо провести ее предварительный анализ, уточнить внутреннюю структуру и внешние взаимосвязи, определить границы проблемы и границы рассмотрения. Для этого организаторы экспертизы выдвигают центральный вопрос, а затем "расщепляют" его на подвопросы. Они стараются отделить известное от неизвестного и ограничивают "поле" рассмотрения лишь теми подвопросами, без ответов на которые нельзя получить ответ на центральный вопрос.
Все это позволяет организаторам экспертизы приступить к формулировке ее целей и задач. Опыт показывает, что четко поставленная проблема, ясно выделенные и ограниченные цели и задачи являются обязательными для обеспечения эффективности своего решения. Кроме этого данная процедура позволяет подготовить при необходимости перечень оцениваемых событий и установить совокупность факторов, которые характеризуют эти события.
Содержание задания конкретному эксперту должно быть четким и отвечать ряду требований;
• перед экспертом следует ставить лишь те вопросы, для решения которых действительно необходимы специальные знания;
• недопустимо в задание включать вопросы, которые не входят в компетенцию данного эксперта;
• эксперт не должен заниматься формулированием вопросов, подлежащих экспертизе, собирать материалы на экспертизу;
• каждое задание должно быть четко сформулировано, чтобы исключить его двусмысленное толкование.
Такой перечень необходим для разработки процедуры и, в частности, для того, чтобы примерно определить число и профиль экспертов.
2.3 Методы отбора экспертов_______
На основании знания объекта экспертизы, его специфики и утвержденного задания группа организаторов определяет способ проведения экспертизы. Эти две организационные процедуры взаимосвязаны, поскольку основные проблемы экспертизы определяют состав экспертов, их число я необходимые ресурсы.
При определении состава группы экспертов учитывается прежде всего уровень знаний в области специализации, опыт и включенность в решение подобных задач. Считается, что состав экспертов должен быть таким, чтобы были "закрыты" все проблемы. При этом каждая из них должна рассматриваться как минимум двумя экспертами - специалистами по данному вопросу.
Работа по отбору специалистов, участвующих в экспертизе, обычно начинается с составления первичного списка компетентных в исследуемой области лиц (специалистов). Этот список служит основой для отбора экспертов с помощью специальных методов.
Различают четыре основных группы таких методов: самооценки, групповой оценки, оценки на основе результатов прошлой деятельности, методы определения компетентности.
2.3.1 Метод самооценки
Для этого предполагаемым экспертам раздается небольшая анкета, в которой представлены как различные вопросы, так и перечень возможных необходимых качеств: память, настойчивость, способность к аналитическому мышлению, внимание и т.д.
Получив анкету, кандидаты в эксперты отвечают на ее вопросы. Их ответы должны показать эрудицию, способность к анализу и другие необходимые эксперту качества. Особое внимание уделяют организаторы экспертизы способности специалиста в короткий срок (5-10 минут) ответить на поставленные вопросы и дать оценку своим знаниям по каждому вопросу по определенной численной шкале, например, пятибалльной, В некоторых случаях шкалу увеличивают (до 7-ми или 9-ти бальной) для проверки способности экспертов более дифференцированно оценивать различные явления.
Собрав самооценки, организаторы экспертизы могут рассчитать среднюю арифметическую групповую самооценку и получить численный индекс, характеризующий, например, знания, которыми по мнению группы, она обладает на данное время.
Опыт проведения многочисленных экспертиз и у нас, и за рубежом показывает, что группы с высокой самооценкой, как правило, ошибаются в своих суждениях при проведении экспертизы меньше других. Существует даже зависимость между групповой самооценкой и средней групповой ошибкой экспертов: средняя: групповая ошибка уменьшается с возрастанием средней самооценки. Если, например, вся группа кандидатов в эксперты разделена на подгруппы, первая из которых имеет более высокую самооценку, чем группа в целом, а вторая - более низкую, то экспертные оценки первой подгруппы будут в среднем более точными, а второй - менее точными, чем вес группы.
Здесь же с помощью самооценок определяют компетентность эксперта, оценивая аргументы, послужившие ему основанием для ответа, а также степень ого знакомства с рассматриваемой лроолемои и опыт в решении подобных или схожих задач.
2.3.2 Метод коллективной оценки____
В случаях, когда кандидаты в эксперты знают друг друга, наряду с самооценкой используется метод коллективной оценки каждого из них остальными членами группы. Коллективные оценки часто оказываются менее точны, чем самооценки.
Используя оба метода, организаторы экспертизы предлагают каждому из кандидатов заполнить опросные листы на себя и на других участников опроса. На листе самооценок указывается фамилия кандидата, чтобы знать, кому принадлежит данная самооценка. В опросных листах, одинаковых и для самооценок, и для оценок, содержится перечень наиболее существенных для эксперта черт, противоположных по своему значению. В одной из процедур такой лист выглядел, например, следующим образом:
Глубокие -знания 54321 Неглубокие знания по специальности по специальности
Обладает творческим 54321 Не обладает творческим воображением воображением и т.д.
Каждый эксперт должен был обвести кружком соответствующий балл.
(например, "1" - очень неглубокие знания). Причем при оценке предлагалось исходить из среднего для группы уровня (это связано с тем, что обычно средний для группы отобранных кандидатов в эксперты уровень по ряду качеств значительно выше, чем вообще специалистов в данной сфере).
Все самооценки и оценки выводятся но укрупненным группам качеств:
I - интеллектуальные качества (глубина знаний по специальности, широта интеллектуальных интересов, одаренность и т.д.);
2 - деловые качества (умение руководить, привлечь людей, организовать работу и т.д.);
III - импульсивно - волевые свойства (сдержанность, эмоциональность, воля и т.д.);
IV - качества, характеризующие мотивы поведения (альтруизм, стремление к истине, честолюбие и т.д.);
V - качества, характеризующие отношение к жизни (оптимизм, чувство юмора и т.д.).
В результате проведения такой процедуры оказалось, что большинство специалистов склонно занижать в своих самооценках свои интеллектуальные качества и завышать качества, характеризующие мотивы поведения и отношению к жизни.
Анализ групповой оценки каждого из специалистов, их самооценок, а также характера расхождений между групповой оценкой и самооценкой несомненно позволяют осуществить более обоснованный отбор экспертов.
2.3.3 Метод оценки прошлых результатов
Более объективными, чем самооценки и грунтовые оценки, представляются методы, основанные на использовании опенки результатов прошлой деятельности специалистов.
