При анализе затрат в первую очередь должен рассматриваться показатель затрат на 1 руб. продукции, так как он непосредственно связан с изменением элементов себестоимости и ценами продажи:
где Z —затраты на 1руб. продукции, коп.; Ni — количество i-го вида продукции, ед.; Сi— себестоимость i-го вида продукции, руб.; Цi — цена i-го вида продукции, руб./ед.
Из формулы видно, что на уровень формирования затрат влияют следующие факторы:
· себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг);
· цены на продукцию (работы, услуги, материалы, сырье, ремонтный фонд, запасные части), тарифы на электроэнергию и транспортные услуги и т. д., что входит в себестоимость продукции;
· структурные сдвиги в составе продукции (ассортименте).
Если рассматривать изменение затрат на 1 руб. продукции традиционным способом, т. е. сравнением уровней отчетного года Zo с базисным Z6 (DZ = Z0 — Zб), тo сложно получить точную оценку эффективности работы предприятия. Так, снижение или повышение затрат может быть вызвано изменением себестоимости и соответствующих цен. Последнее не всегда является результатом работы предприятия и не во всех случаях зависит от него.
Для более точного выявления действия факторов следует провести расчеты затрат на 1 руб. продукции (работ, услуг) отчетного года при сохранении фактического объема выпуска продукции (Niф): в ценах и себестоимости базисного года
в ценах базисного года и фактической себестоимости отчетного года
Тогда влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. продукции (работ, услуг) можно оценить следующим образом:
влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг)
D Z(C) = Zф.о — Zф.б.
влияние изменения цен на продукцию (работы, услуги)
D Z(ц) = Zф — Zф.б.
влияние изменения структуры продукции (работ, услуг)
D Z(стр) = Zф.б — Zб.
При снижении затрат на 1 руб. продукции за счет изменения ее структуры может наблюдаться увеличение удельного веса продукции с высокой рентабельностью. Эта закономерность имеет и обратное толкование: при увеличении удельного веса продукции с низкой рентабельностью возможно повышение общего уровня затрат на 1 руб. продукции. В этом случае необходимо определить целесообразность увеличения выпуска продукции с низкой рентабельностью, а также рассмотреть себестоимость этих видов продукции по калькуляционным статьям.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие основные направления составляют содержание анализа себестоимости продукции?
2. Какие факторы оказывают влияние на уровень затрат и полную себестоимость продукции?
3. Приведите расчеты себестоимости продукции по экономическим элементам и калькуляционным статьям.
4. В чем состоит специфика анализа себестоимости продукции (работ и услуг) в растениеводстве, животноводстве и на предприятиях технического сервиса?
Виды распределений непрерывных случайных величин и их числовые характеристики
1. Равномерное распределение
Случайная величина равномерно распределена на отрезке [а,b], если ее плотность равна:
f(x)= .
Кратко записывают следующим образом: X R(a,b).
Убедимся, что функция f(x) задает плотность распределения, то есть выполнено свойство =1.
=1.
Построим график плотности распределения.
f(x)
0 a b x
Функция распределения случайной величины, имеющей равномерное распределение на отрезке
[а, b], имеет вид:
F(x)= .
График функции распределения следующий.
F(x)
1
0 a b x
Найдем числовые характеристики с.в., имеющей равномерное распределение.
МX= = .
Таким образом, МX= является серединой отрезка [а,b].
МX
a b x
DX=MX2-(МX)2= =
Таким образом, дисперсия с.в., равномерно распределенной на отрезке [a,b], вычисляется по формуле: DX=
Пример. Время ожидания автобуса X (мин) распределено равномерно на [0;30]. Определить среднее время ожидания автобуса, дисперсию и вероятность того, что ждать придется не более 10 мин.
Вероятность того, что придется ждать не более 10 мин., вычисляется как P(0 x 10)= . Определим плотность распределения с.в., равномерно распределенной на [0;30]: