По горизонтали – уровень активации, по вертикали – эффективность.
Существует прямая связь между негативными состояниями и сложностью тех психических процессов, на которых направлено это влияние. Негативные состояния в большой степени влияют на более сложные процессы.
Управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью.
Стресс обозначает широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающей в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. К основным стрессорам относятся:
1. Фактор информационной нагрузки. (Информация в больших объемах, разнообразная, противоречивая, разная степень достоверности). Это так называемая когнитивная нагрузка.
2. Информационная неопределенность.
3. Ответственность. (за себя, за подчиненных, за свое дело, отдел).
4. Дефицит времени.
5. Межличностные конфликты.
6. Внутриличностные (ролевые) конфликты.
7. Полифокусность управленческой деятельности.
8. Внешнесредовые.
1) Роль эмоций и чувств в жизни человека и профессиональной деятельности менеджера.
2) Волевое регулирование поведения.
3) Влияние психологических состояний на эффективность деятельности менеджера.
6. Левитов Н.Д. «О психологических состояниях человека».
7. Сосновников Ю.Е. «Психологические состояния человека, их классификация и диагностика».
Всем руководит мотив и побуждает человека действовать определенным образом.
При рассмотрении эмоциональной стороны личности подходят к ней с разных позиций:
a. Позиция процесса – эмоции, под которыми понимаю непосредственные переживания человеком всего того, что он познает, делает, думает в данный момент. Эмоции всегда ситуативные, ими располагают все живые существа с развитой нервной системой. Так как эмоции тесно связаны с вегетативными процессами они имеют яркую внешнюю выраженность – изменение мимики лица, изменения положения бровей и тд.
b. Когда эмоциональная сфера личности раскрывается с содержательной стороны, то используют термин «чувства» - устойчивые эмоциональное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, которое формируется социальной средой и целенаправленной системой воспитания с внесением в сознание человека системы идейных убеждений, нравственных принципов поведения, эстетических вкусов и т.п. Все чувства делятся на:
a. Нравственные
b. Эстетические
c. Интеллектуальные
d. Религиозные и т.д.
Будучи сформированными и развитыми, чувства могут находиться как в потенциальном, так и в актуальном состоянии. Когда то или иное чувство актуализируется, оно проявляется в виде типичной эмоции.
c. Третий подход – ролевой. Роль эмоций и чувств раскрывается через функции. К основным из этих функций относят:
a. Сигнальную
b. Регулятивную
c. Мотивационную
d. Коммуникативную
e. Побуждающую
f. Личностную
ЭСЛ (эмоциональная сторона личности)
a. Сигнальная
b. Регулятивная
c. Мотивационная
d. Коммуникативная
e. Побуждающая
f. Личностная
1.Процесс. 2.Содержательная 3.Роль.
2. Волевое регулирование.
Каждый день каждый из нас совершает много действий, всю совокупность которых можно свести к 3 группам.
1. Безусловно-рефлекторные (врожденные), которые обеспечивают правильную связь с постоянными раздражителями среды.
2. Условно-рефлекторные (приобретенные). Они часто повторяются и поэтому стали привычными и обеспечивают наши действия как на автомате.
3. Волевые. Под волей понимают способность человека управлять своим поведением и, преодолевая трудности, добиваться достижения поставленной цели.
Основными функциями воля являются: инициализация волевого акта, функция «торможения», функция самоконтроля. Волевые акты протекают в три этапа:
1. Подготовительный. Человек ставит цель или осознает задачу, выбирает средства, планирует поведение, принимает решение действовать.
2. Основной этап. Происходит выполнение задачи, корректировка поведения, борьба мотивов.
3. Заключительный этап. Анализ и оценка процесса и результата деятельности, формирование выводов для своего последующего поведения в аналогичной ситуации и внесение выводов в свою долговременную память.
Для выполнения различных волевых действий человек должен обладать волевыми качествами: сила воли, настойчивость, решительность, смелость, дисциплинированность.
Прочитать «Психология и педагогика» под редакцией Радугина.