Если есть данные о результатах участия специалиста в экспертизах в прошлом, то они могут служить базой для оценки качеств эксперта с помощью статистических методов. Одним из них является, например, определение степени надежности эксперта (К), то есть относительной частоты случаев, когда эксперт дал оценки, наиболее близкие к .истинным, или, точнее, приписал наибольшую вероятность гипотезам, которые впоследствии оказались верными:
Мс - число случаев, когда эксперт, встретившись с несколькими альтернативными гипотезами, приписал наибольшую вероятность той, которая потом подтвердилась;
N - общее число случаев, когда данный эксперт давал оценку.
В тех случаях, когда специалист участвует в коллективной экспертизе, его деятельность можно сравнить с деятельностью коллег. Для этого применяется критерий относительной надежности, который определяется как отношение "абсолютной" степени надежности данного эксперта к средней надежности, исчисленной для некоторой группы экспертов.
Данный метод имеет недостаток в том, что необходимо накопление информации по проведенным экспертизам и по экспертам, принимающим в них участие. Это достаточно сложно, так как проблемы очень разнообразны и редко когда имеется возможность работать даже с относительно постоянной группой экспертов.
Наиболее часто используется простейший из способов отбора экспертов - отбор специалистов по профилю деятельности, стажу работы, по ученому званию или степени, по занимаемой должности и т.д.
2,3.4 Тестирование в подборе экспертов
Как специфический метод отбора экспертов тестирование применяется достаточно редко. Это связано с двумя факторами. Во-первых, очень мало специализированных тестов и они не очень надежны. Во-вторых, далеко не каждый эксперт даст согласие на тестирование и будет подвергать свою репутацию испытанию.
Тем не менее не следует совсем отказываться от этого приема отбора экспертов. В прогностическом исследовании о роли чтения в будущем экспертам были заданы вопросы, касающиеся тенденций в развитии средств массовой информации. При этом организаторы экспертизы представляют достоверную информацию об этих тенденциях на современном этапе. Так, например, экспертов просили высказать свое мнение о характере изменений посещений кино в стране на одного человека: о том. в каком соотношении находятся темпы роста тиражей газет, журналов и книг; увеличивается или уменьшается число книг, выданных в среднем одному читателю библиотеки страны в целом и т.п. ответы экспертов на эти вопросы позволили в некоторой степени оценить их компетентность по данной проблеме.
Во время экспертного опроса • специалистов по методике и технике социологических исследований в анкету включались вопросы, ответы на которые дали возможности определить уровень квалификации социолога в данной конкретной методологической сфере.
Конечно, приведенные примеры достаточно условны и специфичны, но они показывают наличие возможностей для профессионального тестирования по теме экспертизы.
Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.
Для педагогической экспертизы чаще всего требуется разработка анкет, опросников, тестов, контрольно-диагностических заданий. Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные способы решения.
Завершающий этап экспертизы — опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения — основы для компетентного управленческого решения, которое принимает менеджер.
«Экспертное заключение» и «экспертная оценка» — понятия близкие, но не тождественные.
Экспертное заключение— это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т. е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы.
3. Методы коллективной работы экспертов.
Существуют четыре основных направления экспертных методов: простой ранжировки (метод предпочтения), задания весовых коэффициентов, последовательных сравнений и парных сравнений.
Метод простой ранжировки основан на том, что каждый эксперт располагает набором признаков, например время реализации, финансовые затраты, повышение объема сбыта, величина дополнительной прибыли, качество продукции.
Данные признаки располагают для каждого решения в порядке предпочтения. Цифрой 1 обозначается наиболее важный признак, цифрой 2 – следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводятся в таблицу и обрабатываются либо вручную, либо с помощью методов математической статистики.
Метод последовательных сравнений (сортировки).
В состав метода входят следующие операции:
1. Составляется перечень признаков решений.
2. Перечень записывается в таблицу в порядке убывания значимости.
3. По каждому признаку в таблицу записывается оценка реализации каждого признака по всем решениям – максимальная оценка 5.
4. По каждому столбцу находится сумма произведений оценки на соответствующий коэффициент значимости признака.
5. Производят сортировку полученных значений по максимальному значению суммы и определяют предпочтительный вариант решения.
Метод парных сравнений (парная сортировка). Метод реализуется путем парных сравнений признаков каждого УР и дальнейшей статистической обработкой УР. Для осуществления парных сравнений решения записываются подряд в любом порядке. Затем эксперты сравнивают два первых УР, лучшее из них сравнивается с третьим УР и т.д. В результате парных сравнений выбирается одно лучшее УР.
Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и опыте при РУР, при которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа – извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов РУР. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности. Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной организации и имеется типовая методика их реализации.
Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач – довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулирования мышления. Неслучайно собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На подобных мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова: «эврика» и«эвристика» дали название этим методам.
Собрания и совещания можно проводить двумя способами: без подготовки и с подготовкой. Без подготовки такие мероприятия малоэффективны и не дают удовлетворения их участникам. Часто работники с большой неохотой идут на собрания и совещания. Известен закон Паркинсона о том, что эффективность совещания обратно пропорциональна затраченному времени и количеству приглашенных людей. Подготовленные собрания основаны на различных методах, в том числе и на эвристических. Эвристика состоит в последовательном выделении целей и ситуации, а также в уменьшении их различий.
Характерные наборы приемов эвристических методов.
Набор 1:
Обобщение задачи.
Конкретизация задачи.
Формулирование обратной задачи.
Включение в другую структуру.
Критика очевидных решений.
Поиск привнесенных условий.
Движение от конца к началу.
Сближение данных и цели.
Перекодирование текста в модель.
Использование сходных задач.
Анализ условий.
Анализ конфликта.
Выдвижение любых идей.
Переструктурирование.
Набор 2:
Включение в другую структуру.
Выдвижение противоположных гипотез.
Перерыв в решении нескольких задач.
Вживание в образ явлений задачи.
Регуляция уровня уверенности в себе.
Движение от общих целей к частным.
Символическая запись условий.
Определение области поиска неизвестного.
Включение в деятельность.
Введение дополнительных элементов или отношений.
Деление задачи на части.
Выделение доминирующих целей.
Подведение под логические категории.
Подведение под диалектические категории.
Резонанс.
Замена терминов определениями.
Данные приемы составляют три фазы разработки решения: анализ условий задачи, поиск решения, проверка решения.
Метод сценариев. Типовой вид сценария. Метод сценариев представляет собой набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицательным последствиям. Сценарии по каждому решению обычно фиксируются на бумаге, в памяти компьютера, на магнитной ленте. Они напоминают литературные сценарии с прологом, основной частью и эпилогом. Сценарии всех спектаклей по сути также представляют прогнозы решений необычных или классических жизненных проблем, при этом зрители играют роль арбитров. Спектакли с плохими вариантами решений являются провальными и их обычно не спасает талантливая игра актеров.
