К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
1. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах фед, регион, мест налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, + пеней и штрафов по ним.
К спец режимам: УСН, ЕСН, ЕНВД.
К фед, вкл 6 элементов: нал база, нал ставка, порядок начисл, объект налогообл, формы и сроки уплаты, уст в НК. Относится: НДС, Акцизы, НДФЛ, налог на приб, вводный, налог на НДПИ, сборы за пользование объектами животного мира и водбиол ресурсов, гос пошлина.
К регион: налог на имущество орг, транспортный, налог на игорн бизнес(в отдельных отраслях).
Устанав в фед законодат и законами субъектов РФ.
Местные налоги уст-ся ФЗ и решением местного самоуправдения. Относ: земельный налог и на имущество физ лиц.
БК РФ уст постоянные нормативы распределяемые налоги по уровням бюд сис ст.50,56,61,146.
2. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
К собственным доходам бюджетов относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Регулирующие доходы-это фед и рег налоги и иные платежи по кот уст-ся нормативы отчислений в % в бюдж субъект РФ или местные бюдж, отличительная черта регдох их дифференцированный хар-ер.
К нефтегазовым доходам: НДПИ, в виде углеводородного сырья на нефть, газ, газовый конденсат; таможенные пошлинывывозные на нефть, газ, товары из нефти. Разница между V доходов Фед б-та без учета нефтегазовых доходов, доходов от управления ср-ми Резервного фонда и Фонда нац благосостояния и общим V расходов Фед бюджета – ненефтегазовый дефицит Фед бюджета.
Расходы бюджета – ден отн-я, связанные с рапределением и исп-м централизованных фондов ден ср-в, предназначенных для фин обеспечения, задач и функций гос-ва и органов местного самоуправления; выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Принципы бюдж расходов:
- безвозвратность
- безвозмездность
- целевое использование
Расходы форм на основе 2х показателей:
1.нормы расходов
2.сеть, штаты, контингент
Сеть-это сеть бюдж орг-ий
Контингент-граждане
Штаты-единицы управления
Норма расходов – это затраты на расчетную ед. Классифицируются: 1. По содержанию(натуральные денежные), 2. По юридическим свойствам обязательные и факультативные. Обязат-ЗП, степендии и пособия, факульт-расчёт норм. 3. По степени охвата затрат на ед финансирования: индивидуальные нормы, укрупнённые, сводные, общие.
ФЗ №83о внесении изменений в законодат акты РФ в связи с совершенств правового порядка и гос муниц учреждений. Суть: предоставление большей финн самост учреждения возможности более гибко распоряж имеющими у них ресурсами и ден ср, при этом повышение прозрачности расходования фин средств для родителей и общественности.
Все гос муниц учрежд делятся на 3 типа: 1.казён, 2.автономн, 3.бюдж.
1:это гос муниц учреждения которые будут перечислять все доходы получ-е от приносящей доход деятельности в бюджет. Перечень казенных учреждений будет ограничен: следственные изоляторы, исправительные учреждения, псих больницы, учереждения ряда фед. Ведомость в том числе пожарной, мигр. Таможенных служб. Все остальные б. автономные и бюджетные.
2. Не отчитываются перед государством по затраченным средствам, получает право распоряжатья имуществом. Гос-во не несет ответственности за такое учреждение нет м.б. в банке.
3. Буду т фин-ся на основе гос задания в форме субсидий, только с согласия учреждения, т.е.фед,лег, местная власти. Не имеет права открывать счёта вне казначейства.
Бюджет учр-я м.осущ-ть работы, указ-ть услуги за плату только сверх устан-го сверх заказом норматива, что призвано избавить 3 от изменений коммерциализации. К новым т.учр б.отнесенн: музеи, школы, театры, муд.учр-я.
Сравнит анализ в сис-ме планир-я и отч-ти бюдж-ти бюдж-го, пазён-го и автономного учр-я.
Тип учр-я
Поанирование
отчётность
было
станет
Было
станет
Бюдж учр-я
Смета, гос.заранее
План гос.заранее
Бюдж отч-ть, отчего выпол-ни гос зар-я
Бух отч, отчет о вып гос зар-я
Казён учр-я
Смета, гос.заранее
Смета госм заране
Бюдж лтч-ть
Бюдж-ть отч-ть
Автономн учр-я
План гос.зад-е
План гос.зад-е
Бух отч, отчет о вып.пл
Бух отч, отчет о вып плана
План у бу сост-ся в руб.состоит из 3 частей заголовочной, содерж-ой оформляющей.
Заголовочная часть содержит гриф учр дох-в, наименование документа, реквизиты, плановый период.
Содержания часть: цели деят-ти учр-я, виды деят-ти, перечень учлуг относящихся к осн-й деят-ти общая баланс ст-ть недвиж им-ва, движ имущ-ва, у каз-ся показатели, данная финан и нефинан активов, отяз-в учр-я.
План показатели форм-ся в соотв класс, операций, история гос. Управление.
Если учр-ю предост-ся несколько целевых субстанций, то свед-я сос-ся по каждой целевой субстанции, по всем услугам и работам,форм-ся натур нормативн и потр-ей рабочего времени и матер рес-в. В наст мом. Сос-ся смета рас-в имеет 3 части: 1.общий объём ассичн-й, попварт расп-ед. 2.Указ-ся произв-е пок-ли на начало года, на пониз года, в сред. Годовой. 3. Указ-ся расчеты сметен.
