Цель занятия: Дать понятие о системе управления антенной, системах АПЧ, узлах питания блоков ГР-2БМ и ГР-4Н.
Задачи:Рассмотреть:
1. Вспомогательные устройства: перечень звеньев и узлов.
2. Система управления антенной (по азимуту, углу наклона и стабилизации плоскости обзора): назначение, принципиальная схема, принцип управления, назначение и размещение функциональных звеньев.
3. Система АПЧ: назначение, функциональная схема, принцип работы по принципиальной схеме, роль функциональных звеньев.
4. Узлы питания блоков ГР2БМ и ГР4Н: назначение и обзор принципиальной схемы, элементы защиты.
5. Коммутационная коробка ГР17: назначение, состав и решаемые задачи.
6. Волноводный коммутатор ГР47: назначение, устройство, принцип работы.
Схема азимутального управления антенной обеспечивает сканирование антенны в горизонтальной плоскости (в плоскости азимута).
Для этого используется асинхронный двухфазный двигатель M1 (см. рис. 2.5), обмотка возбуждения которого питается от сети ~ 115В 400 Гц. При этом на обмотку управления подается напряжение от трансформатора Tp1, находящегося в блоке Гр7Б, через контакты реле Р6.
Во всех режимах, кроме режима «Снос» и «Готов», реле Р6 обесточено, двигатель M1 получает питание и ротор непрерывно вращается в одном направлении. Кривошипно – коромысловый механизм обеспечивает сканирование антенны.
При переходе в режим «Снос»или «Готов»от переключателя режимов на реле Р6 подается напряжение и оно срабатывает. Сканирование антенны прекращается – антенна останавливается. На обмотку управления в этом режиме переменное напряжение подается только при нажатии одной из клавиш управления поворотом антенны.
Поворот антенны будет продолжаться до тех пор, пока нажата клавиша. Угол сноса скоростных самолетов не превышает 15°; поэтому предельным углом поворота антенны считается угол +20°. Если же антенна, двигаясь, предположим, вправо, дойдет до крайнего положения, то кривошипно – коромысловый механизм изменит направление движения и антенна начнет двигаться влево.
Для большей оперативности изменения направления движения антенны прендусмотрена вторая клавиша. При ее нажатии изменяется фаза напряжения, питающего обмотку управления двигателя M1, следовательно, изменяется и направление движения антенны.
С помощью потенциометра R56, связанного с осью рукоятки «Контраст» (на панели управления), выбирается такая скорость поворота антенны, которая позволяет наиболее точно по экрану индикатора определить минимум вторичных доплеровских частот. При нажатии одной из клавиш двигатель M1 начинает поворачивать антенну в каком-либо направлении. При опускании клавиши возникает электродинамическое торможение и антенна сразу останавливается. Это происходит под действием напряжения бортсети +27В, которое подается при отпущенных клавишах на обмотку управления двигателя М1 через резистор R13. В обмотке возникает ток и образуется магнитный поток, который, взаимодействуя с магнитным потоком короткозамкнутого ротора, вызывает торможение ротора.