Сценарий для УР. При разработке, выборе или реализации УР метод сценариев выполняется следующим образом:
– руководитель подразделения составляет подробное описание задания: цели, существующую ситуацию и проблему;
– одному из опытных работников поручается разработать варианты решения проблемы;
– специалисту, обладающему еще и литературными способностями, дается задание составить сценарий возможного
прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных специалистов;
– текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и
реализации решения;
– созывается совещание по обсуждению сценария. Возможны три варианта результатов обсуждения:
• полное одобрение сценария и утверждение технологии разработки и реализации решения, внесение в него
коррективов, утверждение технологии разработки и реализации решения, очевидное несогласие и переделка сценария;
• составление окончательного сценария для ввода в базу данных компании.
Структура сценария состоит из содержательной части и количественных параметров. В состав содержательной части
рекомендуется включать:
− историю развития объекта управления;
− ситуацию, приведшую к необходимости РУР, и исторические параллели решения аналогичных проблем;
− цель, вытекающую из инициирующей ситуации;
− действующих лиц внешней и внутренней для организации среды;
− психологический конфликт между участниками внутренней и внешней среды;
− перечень технических и социальных проблем исходя из цели;
− решения по каждой проблеме;
− возможные результаты.
Новаторские идеи, требующиеся для обеспечения достижения в реальной деятельности организации каждого из критериев, обеспечиваются чаще всего через использование менеджером принципа «мозговой атаки» или какой-либо другой формы группового творчества или экспертного метода принятия управленческих решений. Принцип «мозговой атаки» – форма коллективного творчества по поиску эффективного решения для разрешения конкретной проблемы. Обычно такой принцип реализуется через организацию менеджером совещания с подчиненными, в ходе которого менеджер обрисовывает характер возникшей проблемы, описывает желательный результат ее разрешения и просит выдвигать идеи, использование которых может обеспечить эффективное разрешение такой проблемы.
Участники такого совещания, т.е. процедуры «мозговой атаки», по очереди вслух выдвигают (формулируют) возможные идеи («Штурмуют проблему», а точнее – способ ее разрешения), которые тут же подвергают оценке другие участники совещания. Если цель не достигается, то такое мероприятие повторяется через определенное время, которое используется участниками такой группы для более глубокого осмысления проблемы и поиска возможных способов ее разрешения.
В конце концов менеджер составляет перечень (список) идей, использование каждой из которых обеспечивает достижение конкретного критерия. При наличии такого списка менеджер подвергает идеи оценке с точки зрения их совместимости. Его основная цель при этом заключается в недопущении наличия в таком списке взаимоисключающих идей.
А такое возможно, поскольку решения по способу достижения каждого критерия принимались изолированно друг от друга, не в системе. Вместе с тем менеджер сопоставляет идеи, включенные в такой список, с точки зрения их взаимной поддержки, и они группируются именно на этой основе. Группировка же идей преследует цель сформулировать, разработать такую их комбинацию, которая могла бы быть оценена как эффективная и синергическая, т.е. как комбинация, совокупный эффект которой превышает простую сумму эффектов от идей, взятых по отдельности. В то же самое время принимаемое на основе такого метода управленческое решение должно отличаться еще и оптимальностью. Оптимальным же называют решение, обеспечивающее экстремум критерия или же обеспечивающее согласованность всех участников процедуры разработки и принятия решения.
4. Методы индивидуальной работы экспертов
Индивидуальный опрос позволяет максимально использовать способности и знания каждого специалиста. В зависимости от характера требуемой информации, возможностей ее получения и интерпретации опрос может быть личным (очным) и заочным. Личный опрос осуществляется при непосредственном контакте организатора экспертизы с экспертом, а заочный - путем рассылки анкет. Достоинство заочного опроса - его простота и относительная дешевизна. Однако надежность полученных с его помощью данных меньше, поскольку некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, а на некоторые вообще не дать ответа. Избежать данных недостатков можно при очном опросе, но он более трудоемок. Длительное участие в экспертизе вызывает обычно с их стороны недовольство. Кроме этого, при очном опросе могут возникать нежелательные искажения информации из-за психологического взаимодействия организатора экспертизы на эксперта.
3.1 Интервью как метод экспертного опроса
Интервью является методом сбора экспертной информации в форме непосредственной беседы интервьюера с экспертом. Но в отличии от обыкновенной беседы функции интервьюера и эксперта достаточно строго разделены и подчинены задаче получения информации по заданной теме экспертизы. Непосредственный контакт интервьюера с экспертом позволяет оптимальным образом приблизить формулировки вопросов, их последовательность к возможностям каждого эксперта, в случае необходимости сразу же переформулировать вопрос, задать дополнительный вопрос, дает возможность достаточно полно выразить свое мнение, подобрать наиболее приемлемую форму ответа.
По степени формализованности интервью можно разделить на свободное и стандартизированное. Степень стандартизации интервью определяется как целью интервью, так и индивидуальными особенностями респондента и интервьюера. При свободном интервью определяется лишь тема, предлагаемая к обсуждению. Логическая структура беседы, последовательность и формулировка вопросов зависят от конкретной ситуации интервью. В этом случае желательно, чтобы интервью проводил сам исследователь, а полученная информация ценна своей уникальностью, формами выражения мнения и, как правило, не подвергается статистической унификации и обработке.
В строго стандартизированном интервью вопросы формулируются заранее и не могут изменяться интервьюером. Так же очень строго относятся к ответам - они стандартизированы и интервьюеру предлагается выбрать из них тот, который соответствует его мнению.
При проведении интервью исследователь вступает в непосредственный контакт с респондентом и контролирует и направляет опрос. Таким образом, при интервью имеется возможность уменьшить количество отказов от ответа, неправильно понятых вопросов и неполных ответов, лучше срабатывают контрольные вопросы. Кроме этого в интервью можно получить дополнительную информацию, в частности о реакции на различные вопросы. Интервью может быть проведено по телефону. Основные недостатки интервью как формы опроса - лишь продолжение достоинств метода. Для проведения устного интервью кроме хорошего общего образования необходима специальная подготовка интервьюеров по технике проведения опросов. Сама личность интервьюера социально - психологическая совместимость с экспертом, направленность и способ задания вопросов, место, время и условия опроса, язык общения - все этот может не только стимулировать активность и самостоятельность эксперта, но и подавлять, сковывать его, вызывать противодействие, сопротивление проведению интервью.