Формирование расходов по разделу образование финансирования след.подразделы:
1.дошкольное образование
2.общее образование
3.начальное профф
4.сред профф
5.проф подготовка, переподготовка и повыш-е квалиф-ии
6.высшее и послевузовое проф образование
7.молодежная политика и оздоровленте
8.доп.вопросы в обл обр-я
Основы рег-я стор-на фед. Законом об образрвании и ФЗ, о высшем и послевузовом проф образовании.
Осн удельный вес расх-в на образ-е состоит расходы на общебраз-е школы.
В 2010 году затра ты на обучение на 1 уч-ся составили 47000 руб - дошк обр.
-общеобраз-е 32000 руб
-школы-интернаты 140000 руб
-доп.образ-я 293000 руб
-учр нач, след, прот образ-я 60000
В НН обла-ти услуги обр-я предос-т 147 дчп-я. За счёт обмаст б-та финн-ся: 1.обл школа, 3 школы-интерната, 45 детдомов, 8 коррекционных домов-интернатов, 25 ПТУ, 32 ср.уч.образования, 1 институт повышение квалификации.
Щсн. Произв-е пок-ли общеобр.школ.
1.кол-во учащихся и классов в 1-4, 5-9, 10-11 классах. На начало года, на кожу года в среднем исч-ии число пералог-х ставок опр-ся исход-я из числа ич.часов по плану и доп. Часов, а также нормы учеб нагр-ки на учителя в неделю.
Планирование и прогнозирование доходов бюджета
Вкл в 3 этапа:
На 1 этапе анализ-ся бюджетообраз-ие показатели территорий и проводится распределение налогов по уровням бюдж сис с целью одновременного решения 2 задач:
- стимулирование расширения налогообл базы и увелич собираемости налог платеж в б-т
- финансирование расходов бюджета с учетом сложившихся соц стандартов и минимизации встречных потоков б-та
К бюджетообраз показателям относятся: ВВП, ВРП, ВМП, Индекс инфляции, Валовая продукция материального производства всего, в том числе: промышленность и объем продукции на экспорт, Материальные затраты, Амортиз отчисления, Прибыль прибыльных предприятий всего, в том числе:в промыш, в сх, Среднегодовая стоимость имущ-ва всего, в т ч: имущ-во, подлежащего налогообложению, Численность работающих во всех отраслях эк-ки, Фонды опл труда всего, в т ч: в производ сфере, в непроизвод, из него в бюдж организациях, Розничный товарооборот, Предоставление платных услуг, Объем произ-ва продовольственных товаров.
Распределение налогов осущ-ся на основе критериев закрепление доходов по уровням бюдж сис:
- Степень мобильности облагаемой базы: чем менее мобильна налог база, тем на более низком уровне она м. облагаться. Целесообразно закреплять доходы юр и физ лиц за федер уровнем, а имущ-во и природные ресурсы за региональными.
- Экономич эффективность: чем масштабнее и однороднее налог база, тем на более высоком уровне гос власти она должна облагаться.
В этом случае существенно понижаются прямые и косвенные удельные административные издержки налогообложения.
• Равномерность – чем не равномернее распределен налоговый источник по территории, тем более высокий уровень гос. власти требуется для осуществления его налогообложения.
• Необходимость осуществления функций макроэкономического регулирования
Согласно этому критерию за фед. бюджетом целесообразно закрепление НДФЛ, налога на прибыль, налогов, имеющих целевой соц.-пенсионный характер.
• Риски – целесообразно налоги, которые исполняются с наибольшим риском, распределять по всем уровням БС
• Необходимость корректировки через налоговую систему объективно возникающих вертикальных дисбалансов
При прочих равных условиях чем большую долю в доходах БС составляют налоги с населения, тем меньше размер вертикального дисбаланса.
Целесообразно НДФЛ закреплять за местным бюджетом.
2-й этап – планирование контингентов налогов.
Выбор методов планирования контингентов налогов
Контингент налога – общая сумма взимаемого на данной территории конкретного вида налога или платежа.
Методы планирования налогов
1) Метод Дельфи – метод экспертных оценок, основанный на выявлении согласованной оценки группы специалистов путем их опроса, проходящего в несколько туров, при этом экспертам сообщают результаты предыдущего тура с целью дополнительного обоснования решения экспертов в следующем туре.
Экспертные оценки обычно используются в качестве дополнения к результатам, полученным более строгими методами.
2) Метод контрольных значений – итоговые значения прошлого года увеличиваются на ожидаемый коэффициент инфляции.
3) Метод экстраполяции – основывается на изучении изменений в прошлом и настоящем закономерностей функционирования и развития соц.-экономической системы и распространения этих закономерностей на будущий период, исходя из того, что в экономической деятельности закономерности достаточно устойчивы в течение некоторого периода времени.
Преимущества метода:
- Используется большая степень укрупнения данных, поэтому модели особенно продуктивны, когда информации недостаточно или её трудно получить
- В то же время с такой информацией легче ознакомиться, можно быстрее проанализировать, проще отслеживать изменение данных
- Создание модели обходится недорого
Однако возникают существенные трудности: укрупнение данных и потеря информации.
4) Использование модели микромоделирования
Наиболее целесообразно при нестабильности соц.-экономических и правовых условиях.
Суть заключается в том, что рассчитываются налоговые обязательства каждого плательщика и в точности воспроизводится его действия в части определения размера платежей в бюджет.
3-й этап – выбор методики планирования налоговых платежей в бюджет
В настоящее время в РФ не сформирована инф-я база и не установлена научно обоснованная методика, учитывающая все факторы, влияющие на объем поступлений налоговых платежей в бюджет.
Местные органы власти, органы власти субъектов и т.д. планируют поступление налоговых платежей в бюджет по своей уникальной методике.