1. Аудит расходов производства и себестоимости продукции
2. Аудит расходов на оплату труда
3. Аудит общепроизводственных расходов
1. Аудит расходов производства и себестоимости продукции
Цель аудита – исследование производственной деятельности предприятия, принципов планирования себестоимости продукции, а также полноты, правильности и своевременности отражения фактических расходов на производство продукции.
Принципы формирования затрат предприятия регламентируются П(С)БУ 16 «Расходы деятельности», в соответствии с которым предприятие в производственную себестоимость продукции должно включать:
1. прямые материальные затраты (основное и вспомогательное сырьё)
2. расходы на оплату труда основных производственных рабочих
3. расходы на содержание оборудования и другие прямые затраты (расходы на содержание оборудования могут быть прямыми только частично, если в течение месяца на этом оборудовании выпускался только один вид продукции, или можно было чётко разграничить время занятости оборудования на производство разных видов продукции).
Проверку начинают с изучения метода калькуляции, принятого на предприятии, т.к. именно это определяет порядок формирования расходов и их документальное оформление.
Позаказный метод калькуляции – предприятие составляет калькуляцию затрат непосредственно после получения заказа и с учётом особенностей предстоящей работы. Тогда задача аудитора – подтвердить, что предприятие действительно понесло те расходы, из которых состоит смета затрат, какой размер прибыли запланировало себе предприятие, какая сумма поступила в оплату от заказчика и правильно ли предприятие показало доходы и расходы по данному виду продукции.
Попередельный метод калькуляции применяется, когда от начала процесса обработки сырья до выхода готовой продукции проходит несколько этапов и есть возможность по каждому этапу определить производственную себестоимость получаемого полуфабриката.
Наиболее распространенным является нормативный метод. Предприятие разрабатывает плановую калькуляцию, в которой учитывает все плановые затраты на изготовление продукции и определяют плановую цену продажи. При этом предприятия стараются учесть все возможные затраты, но в силу объективных и субъективных причин возможны ситуации, когда фактические затраты отличаются от запланированных.
Учитывая, что аудитор должен не только проверить отчётность, но и оценить будущее работы предприятия, ему необходимо получить полную информацию о тех причинах, в результате которых предприятие имеет фактические расходы существенно превышающие плановые. А значит размер прибыли ниже запланированного.
Задача аудитора - не только найти документальное подтверждение фактическим расходам, но и дать оценку тому, насколько они неизбежны и целесообразны.
Проверка прямых фактических расходов (основные запасы и сырьё), включаемых в фактическую себестоимость выпускаемой продукции, рассматривались в предыдущей теме.
Значительную долю себестоимости составляют непрямые расходы, которые относятся к нескольким видам продукции и должны быть включены фактическую себестоимость каждого вида продукции. Для этого могут применяться несколько методов распределения непрямых расходов:
1. пропорционально зарплате основных производственных рабочих
2. пропорционально стоимости израсходованного основного сырья
3. пропорционально объёму или стоимости каждого вида продукции
4. пропорционально времени работы оборудования
Наиболее распространённым является первый метод, но аудитор должен убедиться, что он наиболее целесообразен для конкретных видов выпускаемой предприятием продукции, а также в том, что правильно произведено распределение непрямых расходов между фактической себестоимостью отдельных видов продукции. На предприятии при распределении непрямых расходов должны учитываться особенности технологического процесса производства отдельных видов продукции.