В данном разделе рассматривается несколько классификаций, предложенных разными авторами, и сводятся в одну общую классификацию.
I. На уровне пользователя СППР делится на [14]:
- Пассивные СППР – система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять;
- Активные СППР – система, которая может сделать предложение, какое решение следует выбрать;
- Кооперативные СППР – система, которая позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.
II. На концептуальном уровне различают [19]:
- СППР, управляемые сообщениями (Communication-Driven DSS) – СППР, которые поддерживают группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи;
- СППР, управляемые данными (Data-Driven DSS) – СППР, которые в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными;
- СППР, управляемые документами (Document-Driven DSS) – СППР, которые управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах;
- СППР, управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS) – СППР, которые обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур;
- СППР, управляемые моделями (Model-Driven DSS) – СППР, характеризующиеся возможностью доступа и манипуляции с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными);
- Интер-организованные и Интра-организованные СППР (Inter-Organizational и Intra-Organizational DSS);
- Специфически функциональные СППР или СППР общего назначения (Function-Specific и General Purpose DSS);
- СППР на базе Web (Web-Based DSS);
- Гибридные СППР – СППР, позволяющие осуществлять сложный анализ данных, которые обеспечивают моделирование, поиск и обработку данных.
III. На техническом уровне различают [16]:
- СППР всего предприятия – СППР, которая подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия;
- Настольную СППР – это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя.
IV. В зависимости от данных, с которыми эти системы работают, СППР условно можно разделить на:
- Оперативные СППР – предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Такие СППР получили название Информационных Систем Руководства (Executive Information Systems, ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности. Для ИСР характерны следующие основные черты:
· отчеты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико;
· ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. п.;
· как правило, ИСР ориентированы на конкретный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами.
- Стратегические СППР – ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса организации с учетом влияния различных факторов, таких как конъюнктура целевых для организации рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др. Такие СППР предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам организации обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса организации и снижать риски. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).
V. В зависимости от функционального наполнения интерфейса системы выделяют два основных типа СППР: EIS и DSS [6, 8].
- EIS (Execution Information System) – информационные системы руководства предприятия. Эти системы ориентированы на неподготовленных пользователей, имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации. EIS-системы рисуют общую наглядную картину текущего состояния бизнес-показателей работы компании и тенденции их развития, с возможностью углубления рассматриваемой информации до уровня крупных объектов компании. EIS-системы – та реальная отдача, которую видит руководство компании от внедрения технологий СППР;
- DSS (Desicion Support System) – полнофункциональные системы анализа и исследования данных, рассчитанные на подготовленных пользователей, имеющих знания как в части предметной области исследования, так и в части компьютерной грамотности. Обычно для реализации DSS-систем (при наличии данных) достаточно установки и настройки специализированного ПО поставщиков решений;
Такое деление систем на два типа не означает, что построение СППР всегда предполагает реализацию только одного из этих типов. EIS и DSS могут функционировать параллельно, разделяя общие данные и/или сервисы, предоставляя свою функциональность как высшему руководству, так и специалистам аналитических отделов компаний.