Уже на протяжении нескольких лет все серьезнее встает проблема большого количества автотранспорта в городе, крупных пробок на дорогах и, как следствие, серьезных экономических и временных затрат. Причин подобного явления несколько:
• большое число автолюбителей – людей использующих частный автотранспорт для перемещения по городу;
• концентрация деловых центров (крупных офисов, бизнес-центров) в исторических центрах городов, обусловленное, соображениями престижа;
• концентрация индустриальных зон (склады, заводы, промышленные базы) в черте города, между историческим центром и спальными районами, сложившаяся естественным образом в процессе расширения города – дороги нагружаются грузовым транспортом;
• небольшая пропускная способность магистралей, в основном в исторических центрах городов, обусловленная узкими магистралями, плохим дорожным покрытием, нетривиальными схемами проезда;
• неоптимальность дорожной разметки, знаков, режима работы светофоров;
• неопытность водителей: согласно разработанной командой европейских математиков теории, дорожный затор может образоваться из-за резкого торможения и связанных с ним особенностей человеческого восприятия.
Для решения подобных проблем в различных источниках независимыми обозревателями и аналитиками предлагаются различные мероприятия, направленные на различные сферы жизни общества:
• усовершенствование дорог и перекрестков: многоуровневые развязки,
выделенные полосы под общественный транспорт, полосы с переменным
направлением, отрезающие светофоры;
• различного рода ограничения, направленные на сокращение количества автомобилей: взимание платы за въезд, ограничение стоянок, ограничение въезда;
• пропаганда альтернативных средств перемещения: велосипедов,
мотороллеров, мотоциклов.
Разумеется, большинство этих мер не пользуется популярностью, поскольку вынуждает водителей отказаться от комфортной (а главное — своей!) машины в пользу общественного транспорта или объективно более опасного двухколесного средства передвижения. В качестве полумеры водители пытаются объезжать пробки по маленьким улочкам, что, в свою очередь, вызывает лишь расползание пробки. Иногда, впрочем, встречаются полумеры другого плана: москвичи предлагают меняться между собой работами для того, чтобы избежать лишних перемещений по городу. Там же предлагают найти попутчика от дома до работы для того, чтобы по возможности разгрузить общественный транспорт или автомагистраль.
Не менее важную роль в решении проблемы пробок играет и численное моделирование дорожного движения. Результаты, получаемые в ходе моделирования, могут иметь решающее значение при принятии тех или иных решений, которые касаются планирования дорожной сети в городе, установки дорожных знаков, введения новых правил, регламентирующих парковку или въезд в центр города и так далее. Моделирование пробок помогает не только отыскать наиболее оптимальный путь решения проблемы, но и убедить людей, которые отвечают за ситуацию на дорогах, в необходимости действовать.