Существенным моментом любого опроса в первую очередь интервью, является установление психологического контакта интервьюера с респондентом. Если такой контакт не удается осуществить, эффективность опроса интервью падает, вплоть до его полного провала. Одной из причин неудачи интервью может послужить возникновение языкового барьера, когда лексика интервью не соответствует языковым ресурсам эксперта. Этот факт вызывает специфические требования к формулировке вопросов интервью и к форме фиксации в бланках интервью.
Интервьюер должен в известной степени соответствовать своему респонденту по уровню освоения как профессиональной лексики, так и по общему уровню культуры. Интервьюер обычно фиксирует ответы в достаточно краткой форме своими словами во время или после интервью. Возможные варианты искажения ответов связаны как с непониманием со стороны респондента, так и с непониманием со стороны интервьюера. С другой стороны, интервьюер может стать источником дополнительной информации, фиксируя, в частности, степень искренности понимания, самостоятельности и заинтересованности эксперта, готовность к сотрудничеству, степень понимания и т.д. Хорошо подготовленный, активно думающий и действующий интервьюер значит зачастую не меньше, чем исследователь - организатор опроса. В целом же интервью обычно требует значительных затрат времени и ресурсов и повышает общую стоимость экспертного опроса.
3.2 Анкетирование как метод сбора экспертной информации
Метод анкетирования является одним из наиболее распространенных в работе с экспертами. Такое широкое распространение обусловлено прежде всего его относительной простой и относительно низкими затратами.
Основным этапом проведения анкетного опроса экспертов является разработка самой анкеты эксперта, с помощью которой и осуществляется сбор требуемой информации. Перевод цели и задач экспертизы на язык вопросов требует от организаторов экспертизы сложной и кропотливой работы, знания различных типов вопросов, умения точно сформулировать их, расположить в определенной последовательности. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы и варианты ответов были сформулированы по возможности точно и однозначно. Следует избегать предложений, суждений, которые могут оказать внушающее воздействие на эксперта.
Все вопросы, которые мы можем задать эксперту делятся, в принципе, на следующие четыре группы: 1) о фактах; 2) о знаниях; 3) о мнениях; и 4) о мотивации.
Вопросы о фактах направлены на получение информации о социальных явлениях и процессах, которые однозначно определяются соответствующим ответом. Они направлены на выяснение реальных ситуаций, событий и обстоятельств. К их числу относятся, допустим, демографические вопросы. Ответы на вопросы о фактах относительно легко подвергаются проверке.
Вопросы о знаниях обеспечивают получение информации об определенных знаниях экспертов. Валидность и надежность ответов на вопросы о знаниях могут быть перепроверены с помощью последующих вопросов и дополнительных источников информации. Следует также иметь в виду, что эксперт не всегда в состоянии воспроизвести или четко сформулировать имеющиеся у него знания. В таких случаях полезно расчленить общий вопрос на несколько отдельных вопросов по различным аспектам исследуемой проблемы. Весьма эффективными оказываются закрытые вопросы, дающие подсказку эксперту.
Мнение - это суждение, взгляд, убеждение или верование личности по определенному вопросу. Для формирования мнения необходим определенный жизненный или профессиональный опыт, и представление о том, что у любого человека имеется собственное, достаточно обоснованное мнение по любому вопросу, в корне является ошибочным. В данном случае не возникла бы проблема по обращению к экспертам. Мнение экспертов обычно выражается по сравнительно узким и специфическим вопросам. Ответы на вопрос' о мнениях обычно содержат определенные оценки, сделанные экспертом. Мнения по сравнению со знаниями, больше обусловлены конкретной ситуацией и сильнее зависят от личного опыта, а иногда и просто от настроения. Стабильность или лабильность мнения во многом определяется характером, возрастом, уровнем образования, личностными характеристиками эксперта. Способ включения в конкретный социальный процесс или в решаемую проблемную ситуацию очень существенен при формировании мнения.
В процессе высказывания мнения важную роль играет господствующая в обществе система ценностей, часто отражающаяся в деятельности средств массовой информации. Но решающая роль в формировании мнения, высказанного в анкете или в ответе, принадлежит конечно ценностно-нормативной системе эксперта. Для уменьшения влияния субъективных предпочтений одного эксперта и происходит значительное расширение круга лиц, привлекаемых к экспертизе. Мнения экспертов являются главными источниками информации и средством решения исследовательских задач при решении неформализуемых проблем. Мнения, основанные на интуиции, знании и опыте экспертов, могут обеспечить количественную оценку факторов исследуемой проблемы, обработка этих оценок ведет к формированию коллективного мнения, выступающего как решение проблемы. Это коллективное мнение экспертов может быть использовано как для общей ориентировки, так и в качестве объективной информации, которая не может быть получена другим путем для принятия конкретного единичного решения.
Ответы на вопросы о мотивации представляют, как правило, наибольшую трудность, так как предполагают наличие определенной способности и навыков рефлексирования у эксперта. Не всегда способность к самоконтролю и самонаблюдению развиты настолько, чтобы обеспечить объективность при оценке мотивации поведения той или иной личности. При оценке ответов на вопросы о мотивации следует учитывать тенденцию облагораживания актов собственной деятельности, возвышения моральных стимулов поведения. Изучение ответов на вопрос о мотивации часто является лишь началом их подлинного исследования.
Вопросы о мотивации при проведении экспертного опроса существенны в том случае, когда необходимо принять групповое решение при применении процедуры согласования экспертных мнений. Весьма различаясь по формам, процедура согласования связана с дополнительным информированием экспертов по существенным вопросам. в том числе по причинам, побудившим того или иного специалиста принять то или иное решение. Мотивировка решения, аргументированная защита своего мнения в полемике с оппонентами могут привести к уточнению или модификации мнения как индивидуального, так и коллективного.
По форме различают вопросы открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные. Вопрос считается открытым, если на него ответ может быть дан в любой форме и ничем не регламентирован, закрытым - если в его формулировке содержатся варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а эксперт должен выбрать один или несколько, полузакрытым, если перечнем предусмотрена возможность дополнительных замечаний. Достоинство открытых вопросов заключается в возможности обнаружения с помощью экспертов новых, порою совершенно неожиданных аспектов проблемы и применяются в основном на этапе первичной постановки проблемы. Структуру и логику экспертной анкеты можно представить в следующем виде:
- В чем состоит сущность проблемы с Вашей точки зрения? Здесь от эксперта требуется дать собственное описание проблемы, собственное видение проблемы. Данный этап необходим для решения двух проблем исследования: во-первых, на основе описания проблемы от одного эксперта строится полное описание проблемы по всей экспертной группе; во-вторых, эксперт для самого себя раскрывает сущность поставленной проблемы.
