Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основной целью анализа выпуска и реализации продукции является поиск резервов повышения объемов конкурентоспособной, рентабельной продукции.
В процессе анализа изучается:
- динамика показателей продукции;
- выполнение плана выпуска продукции в целом по предприятию и в разрезе отдельных видов продукции;
- степень напряженности плана;
- структура и качество продукции.
Основным источником информации для анализа служит форма статистической отчетности № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Также привлекаются плановые показатели предприятия по выпуску продукции, сводный расчет производственной мощности, договоры поставок продукции и оказания услуг.
Для характеристики объема продукции используют натуральные и стоимостные измерители. В стоимостном измерении выделяют валовую, товарную, отгруженную и реализованную продукции. Данные показатели взаимосвязаны между собой, что позволяет оценить не только динамику выпуска продукции, но и факторы, способствующие его изменению. Взаимосвязь между показателями представлена на рис. 2.1.
Рост товарной продукции при снижении валовой свидетельствует о сокращении остатков незавершенного производства. Преобладающий рост реализованной продукции над ростом товарной означает сокращение остатков неоплаченной продукции.
Валовая продукция
Готовая продукция
Полуфабрикаты
Работы и услуги промхарактера
Незавершенное производство
Товарная продукция
Отгруженная продукция
Остатки готовой продукции на складе
Реализованная продукция
Остатки неоплаченной продукции
Рис. 3.1 Состав и взаимосвязь показателей объема продукции
Анализ выпуска и продажи продукции позволяет дать обобщенную количественную характеристику динамики товарной и реализованной продукции в целом по предприятию. Анализ проводят в действующих и сопоставимых ценах для выявления причин изменения выпуска и продажи продукции. Прирост продукции в сопоставимых ценах показывает влияние фактора объема продукции в натуральном выражении, а разница между приростом продукции в действующих ценах и приростом продукции в сопоставимых ценах показывает влияние фактора цены. Это позволяет выяснить изменения масштабов производства и сбыта продукции. Данные для анализа сводят в табл. 2.1.