Данный тип задач рассматривается в 4 классе.
Разберёмся с терминами.
S – расстояние (путь); измеряется в км, м и т.д.
V – скорость (это расстояние, преодолеваемое за единицу времени); измеряется в км/ч, м/сек и т.д.
t – время; измеряется в часах, минутах и т.д.
Нарисуем сразу же волшебный треугольник и будем использовать его при решении всех задач на движение.
Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время. S = V * t
Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время. V = S : t
Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость. t = S : V
Ещё при работе мы будем использовать такие термины:
Скорость сближения – при одновременном движении предметов навстречу друг другу (при их сближении).
Vсбл. = V1 + V2
Скорость удаления – при одновременном движении предметов в противоположных направлениях (при их удалении).
Vуд. = V1 + V2
Скорость догоняния – при движении предметов в одном направлении, но при этом один из них начал движение раньше и движется с большей скоростью (один отдаляется, другой догоняет).
Vд. = V1 - V2 (V1 > V2)
Краткую запись можно выполнять в виде таблицы или в виде чертежа.
Простые задачи. Эти задачи обычно не вызывают у детей затруднений. Есть возможность на этих несложных задачах приучить ребёнка оформлять краткую запись в виде таблицы или в виде чертежа, а перед решением записывать формулу. И, конечно, не забывать о волшебном треугольнике.
Составные задачи. Если ребёнок хорошо усвоил, как решаются простые задачи на движение, то составные для него будут не простыми, а очень простыми. Краткое условие можно оформлять в виде таблицы, но всё-таки чаще бывает удобнее чертёж.