В последующем соблюдается следующая логика поэтапного рассмотрения и раскрытия проблемы:
- Какие причины (или группы факторов) способствовали ее возникновению?
- Какие условия способствовали ее развитию, обострению и актуализации?
- Какие тенденции проблемных процессов вы можете предположить?
- Что необходимо предпринять, по Вашему мнению, для решения проблемы?
В принципе, желательно в этом случае получение полных и обстоятельных ответов по каждому вопросу с объемом ответа до 1 машинописного листа. Опыт проведения таких опросов показывает, что объем ответов редко когда бывает выше. При более обстоятельных ответах высокого уровня информативности такой ответ выносится в отчет отдельным особым мнением.
Достаточно сложную задачу в этом варианте представляет собой обработка экспертной информации, для чего применяются специальные методы. Трудности в обработке экспертной информации позволяют рекомендовать, чтобы количество опрашиваемых экспертов не превышало 50 человек.
Г.Геллапом предложена техника постадийного раскрытия проблемы, в которой совмещаются как открытые, так и закрытые вопросы.
Первый вопрос - это фильтр, предназначенный для того* чтобы выяснить, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней.
Второй направлен на выяснение того, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме (открытый вопрос).
Третий предназначен для получения ответов по конкретным моментам проблемы (закрытый вопрос).
Четвертый помогает «выявить причины взглядов опрашиваемого и употребляется в полузакрытой форме.
Пятый вопрос направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности и применяется в закрытой форме.
Преимущество закрытых вопросов определяется тем. что они строго и однозначно интерпретируются, требуют относительно меньших затрат времени и труда на заполнение и обработку анкет. Вместе с тем существует опасность навязывания эксперту готовых ответов, особенно когда по какому-либо" вопросу у него нет своего мнения или когда его мнение не совпадает с ответами анкеты.
При составлении закрытых вопросов необходимо стремиться к тому, чтобы были названы все возможные варианты ответов. Даже если организаторы экспертизы уверены в том, что все альтернативы исчерпаны, они должны представить эксперту возможность выдвинуть свою альтернативу или уклониться от ответа на некоторые вопросы. Это достигается включением в перечень ответов типа: "затрудняюсь ответить", "не понял", "не задумывался" и т.д. Обычно участники экспертизы большое внимание уделяют первой и последней альтернативе, поэтому в ходе опроса группы экспертов следует менять последовательность альтернатив. Надо стремиться к тому, что в перечне количественных альтернатив положительные и отрицательные стороны были бы уравновешены. Например, шкала альтернатив: "очень доволен", "доволен", "безразличен", "недоволен'' - имеет уклон в сторону положительного ответа, и ее следует дополнить альтернативой "очень недоволен"*
Своеобразна форма применения прямых и косвенньгх вопросов. Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: "Что Вы думаете о ....", "Ваше мнение по поводу..." и т.п. Косвенные вопросы ставятся в полубезразличной форме, например; "Некоторые специалисты полагают, что ... А как Вы думаете?". Если речь идет о выявлении мнений, значительно отличающихся от общепринятых, то эксперты охотнее отвечают на косвенные вопросы.
При составлении вопросника и для анкет и для интервью следует соблюдать принцип рациональной экономии времени экспертов. Организаторы опроса должны избегать вопросов "ради интереса", ответы на которые не направлены на решение основной задачи.
При необходимости получения оценки процесса или явления экспертам предлагаются вопросы, ответы на которые предусматривают количественную оценку по определенной шкале - время совершения событий, оценка вероятности появления и силы влияния различных факторов, определение количественных характеристик исследуемого процесса и т.п. Особенно часто применяются различные шкалы в методе Дельфи (см. 3.4).
В методологическом плане вопросы могут иметь и форму задания:
- эксперту описывают конкретную ситуацию и его предполагаемые ответы на нее. От него требуется указать, действительно ли он поступил бы так (или нет) в данной ситуации;
- эксперту предъявляется набор некоторых признаков, в которых замаскирована цель вопроса, и предлагается дать их письменную интерпретацию. Оценка письменной интерпретации признаков позволяет изменить качественную переменную.
Формулировка вопросов должна быть достаточно четкой, исключающей всякую возможность двусмысленного толкования. Нельзя допускать вопросов, ответы на которые могут представить эксперта в неблагоприятном виде, показать, что его мнение может быть в чем-то неприемлемо для организаторов опроса, что он не знает чего-то хорошо известного и т.д. При использовании вопросов, которые требуют ответов "да" или "нет", важно чередовать формы согласия и несогласия, ибо некоторые эксперты начинают автоматически отвечать или только "да" или только "нет". Вопросы по одной подпроблеме устанавливаются в порядке постепенного перехода от более общих ко все более специфическим и конкретным. Вопросник должен оставлять впечатление целостности, логической последовательности и завершенности.
5. Общие требования, предъявляемые к эксперту
Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции эксперта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наиболее квалифицированные специалисты. Эксперт – это профессионал, знания и навыки которого лицо, принимающее решение (ЛПР) должно учитывать при разработке и принятии решения. Эксперт должен быть высококвалифицированным специалистом в принятии решения. Но, естественно, не всегда может быть приглашен эксперт, так как проблема, по которой необходимо принять решение, ограничена во времени. И тогда в роли эксперта может оказаться менее квалифицированный человек.
В целом на формирование экспертной группы влияют:
– конкретная ситуация принятия решения;
– возможность организаторов экспертизы привлечь для работы квалифицированных специалистов;
– возможность специалистов принять участие в работе экспертной комиссии.
Общие требования, предъявляемые к эксперту:
• компетентность;
• креативность, развитые творческие способности, позволяющие анализировать проблемные ситуации и находить пути разрешения противоречий;
• отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения большинства;
• научная объективность;
• аналитичность, широта и конструктивность мышления;
• позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватизма, т.е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.
Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения эксперта,прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.
На этапе подготовки экспертизы особое внимание уделяется подбору экспертов. Здесь существуют несколько требований к лицам, отбираемым в экспертную группу:
- эксперт не должен быть лицом, принимающим решения на основе данной экспертизы;
- эксперт должен быть пригоден для работы в группе;
- компетентность эксперта должна быть определена по нескольким критериям
- эксперт должен обладать новейшими данными по изучаемой проблеме; в нем должны сочетаться специализация и кругозор;
- в нем должны сочетаться навыки научной и практической работы;
- эксперт должен обладать высокой степенью гражданской и моральной ответственности.
