1. Сущность и ф-и цены как экономической категории.
2. Система цен и их классификация.
3. Ценообразующие факторы.
4. Методы ценообразования.
1.Ценовой механизм состоит из 2 взаимосвязанных частей: Цены, их виды, структура, величина, динамика изменения; Ценообразование как способ правилоустановления формирования новых цен и изменение действующих. Ценообразование активная задающая часть всего механизма, оно и определяет величину цены. Затратное ценообразование – определение цен, при котором в основу цены закладываются издержки производства и обращения. Рыночное ценообразование – функционирует на основе взаимодействия между спросом покупателя и предложением продавцов на рынке того или иного товара.
Цена – денежное выражение стоимости товара; - сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать.
Роль цены ее место на микро и макро уровне проявляется через ф-и цены. Ф-я цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. К ф-ям цены отнесено может быть только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.
Цена как экономическая категория выполняет следующие ф-и:
1) Учетная
2) Измерительная
3) Стимулирующая
4) Распределительная (перераспределительная)
5) Баллансирующая (сбалансирование спроса и предложения или урегулирующая)
6) Критерий рационального размещения производства
7) Воспроизводственная
Учетная – ф-я учета затрат, отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию продукции, т.е. во что обходиться обществу производство той или иной продукции, т.е. величину совокупных издержек производства, а так же размер прибыли.
Измерительная – цена выступает как кол-во денег уплачиваемая и получаемая за единицу товара или услуги, т.е. благодаря цене удается измерить кол-во денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар.
Стимулирующая – выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли.
Распределительная – посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов: национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения, через включение в себестоимость многих налогов, путем установления разных цен для разных потребителей, связана с государственным воздействием на уровень цен, либо с действиями монополий, когда те, с помощью цен регулируют свои доходы и перспективу.
Балансирующая – выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежной платежеспособностью производителя и потребителя. В рыночных условиях эта ф-я играет доминирующую роль при формировании цен. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. Инициатором нарушения равновесия может быть и спрос и предложения. Мера реагирования одной величины на изменение другой – эластичность – число, показывающее на сколько процентов измениться одна переменная в результате изменения другой на 1%. Ценовая эластичность (эластичность спроса от цен) – показывает реакцию величины спроса в ответ на изменение цены и определяет на сколько % изменится величина спроса при изменении цены на 1%.
Критерий рационального размещения производства – проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли. Этот приток капитала осуществляется фирмами под воздействием законов конкуренции и спроса.
Воспроизводственная – заключается в том, что от уровня цен зависит, смогут ли предприятия возместить издержки производства.
2.Система цен и их классификация.
Наиболее важные и основные блоки единой системы цен: оптовые цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы. Блок оптовых цен подразделяется на 2 блока: оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности. Ведущую роль во всей системе цен играют цены промышленности.
Действующие цены классифицируются по признакам:
1) По характеру обслуживаемого оборота:
Цены оптовые – цены, по которым предприятия реализуют продукцию в больших объемах, реализация товаров по оптовым ценам производиться безналичным расчетом.
Цены закупочные – цены по которым с/х предприятия реализуют в крупных объемах гос-ву для последующей переработки.
Цены розничные – цены продажи товаров преимущественно населению, обычно наличный расчет.
Цены гос. закупок – цены, по которым гос-ные органы ведут закупки продукции для формирования централизованных гос-ных фондов.
Цена на продукцию строительства.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта.
Коммунальные тарифы – цена за услугу или за товар.
Цены внешнеторговые (экспортные и импортные)
2) В зависимости от… (по степени жесткости регулирования гос-ва): цены производителей, договорно-контрактные цены (устанавливаются по соглашению сторон), цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, регулируемые цены.
3) Группировка цен по стадиям ценообразования. Цена оптовая = себестоимость производства и реализации товаров + прибыль производителя, цена оптово-отпускная = прибыль + косвенные налоги, цена оптовая закупки посредника = цена оптово-отпускная + посредническая надбавка, посредническая надбавка = издержки посредника + прибыль посредника, цена розничная = цена оптовая закупки посредника + торговая надбавка. Торговая надбавка = издержки торговли + прибыль торговли.
4) В зависимости от территории действия: единые (поясные), региональные (зональные) цены.
5) В зависимости от методов включения транспортных расходов в цену товара (система франкирования цен) – показывает до какого пункта по пути товара от продавца к покупателю транспортные расходы включаются в цену товара.
6) По времени действия. Твердые постоянные, текущие, сезонные, скользящие (устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления).
7) По форме организации торговли и характеру ценовой информации. Цены прямых контрактов: цены продавцов, цены покупателей, контрактные цены.
