Знакомство с составной задачей происходит после изучения нумерации в концентре «сотня». Цель: уяснить основное отличие составной задачи от простой (нельзя решить в одно действие). Существуют задачи, решающиеся в 2 действия, но не являющиеся составными.
Лена сорвала 5 васильков и 4 ромашки, а Света 6 васильков и 2 ромашки. Сколько цветов сорвала каждая девочка?
В данной задаче ни одно действие не зависит от предыдущего. К составным задачам относятся те, которые включают в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомое одних простых задач служит данными для решения других.
Подготовка:
1) Дети должны уметь решать простые задачи, которые служат частями составной задачи.
2) Дети меньше заняты практической работой с предметными множествами, а шире используются таблицы, чертежи, рисунки.
3) Решение задач с недостающими данными.
4) Решение цепочки простых задач, когда искомое первой задачи является данным следующей задачи. (В коробке было 5 цветных и 2 простых карандаша. Сколько карандашей было в коробке?) (В коробке было 7 карандашей, 3 карандаша взяли. Сколько карандашей осталось?)
5) Составление задач на один и тот же сюжет.
Многие методисты считают, что первая составная задача должна быть на нахождение суммы и остатка с тремя данными. (Костя нашёл 6 грибов, а Петя – 4 гриба. З гриба они потеряли. Сколько грибов осталось?).
Моро и другие считают, что задача должна быть с двумя данными: на нахождение суммы и на уменьшение числа на несколько единиц.
Лучше первое знакомство с задачей провести на сравнение.
Задача 1: в 1 вазе 5 яблок, а во 2 – на 2 яблока меньше. Сколько яблок во второй вазе? 1в – 5яб. 2 в - ?, на 2 яб <. 5 – 2 = 3 (яб.) Ответ: 3 яблока во 2 вазе.
Задача 2: в 1 вазе 5 яблок, а во 2 – на 2 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах? 1в – 5яб. 2 в - ?, на 2 яб <. Фигурная скобка? 5 – 2 = 3 (яб.) – во второй вазе. 5 + 3 = 8 (яб.) – в 2 вазах. Ответ: 8 яблок лежало в 2-х вазах.
В 1, 2 классах решаются составные задачи, которые состоят из двух простых:
1. – на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
- на нахождение суммы.
2. на нахождение суммы и остатка.
3. на нахождение суммы 3-х чисел.
4. на увеличение числа на несколько единиц и на нахождение остатка.
В 3 классе решаются задачи всех видов на сложение и вычитание. После введения умножения / деления впервые вводятся составные задачи в 3 действия.