Численность экспертной группы определяется конкретными условиями (времени, выбранных методов и т.п.).
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
В организациях часто приходится разрабатывать решения в условиях недостаточной или ненадежной информации, а результаты реализации решений не всегда совпадают с запланированными. В данных случаях ссылаются на непредвиденные неопределенности и риски, которые становятся постоянными спутниками руководителей и специалистов.
Неопределенность проявляется в параметрах информации на всех стадиях ее обработки. Неопределенность возникает, когда отчетливо, точно, ясно не установлены какие-либо ситуационные факторы, влияющие на процесс разработки, принятия, реализации УР, результат их реализации. Неопределенность трудно измеряется, обычно ее оценивают качественно (больше или меньше), например неопределенность информации составляет 30 %. Обычно неопределенность связывают с разработкой решений, а риск – с их реализацией, т.е. результатами). Неопределенность – основная причина появления рисков. Поэтому уменьшение объема неопределенностей, вызывающих риски потерь, составляет важную задачу как руководителей, так и специалистов. Если имеются несколько решений, следующих друг за другом, то риски предшествующих решений становятся неопределенностями для последующих.
Неопределенность рассматривается как явление и процесс. Как явление неопределенность – это набор нечетких и различных ситуаций, взаимоисключающей или недостаточной информации. К явлениям относятся ситуации, которые могут возникнуть помимо воли – сознания человека и изменить намеченный ход событий (например, стихийные бедствия, наводнения вызвали оседание фундамента нового здания, и поэтому досрочную сдачу объекта пришлось отложить). Как процесс, неопределенность – это деятельность некомпетентного работника, принимающего ошибочные решения (например, неправильный расчет диспетчера железной дороги привел к срочной остановке поезда за 2 км до конечного пункта).
Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель может с точностью определить результат каждого альтернативного решения, возможного в данной ситуации. Сравнительно мало организационных или персональных решений принимается в условиях определенности. Однако они все-таки имеют место. Кроме того, элементы сложных крупных решений можно рассматривать как определенные. Уровень определенности при принятии решений зависит от внешней среды. Он увеличивается при наличии твердой правовой базы, ограничивающей количество альтернатив и снижающей уровень риска.
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого возможного результата можно определить. Вероятность определяется в промежутке от 0 до 1 и представляет собой степень возможности совершения данного события. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.
Риск при принятии решений может быть различным. В экономике различают несколько типов риска: страховой, валютный, кредитный и т.д. В зависимости от типа риска, вероятность его можно определить математическими и статистическими методами.
Наиболее желательный способ определения вероятности – объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Вероятность может быть объективно определена, если поступит достаточно релевантной информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным.
Во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В таком случае часто руководители используют суждения о возможности совершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.
Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно релевантной информации, могущей помочь объективно определить вероятность, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. Поэтому вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, принимаемых в быстро меняющихся условиях.
Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. При этом руководитель сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.
Во-вторых, он может действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда нет достаточно времени на сбор дополнительной информации.
Как уже говорилось выше, решений, принимаемых в условиях абсолютной определенности, в реальной жизни быть не может. Однако существуют ситуации, когда решение принимается в условиях почти полной определенности. Например, решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства. В данном случае менеджер точно знает размер вкладываемой суммы, может выбрать сроки вложения, рассчитать доходность и может точно подсчитать планируемую прибыль от данного вложения и сроки ее получения. Государство может не выполнить свои обязательства только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вероятность возникновения которых очень мала. Однако в условиях, сложившихся на данный момент в нашей республике, данный пример отражает меньший уровень определенности, чем в развитых странах.
В странах с развитой стабильной экономикой менеджер может также точно рассчитать затраты на производство определенного вида изделий на ближайшую перспективу. Это возможно, потому что постоянные издержки, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой степенью точности.
Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества решений. Руководство должно учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники – различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т.д.
При отсутствии внешних источников информации предприятие может провести собственные исследования. Анализ рынка очень широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, политиков. Он стал очень важной сферой деятельности и стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой.
Хорошим примером принятия решений в условиях риска является принятие решений о страховании. Статистика страховых случаев во всех областях ведется очень полно. Поэтому, руководитель может высчитать вероятность наступления или не наступления страхового случая и принять решение о страховании или не страховании определенного имущества организации, каких либо финансовых операций и так далее.
Руководитель же страховой организации на основании этих же данных определяет сумму возможных страховых выплат и соответственно сумму, на которую необходимо заключить страховых полисов для покрытия возможных убытков и получения прибыли.
Например, руководитель автотранспортного предприятия не уверен, что аварии будут, а если и будут – на какую сумму. Но из статистики известно, что каждый десятый водитель попадает раз в год в аварию. Также известно, что средняя сумма ущерба от одной аварии – 2000 долларов. Имея парк из 100 машин, руководитель может принять решение, что в аварию попадут 10 машин и общий ущерб составит около 20 000 долларов и, следовательно, примет решение о страховании на такую сумму.
На практике решения, принимаемые в условиях полной неопределенности, практически не встречаются. Это происходит потому, что в любом случае можно либо собрать некоторую дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать ситуацию, либо принять решение на основе суждений, интуиции, анализа накопленного опыта руководителя, что также уменьшает неопределенность. Наибольший потенциал неопределенности встречается в социокультурной, политической и наукоемкой среде.
Ярким примером принятия решений в условиях неопределенности может быть решение о разработке нового очень сложного оборудования. Причина в том, что на разработку требуется длительное время, а за это время конкурентами может быть создано более эффективное оборудование или могут быть совершены открытия, исключающие применение разрабатываемого оборудования.
В реальной практике неопределенность рассматривается как единое целое. Неопределенности разделяются на две группы: объективные и субъективные. Объективные не зависят от руководителя или специалиста, разрабатывающих решение, при этом источник неопределенностей находится вне организации. Субъективные неопределенности возникают из-за профессиональных ошибок, упущений. Источники неопределенностей находятся внутри организации. Специалисту нужно научиться уменьшать субъективные неопределенности.
− высокий, требующий разработки новых процедур РУР.
Неопределенности возникают по следующим причинам:
− отсутствие полной, достоверной информации;
− сложность обработки информации;
− монополизация необходимых сведений внешними органами управления.
Влияние характеристик информации на уровень неопределенности весьма существенный. Руководителям необходимо больше доверяться документальной информации (дипломам, свидетельствам и т.д.). Задачи специалиста для снижения неопределенности, работающего с информацией, заключаются в следующем: поиске информации; отделение ценной информации от дезинформации; оценке характеристик информации; выделение из информации наиболее важной части, способствующей анализу текущего состояния объекта разработки решения.