Средние уровни цен, индексы цен: индивидуальный и сводный.
3.ценообразующие факторы
Под ними подразумеваются такие объективные условия которые воздействуют на процесс формирования цен.
Факторы:
1) Базовые (неконъюнктурные) – воздействуют на цены через изменение величины и структуры стоимости. Это число привлеченных работников для производства продукции и квалификация труда.
Стоимость средств потребленная производством при выпуске продукции.
Техническая вооруженность труда.
Уровень организации производства и труда.
Естественные условия труда.
Географические условия труда
2) Конъюнктурные – вызывают отклонение цен товаров от их стоимости. Это соотношение спроса и предложения, конкуренция, состояние денежного обращения, наличие монополизма, инфляция, психология потребителя, качество товара, состояние внешнеэкономических связей, гос. регулирование цен.
Методы ценообразования
Метод ценообразования – способ построения (формирования) цены.
1. Затратные методы ценообразования.
Этот метод основан на начислении стандартной наценки на себестоимость товара. Распространенность данного метода вызвана следующими обстоятельствами: 1) продавцы больше знают об издержках чем о спросе, т.е. упрощается проблема ценообразования. 2) этим методом пользуются все предприятия отрасли, поэтому ценовая конкуренция сведена к минимуму. 3) метод справедлив как к покупателям, так и к продавцам.
1) Определение цен на основе полных затрат. Сущность метода: предприятия определяют сумму полных затрат на единицу продукции и прибавляет к ним максимально возможную сумму прибыли. Валовые издержки = сумме постоянных и переменных издержек предприятия. Величина прибыли зависит от принятой при расчете цены нормы прибыли, которая зависит от целей предприятия в данный момент, условий рынка, традиций данной отрасли, вида товара, государственного контроля. Недостатки метода: при расчете цены не принимаются во внимание спрос на товар, конкуренция на рынке; метод отнесения на себестоимость постоянных затрат на прямую не является условным и по сути произвольным; проблематичным является и определение базового объема выпуска продукции, который необходим для расчета полных затрат; предприятие не использует цену как эффективное коммерческое средство.
2) Метод прямых издержек (предельных издержек). При расчете цены учитываются только те затраты которые можно непосредственно отнести на производство данного изделия. Чем больше доля постоянных затрат в сумме общих затрат, тем больше возможностей для снижения цены и тем меньше предприятие зависит от эластичности спроса по цене при ее снижении, так как потери массы прибыли, сформировавшиеся из-за снижения рентабельности компенсируются ростом объема продаж. Изменение издержек в зависимости от кол-ва производимой продукции отражает категории предельных издержек. Сущность: метод основан на использовании принципа добавленной стоимости (маржинального дохода). Эта величина рассчитывается как разница между выручкой от реализации и прямыми переменными затратами. Маржинальный доход идет на покрытие накладных расходов, остающаяся разница представляет собой прибыль. Следовательно чем выше разница между ценой и переменными затратами, тем более рентабельно производство. Процентная надбавка должна быть выше, чем при расчете методом полных затрат, так как она должна покрывать постоянные расходы и обеспечивать получение прибыли. Недостатки метода: необходимо постоянно контролировать объем продаж.
2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли. Этот метод так же основывается на издержках. Главная задача фирмы при установлении цены – это обеспечение целевой прибыли, т.е. фирма стремиться установить цену, которая. В основе методики ценообразования лежит построение графика безубыточности. Анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, он позволяет сравнивать различные варианты цен на продукцию и получения прибыли, а так же отыскивать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства. В практическом ценообразовании решаются 2 основные задачи: прямая задача заключается в определении критического объема выпуска продукции, который необходим при достижении порога прибыли при заданной цене. Порог прибыли достигается тогда, когда затраты равны выручке. При какой цене объем продаж не приведет к возникновению убытков.
3. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара.
1) При установлении цены . факторы влияющие на ценность товара для покупателя: сама цена; выбор доступный потенциальному покупателю; разграничение осознанной ценности от возможной потенциальной ценности; один и тот же продукт может иметь разную ценность для различных групп или рыночных сегментов.
2) Для прогнозирования объема спроса учитывают 3 показателя: коэффициент спроса по цене; коэффициент перекрестной эластичности; коэффициент эластичности по доходу.
3) Учета реакции покупателя на изменение цены.
4. Расчет цены на основе прейскурантов цен. Цель методик состоит в сужении диапазона цен в рамках которого и будет выбрана окончательная цена товара.
5. Определение цены посредством конкурентных торгов. Применяется в случаях борьбы фирм за подряды. Предприятия отталкиваются от ожидаемых ценовых предложений конкурентов. Конкурентные торги могут быть закрытыми и договорными.