Здесь обсуждаются действия, которые можно предпринять для выяснения причин, препятствующих успешной загрузке системы Windows Server 2003. Далее будут кратко рассмотрены ситуации, когда компьютер "зависает" или отображает сообщение об ошибке прежде, чем пользователь получает возможность зарегистрироваться в системе. Помимо этого, будут перечислены возможные причины возникновения проблем с диском и пути устранения этих неполадок.
Существует целый ряд причин, по которым компьютер не может успешно выполнить загрузку. Первый шаг в их выявлении — определение времени возникновения проблемы. Например, если на компьютерах х86 проблема возникает до появления экрана загрузчика, то причиной ее возникновения может быть как аппаратный сбой, так и повреждение главной загрузочной записи, таблицы разделов или загрузочного сектора раздела.
К таким повреждениям может привести ряд факторов. Например, на компьютерах х86 прерывание BIOS INT 13 часто используется вирусами для самоинсталляции. Windows 2000/XP и Windows Server 2003 перехватывают прерывания INT 13, но только в том случае, когда система уже загрузилась. Если компьютер загрузить с помощью системной дискеты MS-DOS, а также в том случае, когда система с двойной загрузкой загружается под управлением MS-DOS, Windows NT/2000/XP и Windows Server 2003 не могут защитить себя от такой угрозы. В Microsoft Knowledge Base есть ряд статей с рекомендациями по защите компьютера от вирусов и описанием методов восстановления системы, поврежденной вирусами.
Если проблема возникает уже после появления меню загрузчика и выбора в нем Windows Server 2003, то причина может быть в том, что файлы, необходимые для загрузки операционной системы, отсутствуют или повреждены.
В случае инсталляции новых физических устройств или новых драйверов причиной проблем с загрузкой системы могут быть изменение конфигурации системы и ее несовместимость с этими устройствами или драйверами.
Проблемы, возникающие до появления экрана загрузчика
Здесь описаны проблемы, которые могут возникнуть на этапе между включением компьютера и появлением экрана загрузчика. Их симптомы перечислены в табл. 3.1.1.
Таблица 3.1.1. Симптомы проблем, возникающих до появления экрана загрузчика
Симптом
Возможная причина
Процедура POST завершается аварийно, параметры настройки CMOS не сохраняются
Повреждена энергонезависимая память CMOS или требуется замена батареи, поддерживающей сохранение параметров CMOS
Процедура POST отображает одно из следующих сообщений:Hard disk error. Hard disk absent/failed.
Процедура самотестирования при включении (POST) сигнализирует о неисправных или неправильно установленных устройствах.
Для устранения аппаратных неполадок рекомендуется тщательно изучить сопроводительную документацию, поставляемую в комплекте с вашим компьютером, а также выполнить проверку базовых аппаратных средств. В частности, необходимо убедиться в том, что все кабели правильно подключены, а все внутренние устройства правильно установлены. Помимо этого, убедитесь в том, что все периферийные устройства (например, клавиатура), необходимые для завершения процедуры POST, правильно подключены и работоспособны. Если речь идет о подключении жестких дисков, убедитесь в правильности установки DIP-переключателей и перемычек (jumpers)
Появление сообщений, подобных следующим:Missing operating system.Insert a system diskette and restart the system.
Повреждена главная загрузочная запись (MBR).
Простейшим методом восстановления поврежденной MBR является использование Recovery Console с последующим запуском команды
FIXMBR.
Эта команда использует следующий синтаксис:
Fixmbr [device_name]
Здесь device_name— диск, для которого требуется восстановить поврежденную MBR, например:
fixmbr \Device\HardDisk0
Если параметр device_name пропущен, то MBR будет переписана для диска, с которого выполняется загрузка операционной системы. Обратите внимание на то, что вам будет предложено подтвердить свое намерение в том случае, если будет обнаружена поврежденная таблица разделов
Появление сообщений, подобных следующим:Invalid partition table.A disk-read error occurred.
Повреждена таблица разделов.
Устранить эту проблему можно с помощью утилиты DiskProbe (она входит, например, в состав Windows XP Resource Kit) или любого другого низкоуровневого дискового редактора. Чтобы быть во всеоружии на случай возникновения подобной проблемы, рекомендуется предварительно создать резервную копию MBR и таблицы разделов с помощью утилиты DiskProbe.
Обратите внимание, что если повреждена не только таблица разделов, но и MBR, то, скорее всего, вы не сможете запустить Windows. Перед восстановлением таблицы разделов (например, с помощью DiskProbe) вам потребуется запустить Recovery Console для замены поврежденной MBR
Невозможность получить доступ к меню загрузчика и запустить Windows после попытки организовать мультизагрузочную систему
Загрузочный сектор Windows переписан загрузочным сектором другой операционной системы.
В составе Recovery Console имеется команда FIXBOOT, позволяющая выполнить замену перезаписанного загрузочного сектора
Появление сообщений, подобных следующим:Couldn't find loaderPlease insert another disk.
Загрузчик (Ntldr) отсутствует или поврежден.
Для замены одного или несколькоих поврежденных системных файлов пригодными к использованию резервными копиями следует загрузить параллельную копию операционной системы, выполнить загрузку с загрузочных дискет или воспользоваться возможностями Recovery Console
Сообщение об отсутствии или повреждении Ntoskrnl.exe, Ntdetect.com или улья реестра SYSTEM
Один из файлов, необходимых для загрузки, отсутствует или поврежден. К числу возможных причин можно также отнести неверную установку параметров в файле Boot.ini.
Для замены одного или нескольких поврежденных системных файлов пригодными к использованию резервными копиями следует загрузить параллельную копию операционной системы, выполнить загрузку с загрузочных дискет или воспользоваться возможностями Recovery Console
Появление "синего экрана" (сообщение STOP)
Причины могут носить как аппаратный, так и программный характер