Поиск и выделение нужной информации требуют соответствующих технологий, финансовых ресурсов и профессионализма – как важнейшей составляющей. Информация, в данном случае, оценивается по объему, доверенности, ценности и насыщенности.
Объем информации характеризует полноту информации о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения.Достоверность информации определяется соотношением реальных сведений и общего объема информации, %. Имеет три уровня: абсолютный – 100 %), доверительный – более 80 % и негативный, менее 80 %.Ценность информации проявляется в снижении уровня затрат ресурсов (материалов, времени, средств) на принятие правильного решения. Ценность характеризует информацию как товар, имеющий потребительскую стоимость.Насыщенность информации – это соотношение профессиональной и фоновой информации.Сложность обработки информации вызвана сложностью самой информации; нехваткой времени на ее обработку. Монополизация информации является причиной и следствием коррупции в различных органах управления.В широком смысле – риск это характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Риск – это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой решения. Как экономическая ктегория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого собятия возможны три экономических результата:1. Отрицательный (убыток)2. Нулевой3. Положительный Риски и управление неразрывно связаны между собой. Специалист не в состоянии устранить его полностью, но путем выявления сферы повышенного риска, его количественного измерения, он должен владеть ситуацией и управлять риском. Управление риском – нахождение баланса между уровнем риска и выгодой от реализации данного решения.Специалисту необходимо сопоставлять положительные и отрицательные стороны возможных решений и оценивать их вероятностные последствия, т.е. определяют насколько приемлем и оправдан риск в сравнении с возможной выгодой.Основным результатом управленческой деятельности является решение. Обычно управленческая деятельность разделяется на пять составляющих: организационная, экономическая, технологическая, социальная и правовая.Управление рисками как научная и профессиональная специализация – сложная область менеджмента, так как находится на стыке различных отраслей знаний и требует навыки использования инструментов в зависимости от видов рисков. 2. ВИДЫ РИСКОВВ современной практике управления, в условиях рыночных отношений, все инвестиции сопряжены с риском. В каждом конкретном случае необходимо учитывать различные виды рисков. Эффективность управления риском зависит от его вида и требует научно-обоснованной классификации. В соответствие с классификацией необходимо использовать способы и приемы, соответствующие данному виду.Риски делятся на две группы: чистые и спекулятивные.Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этой категории рисков относятся природные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков: производственные и торговые.Спекулятивные риски – это возможность получения как отрицательного, так и положительного результата. К данной группе относятся финансовые риски. В зависимости от основной причины возникновения рисков они делятся на следующие группы: природные, экологические, политические, транспортные, коммерческие.К природным рискам относятся риски потерь в результате стихийных бедствий (например, экономический ущерб в результате землетрясения, наводнения, урагана и т.п.).Экологические риски – вероятность потерь или дополнительных расходов, связанных с загрязнением окружающей среды. Классификация рисков чистые коммерческие природные имущественные экологические производственные политические торговые транспортные финансовые инвестиционные риски системный региональный селективный отраслевой риск ликвидности предприятия кредитный инновационный риски, связанные с покупательной способностью денег инфляционные валютные Политические риски – вероятность имущественных (финансовых) потерь в связи с изменением политической системы расстановки политических сил в обществе, политической нестабильностью. Политические риски не зависят от хозяйственного объекта и связаны с политической ситуацией в государстве. К таковым относятся: потери вследствие массовых беспорядков (забастовок, митингов); политических переворотов, революций, конфискации имущества и т.п., также к этой категории можно отнести риски существенных изменений нормативных актов (например, изменение налогового законодательства и т.п.).Транспортные риски – это вероятность потерь, связанных с перевозками грузов различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, воздушным и т.д.Коммерческие риски – это вероятность потерь в результате предпринимательской деятельности субъектов. Данная группа делится на четыре вида: имущественные, торговые, производственные и финансовые.Имущественные риски – связаны с возможностью потери имущества предпринимателя.Производственные риски – вероятность убытков от остановки производства или его сбоя, нарушения технологии выполнения операций, низким качеством сырья и материалов, работы персонала, внедрения новых технологий и т.п.Торговые риски – вероятность убытков или потерь, связанных с задержкой или отказом поставки товара, задержки платежей и т.п.Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Они делятся на риски, связанные с изменением покупательной способности денег и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).К первой группе (покупательная способность денег) относятся инфляционные и валютные риски.Инфляционные риски – риски того, что полученные доходы в результате высокого уровня инфляции обесцениваются быстрее, чем растут.Валютные риски – риски, связанные с убытками и потерями вследствие изменения курса иностранной валюты.Ко второй группе относятся: системный, селективный, кредитный, риск ликвидности, региональный, отраслевой, риск предприятия, инновационный.Системный риск – риск ухудшения конъюнктуры какого-либо рынка в целом (его падения). Представляет собой общий риск на все вложения на данном рынке.Селективный риск – это риск потерь или возможной выгоды из-за неправильного выбора объекта инвестирования на определенном рынке (выбор акций для вложения.Риск ликвидности – это риск, связанный с возможностью потерь при реализации объекта инвестирования из-за изменения оценки его качества.Кредитный риск – риск того, что заемщик окажется не в состоянии выполнять свои обязательства по выплате кредита.Региональный риск – риск, связанный с экономическим состоянием конкретных регионов. Риск свойственен регионам, где монополизируют один рынок или отрасль (например, регион нефтедобычи и т.п.). Риск появляется в связи с падением цен на продукт данного региона или обострения конкуренции. Данные риски свойственны депрессивным регионам.Отраслевой риск – риск, связанный с отдельными отраслями экономики. Специфика отраслей определяется следующими факторами: стадией жизненного цикла отрасли и подверженность циклическим колебаниям.Риски предприятия – связаны с конкретным предприятием как объектом инвестиций. Данный риск является производным от регионального и отраслевого рисков. В этой же группе относятся риски мошенничества (создание ложных организаций с целью привлечения средств инвестирования).Инновационные риски – риски потерь, связанные с возможной нереализацией и неокупаемостью нововведений (новых товаров, технологий, услуг, продуктов). 3. Риск-менеджментСтепень риска – это размер наиболее вероятного ущерба, который может понести организация в результате того или иного действия. Риск бывает вынужденным и невынужденным. Вынужденным риск является тогда, когда безрисковое решение проблем невозможно (например, риск инвестора, вкладывающего капитал в реализацию инвестируемого проекта, так как если деньги не будут вложены, не будут работать, то они обесценятся в результате инфляции). Невынужденный риск – это риск лица, принимающего решение о вложении средств с положительной вероятностью возможного выигрыша при наличии безрискового альтернативного варианта решения.