Современный этап научно-технического прогресса характеризуется массовым появлением, существенным ускорением распространения и сокращением сроков жизни нововведений. Наряду с сокращением сроков морального старения происходит расширение ассортимента выпускаемой продукции, усложнение продукции и повышение ее наукоемкости.
Процессы изменения ассортимента и качества продукции под влиянием требований рынка инициируют в производстве такие процессы, как непрерывное освоение новых изделий, перестройка производства, переналадка технологи, переподготовка персонала. Научно-технический прогресс способствовал возникновению в бизнесе новой ситуации, которая коренным образом меняет установившиеся соотношения между специализацией и универсализацией производства, выдвигая на первый план те формы, способы и технические решения, которые обеспечивают повышение мобильности всех видов производственных ресурсов.
Соответственно этому основными методами и технологиями решения проблем инновационного развития предприятий являются:
· непрерывное развитие бизнес-процессов предприятия;
· консалтинг в области инновационного развития;
· всеобщее управление качеством;
· бенчмаркинг;
· аутсорсинг.
Рассмотрим основные характеристики перечисленных методов.
Задача развития бизнес-процессов предприятия должна решаться профессионалами. В тех случаях, когда предприятие не имеет собственных специалистов соответствующего профиля и квалификации, оно может привлечь для решения этой задачи сторонних консультантов, которые используют технологию консалтинга. Консалтинг – это услуга, оказываемая консультантом (юридическим или физическим лицом) клиенту, в форме профессиональных консультаций, направленных на поиск путей и методов решения проблем клиента, связанных с реализацией нововведений в его организации.
Последние десятилетия XX века можно по праву назвать началом эры инноваций под названием «Качество».
Изменившаяся ситуация в бизнесе диктует необходимость реализации следующих положений:
· приоритетность внедрения новых технологий;
· работа на будущие потребности заказчика;
· работа с заказчиком и партнерами в режиме «24 часа в сутки 365 дней в году» в любой точке мира;
· создание условий для роста мобильности персонала предприятия;
· ориентация на резкое снижение числа работников и других затрат, включая затраты времени на реализацию функций.
Практическая реализация данных принципов стала возможной благодаря трем «великим феноменам» [10].
Феномен персональных вычислений, заключающийся в том, что во многих видах работ исчезла необходимость в посредниках между постановкой задачи и ее решением.
Феномен кооперативных технологий, заключающийся в компьютерной поддержке параллельной согласованной работы группы исполнителей проекта.
Феномен компьютерных коммуникаций, заключающийся в возможности устранить необходимость переездов для личных встреч и проведения совещаний, а также передачи твердых копий документов вне зависимости от географического расположения организаций-партнеров.