Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (ст. 2 Закона).
Цели аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) установлены ст. 31 Закона:
· подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
· обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
· создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
Данной статьей Закона также определены и основные принципы аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия:
· добровольность;
· открытость и доступность правил аккредитации;
· компетентность и независимость органов, осуществляющих аккредитацию;
· недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
· обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
· недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
· недопустимость установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 514 «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности).
Непременным элементом деятельности зарубежной аккредитованной лаборатории является участие в межлабораторных сравнительных испытаниях. Более того, в некоторых зарубежных аккредитующих органах, например, в A2LA, участие в таких испытаниях является обязательной процедурой, предшествующей аккредитации. Принято считать, что невозможно подтвердить свою компетентность, не сравнив свои результаты испытаний с результатами коллег. Производство сертифицированных стандартных образцов, необходимых дли проведения межлабораторных сравнительных испытаний, налажено во многих странах, при этом их количество и высокие метрологические характеристики обусловлены именно большим числом сравнительных испытаний и количеством их участников.
Процедура аккредитации и в России, и за рубежом независимо от организационно-правовой формы аккредитующего органа и объекта аккредитации состоит из следующих основных этапов:
• прием и рассмотрение заявки на аккредитацию с приложением документов, характеризующих объект аккредитации — руководства по качеству, устава организации, предполагаемой область аккредитации;
• экспертиза представленных документов на предмет их соответствия требованиям, установленным в стандартах, и потенциальной возможности проводить оценку соответствия в заявленной форме и в объеме заявленной области аккредитации;
• аттестация объекта аккредитации группой экспертов и принятия решения об аккредитации;
• инспекционный контроль за деятельностью объекта аккредитации.
Рис. 3.2. Схема процедуры аккредитации, принятой в COFRAC (Франция)
На рис. 3.2 приведена схема процедуры аккредитации, принятой в COFRAC (Франция).
При первичном рассмотрении заявки оценивается комплектность представленных документов и рассчитываем и стоимость выполнения работ, как правило, исходя из области аккредитации и численности персонала организации заявителя. Порядок оплаты работ по аккредитации определяется аккредитующим органом, и несмотря на то, что этот порядок не регламентирован международными документами, в подавляющем большинстве национальных аккредитующих органов он следующий. Заявитель предварительно оплачивает некоторый регистрационный взнос, а затем - экспертизу представленных им документов и работу аттестационной комиссии по контракту с аккредитующим органом. Число привлекаемых для этих работ экспертов и размер оплаты их труда также определяются областью аккредитации
После подписания и оплаты контракта, который, как правило, предусматривает 100%-ную предоплату, соответствующим технический комитет определяет состав группы экспертов, и которую входит ведущий эксперт и технические эксперты. Заявитель информируется о составе группы экспертов и может выразить аргументированное несогласие с участием кого-либо из них, в этом случае ему будут предложены другие кандидатуры.
В процессе экспертизы материалов испытательной лаборатории оцениваются ее технические возможности, наличие испытательного оборудования и его возможное использование и заявленных методах испытаний, опыт работы в заявленной области аккредитации, квалификация персонала, наличие стандартов на испытываемую продукцию и методы испытаний, возможность обработки результатов испытаний, а также состояние помещений. Данная информация приводится, как правило, в руководстве по качеству и приложениях к нему.
Если по результатам экспертизы были сделаны замечания, заявитель должен представить план корректирующих мероприятии по устранению недостатков и отчет об их устранении.
После завершения экспертизы документов проводится процедура аттестации, в ходе которой ведущий эксперт и технические эксперты осуществляют оценку деятельности лаборатории на месте. В процессе аттестации проверяется фактическое соответствие информации, представленной заявителем, реальному состоянию дел. Кроме того, процедура аттестации может предусматривать контрольные испытания (когда лаборатория проводит испытания некоторой шифрованной пробы с заранее заданными, но неизвестными лаборатории характеристиками), а также процедуру наблюдения. Процедура наблюдения заключается в присутствии за спиной работника, проводящего испытания, эксперта, который оценивает квалификацию этого работника.
По результатам аттестации составляется акт. В некоторых зарубежных аккредитующих органах принято в качестве принижения к акту составлять таблицу выполнения лабораторией требований стандарта ИСО/МЭК 17025:2005.
