Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
В третьей части Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020-го года определены основные внутренние и внешние потребности государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства, то есть национальные интересы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 21 названного документа они заключаются:
- «в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
- в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира».
Внутренние и внешние потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты. Основными стратегическими национальными приоритетами названная стратегия определяет национальную оборону и государственную и общественную безопасность. Наряду с достижением этих основных стратегических национальных приоритетов для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация в соответствии с пунктом 24 названной Стратегии должна сосредоточить свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития личности, общества и государства:
- «повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
- экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
- экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которого достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства».
В четвертом разделе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020-го года сказано, что основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в содержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. При этом состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Силы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации составляют:
1) Вооруженные Силы Российской Федерации;
2) другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена воинская и правоохранительная служба;
3) федеральные органы государственной власти, принимающие участие в национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
Средства обеспечения национальной безопасности включают в себя технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению. Силы обеспечения национальной безопасности, используя средства обеспечения национальной безопасности, сосредотачивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности. Государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности должна обеспечиваться согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счёт реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера.
Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года должна обеспечиваться за счёт консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации путём комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Должен осуществляться постоянный мониторинг реализации названной Стратегии и состояния национальной безопасности Российской Федерации. Этот мониторинг должен осуществляться по следующим основным характеристикам состояния национальной безопасности, установленным в статье 112 названной стратегии:
· «уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
· децильный коэффициент (соотношение дохода десяти процентов наиболее и десяти процентов наименее обеспеченного населения);
· уровень роста потребительских цен;
· уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
· уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
· уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
· уровень обеспечения военными и инженерно-технологическими кадрами».
Перечень основных характеристик состояния Российской Федерации может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности. Организационная поддержка реализации названной Стратегии должна заключаться в:
1) совершенствовании государственного управления Российской Федерации;
2) развитии системы обеспечения национальной безопасности на основе совершенствования механизмов стратегического планирования, устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности под руководством Президента Российской Федерации.
Эта поддержка должна осуществляться на основе системы документов, включающих в себя:
1) концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
2) программы социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу;
3) стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики;
4) стратегии (концепции) развития федеральных округов;
5) стратегии и комплексные программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
6) межгосударственные программы, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация;
7) федеральные (ведомственные) целевые программы;
8) государственный оборонный заказ;
9) концепции, доктрины и основы (основные направления) государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности;
10) концепции, доктрины и основы (основные направления) по отдельным направлениям внутренней и внешней политики государства.
Перечисленные документы должны формироваться Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации документы по вопросам внутренней и внешней политики государства могут выноситься на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации. Разработка документов стратегического планирования должна осуществляться согласно регламенту правительства Российской Федерации и в соответствии с порядком подготовки документов в Администрации Президента Российской Федерации.
Комплексные проблемы обеспечения национальной безопасности могут рассматриваться на совместных заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного Совета Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации с участием иных совещательных и консультативных органов, созданных для обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации. Меры нормативно-правовой поддержки реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года должны определяться на основании:
1) Конституции Российской Федерации;
2) федеральных конституционных законов;
3) федеральных законов;
4) указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
5) постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
6) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Должна осуществляться информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации названной Стратегии при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счёт привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений с использованием системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия. Для развития системы распределённых ситуационных центров в среднесрочной перспективе требуется:
1) преодолеть техническое отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих состояние национальной безопасности;
2) разработать и внедрить технологии информационной безопасности в системах государственного и военного управления, системах управления экологически опасными производствами и критически важными объектами;
3) обеспечить условия для гармонизации национальной информационной инфраструктуры с глобальными информационными сетями и системами.
Угрозы информационной безопасности в ходе реализации названной Стратегии должны предотвращаться за счёт:
1) совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации;
2) повышения уровня защищённости корпоративных и индивидуальных информационных систем;
3) создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности.
Разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по предотвращению угроз национальной безопасности в федеральных округах должна проводиться при координирующей роли Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Контроль за ходом реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года должен осуществляться в рамках ежегодного доклада секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.
1.4. Сферы жизнедеятельности личности, общества и государства и виды безопасности.
В статье 7 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020-го года определены следующие сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, на обеспечение безопасности в которых сосредотачивают свои усилия и ресурсы силы обеспечения национальной безопасности:
1) международная (внешнеполитическая);
2) внутриполитическая;
3) экономическая;
4) социальная;
5) науки, технологий и образований;
6) духовная (культурная);
7) информационная;
8) военная;
9) оборонно-промышленная;
10) экологическая;
11) общественной безопасности.
Национальные интересы Российской Федерации в международной (внешнеполитической) сфере заключаются в:
1) обеспечении стратегической стабильности, в том числе путем последовательного продвижения к миру, свободному от ядерного оружия;
2) создании условий равной безопасности для всех стран мирового сообщества;
3) обеспечении стабильности и предсказуемости в области стратегических наступательных вооружений;
4) выстраивании международных отношений на принципах международного права, обеспечении надежной и равной безопасности государства;
5) исключении затратной конфронтации государств, в том числе новой гонки вооружений;
6) активном укреплении позиций Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций как центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические институты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций;
7) дальнейшем развитии взаимодействия России в таких многосторонних форматах, как «группа восьми», «РИК (Россия, Индия и Китай)», «БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай)»;
8) дальнейшем развитии отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ;
9) развитии потенциала региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств-участников СНГ в рамках, прежде всего, самого СНГ, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества;
10) укреплении политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества и взаимного доверия и партнерства в центрально-азиатском регионе;
11) всемирном укреплении механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки и культуры;
12) формировании в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе;
13) развитии отношений с Организацией Североатлантического договора на основе равноправия и в интересах укрепления всеобщей безопасности в Евроатлантическом регионе;
14) выстраивании равноправного и полноценного стратегического партнерства с США на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом.
