Ионометрия– способ определения концентрации ионов по измерению потенциала ионоселективного мембранного электрода.Современные приборы для прямой потенциометрии называют иономерами. Они могут быть использованы при наличии соответствующих индикаторных электродов для определения концентрации разных ионов. В настоящее время промышленностью выпускаются портативные иономеры (рН-метры), позволяющие проводить потенциометрические определения разных веществ как в лабораториях, так и в полевых условиях.
Наиболее широкое применение нашла прямая потенциометрия для определения рН растворов с использованием стеклянноэлектрода. Перед работой стеклянный электрод выдерживают некоторое время в 0,1М растворе соляной кислоты. При измерении со стеклянным электродом рН-метр настраивают (градуируют) по буферным растворам с известными значениями рН.
После настройки рН-метра электроды тщательно промывают, помещают их в анализируемый раствор и измеряют рН этого раствора при перемешивании.
При использовании этого приема с другими электродами готовят ряд растворов с известными концентрациями анализируе-1ых ионов. После измерений строят градуировочный график.
Потенциометрическое титрование
Зависимость потенциала индикаторного электрода от состава раствоpa используют для нахождения объема в конечной точке титрования. Для этого в анализируемый раствор порциями добавляют титрант и измеряют потенциал после добавления каждой порции. Ппотенциометрическое титрование возможно в мутных и окрашенных растворах. Для потенциометрического титрования используют разные химические реакции — кислотно-основные, осаждения, комплексообразования и окисления-восстановления.
При проведении кислотно-основных реакций в качестве индикаторного используют стеклянный электрод (относящийся к мембранным); при окислительно-восстановительных реакций – платиновый электродВосадительном– серебряный электрод. Объем титранта в конечной точке титрования (к.т.т.) в потенциометрическом титровании находят по кривой титрования в координатах потенциал — объем титранта (интегральная кривая).
В настоящее время выпускаются установки для автоматического потенциометрического титрования. Наиболее современныетитраторы снабжены микрокомпьютерами, с помощью которых управляют установками и рассчитывают концентрацию определяемых ионов.
Методика введения понятия «Задача» и ознакомления с её элементами.
Методисты по-разному определяют суть термина «задача». В широком смысле в начальном обучении – это и решение примеров, уравнения, неравенства, построения, измерения.
Эти задачи отличает от текстовых то, что в них, как правило, указано действие, которое нужно произвести для получения результатов.
В текстовой задаче, кроме выполнения действия, нужно определить: какие произвести действия и в какой последовательности. Методисты Моро, Пышкало, Бантова определяют задачу как сформированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметического действия. Данное определение не полное.
Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать либо количественную характеристику, либо установить наличие или отсутствие некоторого отношения между их компонентами или определить вид этого отношения.
В текстовой задачи имеются:
1) Условие (текст с данными числами, величинами и отношения между ними)
2) Вопрос
3) Решение
4) Ответ
В формулировке задач не всегда чётко выдвигается вопрос и условие.
Иногда условие заключено в вопрос.
Существуют задачи, где ответами является не количественная характеристика, а характеристика отношений между данными задачами (логические задачи).
В начальном обучении рассматриваются взаимообратные задачи с одним и тем же сюжетом, но в них одно из данных и искомое меняются местами.
К каждой задаче можно составить столько обратных, сколько в ней данных.
Решить задачу – значит установить связь и зависимости между данными и искомыми, выбрать на основе этого, а затем выполнить необходимое действие и дать ответ на поставленный в задаче вопрос.
Существуют различные методы решения:
¾ Практический
¾ Алгебраический
¾ Арифметический
¾ Графический
¾ Табличный
#: 8 яблок разложили по 2 на несколько тарелок, сколько тарелок потребовалось?
Практический: OO OO OO OO
Арифметический: 8 : 2 = 4
Алгебраический: 2х = 8
Графический:
На разных альтернативных курсах термин «задача» вводится в разное время.
Предлагаются специальные упражнения для осмысления и усвоения термина «задача». Важно, чтобы ребёнок усвоил роль вопроса задачи, и, что без вопроса нет задачи.
Для этого предлагается различные тексты, по которым надо определить, является ли она задачей.