Для экономики наибольшее распространение получили следующие типы ИС: системы электронной обработки данных, ИС управления, системы поддержки принятия решений, экспертные системы, ИС мониторинга.
Структура ИС
Все информационные системы включают три основных компонента:
1) Функциональный
2) Обеспечивающий
3) Организационный
К функциональным компонентам относятся функциональные подсистемы, функциональные задачи и алгоритмы. Под функциональными компонентами понимают полный набор взаимоувязанных в пространстве и времени работ по управлению необходимых для реализации поставленной цели. Как правило, ф. подсистемы охватывают автоматизацию одного из направлений деятельности предприятия. Например, оперативно-производственное планирование, техническая подготовка производства, управление кадрами, финансово-бухгалтерская деятельность и т.д. все эти подсистемы обеспечивают решение прикладных задач в ИС на едином комплексе технических средств и поддерживаются соответствующими программными средствами. В свою очередь они разбиваются на функциональные задачи. Например, подсистема бухучет и отчетность может разбиваться на функциональные задачи: учет кадров, учет финансов, учет материально-технических средств и т.д. Каждая из функциональных задач решается с использованием набора алгоритмов, вычисления различных показателей, перемещения информации и формирования документации.
Обеспечивающие компоненты: предназначены для информационного обслуживания специалистов предприятия принимающих управленческие решения. К ф-ям обеспечивающих компонентов относятся: сбор и перенос информации на машинные носители, передача информации, контроль ввода, создание и ведение информационной базы, обработка на компьютере для решения функциональных задач, вывод на печать, организация работы в сети. Обеспечивающие компоненты могут работать в трех режимах: пакетном, интерактивном и режиме реального времени. К обеспечивающим компонентам относятся: информационное обеспечение, которое делится на внемашинное (оперативные документы, нормативно-справочные документы, система классификации и кодирования, система унификации и стандартизации, методические инструкции) и внутримашинное (базы данных, базы знаний, системы управления базами данных).
Компоненты:
1) Программное обеспечение включает в себя общесистемное программное обеспечение.
2) Прикладное программное обеспечение.
3) Техническое обеспечение включает в себя вычислительную технику, средства регистрации и передачи информации, средства связи и оргтехнику.
4) Правовое обеспечение предст собой совокупность правовых норм регламентирующих, создание и функционирование информационной системы. Включает в себя договора между заказчиком и разработчиком ИС, техническое задание, права, обязанности и ответственность персонала, работающего с информационной системой, правила разрешения споров по поводу достоверности и неточности информации, правила придания юридической силы документам, получаемым в ИС.
5) Математическое обеспечение включает совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации. Например, алгоритмы календарного планирования и управления ресурсами, модели и методы нахождения оптимальных решений, методы математической статистики, методы имитационного моделирования, методы теории массового обслуживания и т.д.
6) Организационные компоненты. Под ними понимают совокупность методов и средств, позволяющих усовершенствовать организационную структуру предприятия и управленческих функций, определить штатное расписание и численный состав каждого структурного подразделения, разработать должностные инструкции. Так же в состав организационного обеспечения можно включить методические материалы регламентирующие работу специалистов в информационной системе, систему подготовки персонала к работе с ИС, регламентацию прав доступа к информационной базе.
Тенденции развития ИС
Различают несколько поколений ИС.
1) 1960-70гг – ИС строились на базе центральных ЭВМ по принципу одно предприятие – один центр обработки
2) 1970-80гг – децентрализация информационных систем, когда отдельные функциональные задачи или подсистемы реализуются на персональных компьютерах в соответствующих подразделениях
3) 1980-90гг – появление ИС на основе распределенной сетевой обработки информации, работающих по принципу файл-сервер или клиент-сервер
4) С 90-х по настоящее время – полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределенной обработки информации, модульное построение систем, переход на единую информационную среду в пределах региона и страны