Национальные интересы Российской Федерации во внутриполитической сфере заключаются в реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, труд, безопасность, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие. Для этого необходимо:
1) обеспечение социальной стабильности в российском обществе;
2) обеспечение этнического и конфессионального согласия;
3) увеличение темпов перевода национальной экономики на инновационный путь развития;
4) повышение мобилизационного потенциала и рост национальной экономики;
5) подъем качества работы органов государственной власти;
6) формирование действенных механизмов взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом.
Национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере заключаются в:
1) развитии инновационной системы;
2) повышении производительности труда;
3) освоении новых ресурсных источников;
4) модернизации приоритетных секторов национальной экономики;
5) совершенствовании банковской системы;
6) совершенствовании финансового сектора услуг и межбюджетных отношений;
7) обеспечении энергетической безопасности страны;
8) развитии конкурентоспособных отраслей экономики;
9) расширении рынков сбыта отечественной продукции;
4) обеспечении доступности высококачественных товаров и услуг;
5) обеспечении достойной оплаты труда активной трудовой деятельности;
6) обеспечении продовольственной безопасности страны;
7) гарантированном снабжении населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами;
8) совершенствовании профилактики и оказания квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи;
9) совершенствовании стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
10) увеличении продолжительности жизни, снижении инвалидности и смертности.
В сфере науки и образования национальные интересы Российской Федерации заключаются в:
1) развитии государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны;
2) повышении социальной мобильности и уровня общего и профессионального образования населения;
3) повышении профессиональных качеств кадров высшей квалификации;
4) обеспечении технологической безопасности страны.
В духовной сфере (сфере культуры) национальные интересы Российской Федерации заключаются в:
1) возрождении и сохранении культурно-нравственных ценностей;
2) укреплении духовного единства многонационального народа Российской Федерации;
3) укреплении международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционно и динамично развивающейся современной культурой;
4) создании системы духовного и патриотического воспитания граждан России;
5) развитии общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств-участников СНГ и в сопредельных регионах;
6) расширении доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов;
7) создании условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования;
8) содействии развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержке региональных инициатив в сфере культуры.
Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере заключаются в:
1) преодолении технологического отставания в областях информатизации, телекоммуникаций и связи;
2) разработке и внедрении технологий информационной безопасности в системах государственного и военного управления, системах управления экологически опасными производствами и критически важными объектами;
3) гармонизации национальной инфраструктуры с глобальными информационными сетями и системами;
4) повышении уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем.
В военной и оборонно-промышленной сферах национальные интересы Российской Федерации заключаются в:
1) предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов;
2) осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;
3) развитии и совершенствовании военной организации и оборонного потенциала государства;
4) проведение перспективной военно-технической политики;
5) развитии военной инфраструктуры;
6) совершенствовании системы управления военной организацией государства;
7) реализации мер по повышению престижа военной службы;
8) совершенствовании Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и других органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства;
9) переходе на единую систему заказов федеральными органами исполнительной власти вооружения, военной и специальной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
10) нормативно-правовом регулировании, поддержании запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резерве;
11) нормативно-правовом регулировании сотрудничества с другими государствами в области военной безопасности;
12) обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники;
13) реструктуризации, оптимизации и развитии оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, согласованных с решением задач по всестороннему и своевременному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники.
В экологической сфере национальные интересы Российской Федерации заключаются в:
1) сохранении окружающей и природной среды и обеспечении её защиты;
2) ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экологической активности и глобальных изменениях климата;
3) создании условий для внедрения экологически безопасных производств;
4) поиске перспективных источников энергии;
5) формировании и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.
В сфере государственной и общественной безопасности национальные интересы Российской Федерации заключаются в:
1) защите основ конституционного строя Российской Федерации;
2) защите основных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации;
3) охране суверенитета, независимости и территориальной целостности страны;
4) сохранении гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;
5) совершенствовании правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации;
6) усилении роли государства в качестве гаранта безопасности личности прежде всего детей и подростков;
7) совершенствовании нормативно-правового регулирования, предупреждении и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом, экстремизмом;
8) повышении эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом;
9) расширении международного сотрудничества в правоохранительной сфере;
10) повышении эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб;
11) создании единой государственной системы профилактики преступности и правонарушений;
12) разработке и использовании специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений;
13) развитии системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм;
14) создании механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов;
15) совершенствовании научно-технической поддержки правоохранительной деятельности;
16) укреплении режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения.
В пограничной сфере национальные интересы Российской Федерации заключаются в надёжной защите и охране государственной границы Российской Федерации. Для обеспечения этих национальных интересов необходимо:
1) создание высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов;
2) повышение эффективности охраны государственной границы Российской Федерации.
Основными национальными интересами Российской Федерации по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях являются совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и интеграция этой системы с аналогичными зарубежными системами. Для обеспечения этих национальных интересов необходимо:
1) повышение эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
2) обновление парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения;
3) внедрение современных технологических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания;
4) разработать систему принятия примитивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с определенными в Стратегии Национальной Безопасности Российской Федерации до две тысячи двадцатого года сферами жизнедеятельности личности, общества и государства и национальными интересами в этих сферах национальную безопасность следует рассматривать, как комплексное понятие, включающее в себя следующие виды безопасности: