Рациональное размещение данных на экране является наиболее важным, но не единственным методом обеспечения удобства и естественности пользовательского интерфейса. Современные мониторы предоставляют в распоряжение разработчика различные методы выделения выводимой информации на экране.
Выделение информации – это использование таких атрибутов, которые позволяют привлечь внимание пользователя к некоторой области экрана. В качестве подобных атрибутов могут выступать: цвет символов, цвет фона, уровень яркости, мерцание и применение различных шрифтов для выводимых символов. Часто для выделения информации используют подчеркивание, вывод в инверсном виде, различные рамки и тени. Основная рекомендация по их использованию: следует использовать минимально необходимое число атрибутов (чтобы привлечь внимание человека, достаточно лишь легонько его «коснуться»).
Для объективной оценки плотности заполнения экрана, сбалансированности данных и других показателей качества форматирования экрана рекомендуется отделить содержание от формы. Для этого применяются метод прямоугольников. При использовании метода прямоугольников после разбиения экрана на поля каждое из них заполняется произвольным текстом и отделяется от других по всему периметру по крайней мере одним пробелом. Через центр экрана мысленно проводятся оси, позволяющие оценить сбалансированность размещения полей.
Данный метод позволяет устранить грубые ошибки в форматировании экрана, однако лучший способ оценить его качество – дать возможность потенциальному пользователю поработать с системой.
Удачный (продуманный) выбор визуальных атрибутов отображаемой информации – это значительно больше, чем просто красивое внешнее оформление приложения. Качество визуального проектирования в значительной степени влияет и на психофизиологическое состояние пользователя, и на эффективность его работы в целом. Качество визуального проектирования в наибольшей степени проявляется при использовании графического пользовательского интерфейса. И хотя общая концепция внешнего облика приложения во многом определяется его предназначением, для всех GUI-приложений справедливы следующие положения:
1. Все графические элементы приложения создают единую визуальную среду; поэтому обязательным этапом визуального проектирования является выбор упомянутой выше общей концепции внешнего облика приложении.
2. При использовании графического интерфейса каждый графический элемент и реализуемая им функция тесно взаимосвязаны, и эта связь должна быть интуитивно понятна пользователю.
Исходя из этого, в рамках визуального проектирования интерфейса приложения должны быть решены такие проблемы, как эффективное использование пространства экрана, выбор адекватной формы представления объектов, цветовая палитра и композиция графических элементов, а также выбор средств привлечения внимания пользователя к тем или иным элементам информации, отображаемой на экране.