Если замечания не носят существенного характера, материалы по аккредитации представляются в соответствующий технический комитет аккредитующего органа, который принимает решение об аккредитации. На основе этого решения объекту аккредитации выдается аттестат, как правило, на срок до пяти лет. В течение срока действия аттестата аккредитующий орган по контракту с лабораторией периодически (как правило, ежегодно) проводит инспекционный контроль.
Процедура аккредитации органов по сертификации и инспекционных органов принципиально не отличается от процедуры аккредитации испытательных лабораторий. Оценка квалификации персонала этих органов определяется в ходе деловой игры, когда, например, эксперт по сертификации по заданию эксперта по аккредитации проводит процедуру сертификации некоторого объекта.
Сущность технологического подхода к построению обучения математике
ТиМОМ и ТиМОИ призваны дать ответы на вопросы: «______ учить?» (вопрос о целях обучения), «______ учить?» (вопрос о содержании обучения), «______ учить?» (вопрос о субъекте обучения), «_____ учить?» (вопрос о способе обучения).
Усиление общественной значимости _____________________ знания поставило перед общеобразовательной школой задачу повышения эффективности обучения ______________________________.
Каждые пять лет проводятся международные исследования результатов математического и естественнонаучного образования. По их результатам российские школьники показывают высокие результаты в области фактологических знаний (успешно выполняют задания, где нужно воспроизвести усвоенный материал и применить в знакомых ситуациях), хуже владеют методологическими знаниями, теряются при нетрадиционной постановке вопросов, предельно низкие результаты показывают в умениях интегрировать знания и объяснять новые явления, происходящие в окружающем мире.
Перед ТиМОМ и ТиМОИ стоит задача не только изменения взглядов на цели и содержание образования, но и скорейшего решения вопроса «________________________________________?». Например, цели усиления практической и методологической направленности обучения математике поставлены, в учебных пособиях выделены элементы содержания, направленные на их достижение, а результатов нет (даже обязательных, зафиксированы в государственных образовательных стандартах).
Задание 1. Одним из требования государственных образовательных стандартов является формирование знаний/представлений об идейной стороне математики. Например, выпускники основной школы должны «знать/понимать
- сущность понятия математическое доказательство;
- сущность понятия алгоритм;
- какие потребности практики привели к необходимости расширения понятия числа;
- из каких практических задач возникла геометрия;
- что такое идеализация и примеры ошибок, связанных с ее использованием».
Могут ли учащиеся 9 классов ответить на вопросы, требующие воспроизведения этих знаний? Можете ли это сделать Вы?
Решение проблемы ________________ обучения первоначально виделось в создании таких условий, при которых _____________________ особенности учителя и учащихся не могли бы оказывать негативного влияния на результаты обучения, а могли ли только улучшить их (т.е. гарантировать обязательный минимум результатов обучения). Отправной точкой решения этой задачи стала идея «превратить обучение в своего рода производственно-технический процесс с ________________ результатом». Она была заимствована у А.С. Макаренко, который называл педагогический процесс особым образом организованным «______________________________________________».
До определенного времени попытки «технологизировать» учебный процесс были основаны главным образом на _______________________________________________________ (в том числе компьютера). Одновременно с этим направлением еще в середине 50-х гг. начинает развиваться новый технологический подход к построению процесса обучения в целом. Первой попыткой создания такой целостной методики, с помощью которой можно _____________________________________________________________ учащимися была разработка в 70-е годы ХХ века __________________________________________________. В нашей стране разработкой этого метода занимались П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), Н.Ф. Талызина и др.
Данный метод предполагал разбиение учебного материала на __________ («кадры»), определение жесткой ______________________ предъявления этих порций, разработку __________________________ каждой порции информации и осуществления __________ ______________________ за ходом и результатами усвоения.
Существуют две основные системы программированного обучения: __________________________________________.
Линейная система (В. Скиннер) предполагает разбиение материала на очень маленькие, легко усваиваемые порции (достаточно внимательного прочтения). Перед переходом к следующей порции необходимо ответить на легкий ________________ вопрос по этому материалу. Правильность ответа на контрольный вопрос ученик узнает сам при переходе – он представлен на следующем кадре. После этого дается новая порция материала и все повторяется.