Неопределенность ситуации принятия решения в бизнесе объясняется такими причинами, как отсутствие достаточно полной информации, возникновение случайных факторов, противодействие конкурентов и т.д. Чем выше неопределенность, тем выше степень риска.Профессионального руководителя характеризует умение правильно оценивать риск и, исходя из этого, принять эффективное управленческое решение.Риск-менеджмент – это совокупность стратегии и приемов, используемых для управления риском. В основе риск-менеджмента – организация работы по снижению степени риска, искусства получения и увеличения дохода в условиях неопределенности.Одним из основных факторов при управлении риском является информация. Владеет рынком тот, кто владеет информацией. Наличие необходимой информации позволит свести к минимуму вероятность потерь и по возможности увеличить доход. В каждой организации должны быть перечни мероприятий по снижению риска.Риск-менеджмент является специальной формой предпринимательской деятельности. Осуществляет ее профессиональные институты специалистов, страховые компании, финансовые менеджеры. Одной из основных сфер риск-менеджмента является страховой рынок, где объектом купли-продажи выступают страховые услуги, представляемые организациям и отдельным гражданам страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами.Основными приемами риск-менеджмента являются: избежание риска – уклонение от мероприятия, связанного с риском; удержание риска – оставление риска за инвесторами (предполагая покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора); передача риска – передача ответственности за риск (например, страховая компания); снижение степени риска – уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.Распространенными приемами для снижения степени риска являются: диверсификация; получение дополнительной информации о ситуации принятия решений; лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита; самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных фондов: хаджирование – процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цен с одного лица на другое. Это дает возможность прогнозирования доходов и расходов, хотя риск при этом не исчезает. Его берут на себя предприниматели, идущие на получение прибыли при игре на разнице цены.В современных условиях важными элементом управления рисками является развитие системы повышения квалификации сотрудников на предприятии. Развитие такой системы способствует росту качества персонала, снижению рисков, возникающих по вине сотрудников вследствие принятия или неверных управленческих решений. 4. СТРАХОВАНИЕ РИСКОВРешение – это интегральный нематериальный актив организации, поэтому может быть объектом страхования. Страхование компенсирует возможные риски и стабилизирует деятельность организации. В настоящее время объектами страхования, в основном, являются конечные результаты деятельности фирм, организации (например, страхование готовой продукции, страхование перевозок, страхование убытков). Конечный риск может поступить в трех основных случаях: – сам по себе, независимо от предыдущих результатов деятельности организации; – в результате принятия неправильного управленческого или технологического решения на более ранних стадиях производства; – в результате отсутствия требуемого специалиста в нужное время.Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности организации может существенно увеличить страховое поле и умножить количество конечных рисков.Страхование профессионального персонала. Страхование профессионального персонала – это защита экономических интересов организации от потенциальных причинителей вреда (специалистов). Успех предпринимательской деятельности организации зависит от стабильности общего состояния профессиональности персонала. Разрушение стабильности приводит к убыткам. Причины разрушения в уходе специалиста из организации, его перевод на должность, неравноценной замены специалиста (даже если новый специалист профессионален); стресс у работника.Страхование профессионализма персонала предусматривает возмещение возможных убытков организации вследствие ухода из организации специалиста, а вместе с ним и потери необходимых связей и т.п. Объектом страхования выступает конкретный специалист организации.Страхование профессионализма включает две составляющие: – страхование интеллектуальной собственности, созданной специалистом как части нематериальных активов; – страхование пребывания специалиста в должности.Страхование профессионализма это новая отрасль страхования. Главная трудность при страхование профессионализма персонала состоит в определение цены конкретного работника. Цена работника учитывает множество параметров, касающихся профессионализма работника и его имиджа в соответствующей среде.Методика страхования ответственности включает пять этапов: – определение перечня элементов, составляющих профессионализм какого-либо работника; – составление списка заинтересованных в данном профессионализме лиц; – оценка стоимости профессионализма; – определение страховщиков и страхователей; – составление схемы страхование профессионализма (страховщика и страхователей).Базой для страховых взносов является стоимость профессиональных работников. Руководство должно найти страховщика, который за страховой взнос застраховало бы возможные риски. Если сумма взноса будет большой, то необходимо привлечь плательщикам других лиц.Страхование организационных рисков. К организационным рискам относятся: 1. По структуре управления: несоответствие фундаментальной схемы управления организацией структуре управления; разделение функциональных обязанностей работника, уничтожение информационной системы; 2. По механизму управления: общая несогласованность решений, систематическое нарушение руководящими работниками законов и принципов управления; выполнение функций работниками, не имеющими соответствующими подготовки. 3. По процессу управления: ошибочно принятое важное решение; использование несертифицированного программного продукта; нахождение подслушивающих устройств в помещение организации; взлом паролей в программном обеспечении.Страхование организационных рисков может проводится вместо или в дополнение к страхованию коммерческих рисков, а также к страхованию от убытков вследствие перерывов в производстве.Условие этого вида страхования предусматривает установление временной границы (обычно 5 суток), после которой страхователь получает право на страховое возмещение. Подлежащий возмещению ущерб включает три части: – расходы, произведенные за время остановки производства; – неполученная (упущенная) прибыль; – дополнительные затраты по сокращению ущерба. Не возмещается дополнительный ущерб, вызванный: – изменением первоначального проекта устранения простоя; – запрещение властями проведения восстановительных работ; – недостатком единого страхования ресурсов для устранения простоя.В международной практике ставка по страхованию по переработке в производстве равна 1,5 % от тарифа по страхованию имущества предпринимателя.Ущерб от организационных рисков зависит от организационного единства системы правительства и управления. Организационные риски приводят к операционным и стратегическим потерям в деятельности организации. Организационные риски являются основной причиной коммерческих рисков. По мере нарастания организационных рисков увеличиваются и коммерческие риски, и возрастает страховая сумма за конечные страховые выплаты.Таким образом, чем раньше по управлению и производственной деятельности можно выявить застрахованные и компенсируемые ошибки или случайные ситуации, тем меньше ущерба они принесут организации. Страховка дешевле, чем страхование возможного брака конечной продукции. Страхователями могут быть организации всех форм собственности процессы, структура, техника управления, система управления организацией. Выявление страховых случаев происходят с помощью стандартов в элементарных системах управления и типовых формул отчетности.