русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Модуль 6. Индексный метод


Дата добавления: 2014-05-29; просмотров: 888; Нарушение авторских прав


Блок 14. Понятие индекса, виды индексов

Статистический индекс – это относительная величина изменения значений одного признака взятого и рассматриваемого не изолированно, а в системе показателей. В статистике индексы – это относительные величины, характеризующие состояние явления во времени, в пространстве или в соотношении фактических данных с запланированными.

Индексы могут оценивать изменение явлений практически во всех сферах деятельности. Они подразделяются на количественные, которые характеризуют объемы в абсолютных величинах (объемы производства, реализации, перевозок, численности работников, туристов и т.д.) и на качественные, которые обычно выражаются в средних величинах (цены, заработная плата, себестоимость, производительность труда и т.д.).

Также индексы подразделяются на индивидуальные и общие. Индивидуальные индексыхарактеризуют изменения отдельных единиц совокупности; общие индексы выражают сводные результаты совместного изменения всех единиц совокупности.

Особенностью индексов является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами. Синтетические свойства состоят в том, что этот метод позволяет соединять в целое разнородные единицы совокупности, а аналитические свойства состоят в том, что с помощью индексного метода можно определять влияние отдельных факторов на изменение изучаемого показателя.

Для определения индекса производится сопоставление как минимум двух величин, при этом сравниваемая величина (числитель) принимаемая за текущий период, а величина с которой производится сравнение (знаменатель) – это базисный период. Основным элементом индексного отношения является индексируемая величина – это значение признака совокупности, изменение которой является объектом изучения. Например, индекс цен на туристические услуги за ряд лет. Индивидуальные индексы принято обозначать i , а общие индексы I. Применяются условные обозначения индексируемых величин: q – объемные показатели, р- цена, с- себестоимость, w- производительность труда и т.д.



Индивидуальные индексы физического объема определяются по формуле: где q1- физический объем изучаемого явления в отчетный период, q0 – физический объем того же явления в базисный период. Индивидуальный индекс цен: и т. д.

Агрегатные индексы

Основной формой общих индексов являются агрегатные индексы. Их происхождение связано с латинским словом «aggrega», которое означает «присоединяю». В индексной системе сопоставимость разнородных единиц достигается введением специальных сомножителей, которые называются соизмерителями. В качестве соизмерителей выступают такие показатели как цены, объемы, себестоимость и т.д. Например, в течение текущего месяца реализовано путевок (q=20) по средней цене за путевку (р=15 000 рублей), тогда общий объем реализации путевок составит рублей. В прошлом месяце было реализовано путевок (q0=15) по средней цене (р0=14500 рублей), тогда общий объем реализации в базисном периоде будет рублей, а общий индекс товарооборота составит: или 137,9%, что означает увеличение объема реализации путевок на 37,9% в отчетном месяце по сравнению с базисным.

Индексы количественных показателей. Типичным индексом количественных показателей является индекс физического объема. Если имеется несоизмеримая в единицах измерения продукция (услуги) предприятия, то в качестве соизмерителя берется цена за единицу продукции (услуги). Общий индекс получают сопоставлением итогов деятельности предприятия в отчетном периоде с базисным:

чтобы отразить влияние изменения объемных показателей (q) на общее изменение стоимости продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, используют агрегатный индекс физического объема(Iq), где в качестве соизмерителя выступает цена за единицу продукции (услуги) (р):

, здесь индексируемой величиной выступает q. Посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, турфирма предлагает три вида продукции по разным ценам в отчетном и базисных периодах.

 

 

  Турпродукты   q0 количество в базисном периоде p0 цена за единицу в базисном периоде (тыс. руб.) q1 количество в отчетном периоде p1 цена за единицу в отчетном периоде (тыс. руб.) q0p0 Оборот в базисном периоде q1p0 Оборот в отчетном периоде по базисным ценам
А Б В 4,5
Итого: - - - -

 

или 124%. Это означает, что общий оборот турпрoдукции в отчетном периоде увеличился на 24%, а в денежном выражении на 1550-1250= 300 тыс. рублей.

Индексы качественных показателей. Рассчитываются на единицу продукции. К индексам качественных показателей относятся индексы цен, себестоимости, производительности труда и т. д. Для определения индивидуальных индексов цен применяется формула . Основной формой общих индексов являются агрегатные индексы. При определении общего индекса цен в качестве соизмерителя, как правило, выступают количественные показатели объема производства или реализации товаров (услуг) в текущем периоде - q1. Агрегатная формула такого общего индекса имеет вид:

Расчет агрегатного индекса цен был предложен немецким экономистом Г. Пааше, поэтому его называют индексом Пааше. Рассчитаем индекс цен для нашего примера с турпродуктами.

  Турпродукты   q0 количество в базисном периоде p0 цена за единицу в базисном периоде (тыс. руб.) q1 количество в отчетном периоде p1 цена за единицу в отчетном периоде (тыс. руб.) р1q1 Оборот в отчетном периоде p0q0 Оборот в базисном периоде p0q1 Оборот в отчетном периоде по базисным ценам
А Б В 4,5
Итого: - -

Рассчитаем индекс цен: или 88,1%.

Существует другой способ расчета индекса цен; в этом случае соизмерителем выступает объемный показатель в базовом периоде – q0. Тогда формула индекса цен будет иметь вид:

.Такой способ расчета индекса цен был предложен немецким экономистом Э. Ласпейресом, поэтому этот индекс носит его имя – индекс Ласпейреса.

Но вернемся к нашему примеру и определим, насколько изменился общий оборот турпродуктов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

или 109,2%

Для определения индекса общего оборота можно воспользоваться взаимосвязью индексов (мультипликативная модель индексов):

или 109,2%.

Таким образом, мы подтвердили взаимосвязь между индексами в относительном выражении, но связь между ними существует и абсолютном выражении. Она существует как разница между числителями и знаменателями индексов:

тыс. рублей;

тыс. рублей;

тыс. рублей.

Если сложим разницы числителей и знаменателей второго и третьего индексов, то получим:

300+ (-185)=115 тыс. рублей. Значит, можем констатировать влияние факторов (q и p) на общий оборот турпродуктов. Общее увеличение продаж турпродуктов в отчетном году по сравнению с базисным (160-130=30) повлекло за собой рост оборота на 300 тыс. рублей, а снижение цен на турпродукты в отчетном году по сравнению с базисным снизило оборот на 185 тыс. рублей.

Для определения сводных обобщающих показателей изменения исследуемых показателей используется средняя гармоническая форма общего индекса цен. В индексе цен Пааше знаменатель преобразован с помощью индивидуальных индексов цен и имеет форму:

.

Такое преобразование в отдельных случаях значительно упрощает расчеты, поскольку в знаменателе индекса цен Пааше имеется агрегат , где вместо подставляется

Рассмотрим ситуацию на примере фирмы, предоставляющей услуги в течение базисного и отчетного периодов:

Услуги Индивидуальный индекс цен Стоимость услуг в отчетном периоде (тыс. руб.)
А Б В 1,08 1,10 1,12
-

Тогда можно рассчитать индекс цен по Пааше:

или 109,3%. Объем услуг фирмы в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом увеличился на 9,3%.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Блок 13. Прогнозирование на основе изучения тренда | Блок 15. Индексы средних величин


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.162 сек.