Разветвленная система (Н. Краудер) – материал разбивается на значительно большие порции, в конце каждого кадра дается контрольный вопрос с ________________________ ответов. Если ученик выбирает правильный ответ, то переходит к изучению следующей порции материала, если какой-либо из неверных, то отсылается к кадру, в котором разъясняется причина допущенной ошибки, затем предлагается вновь вернуться к контрольному вопросу.
Постепенно интерес к программированному обучению упал из-за ________________ характера обучения, невозможности учесть ____________________ учащихся, отсутствия технического обеспечения в школах, необходимого для реализации программ и мн. др.
Слово технология было заимствовано из производственной сферы, где под ним понимается ________________________ того или иного изделия с заданными параметрами в определенных условиях, причем четкое выполнение алгоритма любым исполнителем является гарантией того, что изделие получится таким как надо, а несоблюдение хотя бы одного из условий приведет к отклонению от заданных параметров. Таким образом, возможность технологизации какого-либо процесса изначально предполагает: а) ____________________________________________________; б) возможность создания определенных условий протекания этого процесса. Применительно к процессу обучения ни то, ни другое невозможно, в связи с _________________ личности каждого ученика. Поэтому прямой перенос смысла термина «технология» в условия обучения невозможен.
В настоящее время разработано большое количество толкований термина «педагогическая технология».
Примеры определения понятия «педагогическая технология»:
В.П.Беспалько
ПТ – систематическое и последовательное ______________ на практике заранее _________________ учебно-воспитательного процесса
Б.Т. Лихачев
ПТ – это совокупность психолого-педагогических ______________, определяющих специальный набор и компоновку
И.П. Волков
Описание процесса ________________________ планируемых результатов
М.Чошанов
Составная процессуальная часть дидактической системы
В.М. Монахов
ПТ – это продуманная во всех деталях __________современной педагогической ________________ по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортности условий для учителя и учащихся. Качества: системность, структурность, воспроизводимость, планируемая эффективность
Методическая технология – это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе учителя, направленная на достижение программных требований по обучению и воспитанию учащихся
В.Л. Матросов, В.А. Трайнев, И.В. Трайнев
Технология преподавательского труда (технология обучения) включает в себя конструктивную педагогику, которая охватывает содержание деятельности педагога, временные параметры его труда и ключевые психолого-педагогические факторы
М.В. Кларин
ПТ – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
ЮНЕСКО
ПТ – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования
Несмотря на различие подходов к определению ПТ в педагогике и методиках сформулирован уже ряд устойчивых требований к описанию учебно-воспитательного процесса, претендующего на звание технологии:
1. Нацеленность на гарантированное достижение поставленных перед учебно-воспитательным процессом целей – _____________________________.
2. Теоретическая обоснованность оптимальности предлагаемого пути достижения этих целей – ____________________.
3. Поэтапная подача описания учебно-воспитательного процесса с поэтапными характеристиками результатов – ___________________.
4. Наличие возможности диагностики и коррекции результатов учебно-воспитательного процесса на каждом этапе – ________________________.
5. Описание учебно-воспитательного процесса должно быть таким, чтобы процесс мог быть воспроизведен любым учителем в соответствующих условиях с гарантированным достижением результатов – _______________________.
6. Описание учебно-воспитательного процесса должно быть представлено в виде последовательности конкретных шагов – методических задач с полным описанием действий учителя по их решению – __________________.
Определение 1. Технологизация учебно-воспитательного процесса – это его перестройка с целью приведения его в соответствие с требованиями, предъявляемыми к педагогическим технологиям.
Направления модернизации системы методических знаний в связи с появлением технологического подхода (технологизацией учебно-воспитательного процесса):
1) Изменение способа постановки учебных целей – цели должны стать ____________ ___________________________.
2) Разработка критериев и способов оптимального выбора системы _______________ _________________ для проектирования учебно-воспитательного процесса.
3) Включение в проект учебно-воспитательного процесса описания ____________ их реализации, а также описания _____________ границ отклонения от этих условий.
4) Согласование содержания ____________ и ________________ контроля в соответствии с представлениями об этапности диагностики учебных достижений.