русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

РОЛЬ ПОЛИТИКИ БАНКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2945; Нарушение авторских прав


Для успешной работы и получения прибыли коммерческому банку недостаточно знать законы о банках, другие законодательные и админи­стративные нормы и правила. Они не дают ответа на многие вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности, надежности и прибыльности операций. Поэтому для банка особенно важно сформировать политику, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кре­дитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодолевать риски, а так­же выявлять обстоятельства, при которых целесообразно проводить те или иные операции.

На макроэкономическом уровне банковскую политику можно определить как политику, проводимую банками страны во главе с центральным банком, по под­держанию устойчивости банковской системы и обеспечению нормального функ­ционирования экономики.

На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне конкретного банка, банков­скую политику можно определить как стратегию и тактику банка в области орга­низации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности.

Основополагающим моментом при разработке банковской политики явля­ется правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. В общем цель коммерческого банка определяется с позиций его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений дея­тельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области креди­тования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как теку­щие задачи.

Основной целью коммерческого банка является его развитие, понимаемое в широком смысле. Имеется в виду развитие банка как коммерческого предприя­тия с точки зрения его количественного роста и повышения эффективности работы (качественный рост), а также развитие банка как социального института с позиций обеспечения интересов клиентов, удовлетворения интересов персонала и oрганов банковского надзора.



Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяют коммерческим банкам избежать неудач, полнее реализовать свой, коммерческий интерес. Ясная стратегическая ориента­ция дает банку импульс для развития предпринимательской деятельности.

Итак, банковская политика — это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности. Политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается в проектах руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне целей (задач банка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике.

Цели банка — это количественное выражение (в показателях и сроках) направлений развития. При этом выделяют генеральные и второстепенные (про­межуточные) цели.

Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей. |

Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать на трудности, встречающиеся на пути к достижению целей.

«Банковская политика» — обобщающее понятие, включающее ряд элемен­тов. Основными элементами банковской политики являются:

• депозитная политика;

• кредитная политика;

• политика в области организации расчетно-кассового обслуживания кли­ентов;

• процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, элек­тронных и пр.);

• политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персо­налом.

Банковская политика формируется под воздействием ряда факторов; основ­ными среди них выступают: состояние рынка, на котором работает банк (риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос на банковские операции и услуги и т.д.), и приоритеты развития банка на ближайшую и отдаленную перспективу (доход­ность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и др). Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят марке­тинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее эконо­мически обоснованную банковскую политику.

Депозитная политика банка представляет собой банковскую политику по привлечению средств в депозиты и эффективному управлению ими.

Решающим условием успешного проведения банками депозитной полити­ки является эффективное использование мобилизованных средств. Депозит­ная политика коммерческих банков должна ориентироваться на две категории вкладчиков: физических и юридических лиц. При этом банки учитывают особенности каждой группы клиентов. Взаимовыгодные отношения клиентов и банка служат гарантией успеха проведения депозитной политики. Чтобы увеличить число вкладчиков, банкам нужно более тщательно изучать их интересы и требо­вания. Но и клиентам необходимо хорошо знать финансовое состояние обслужи­вающего их банка.

Рост депозитов — не стихийный процесс. Он зависит от многих факторов и связан прежде всего с политикой банков, направленной на мобилизацию средств, повышение заинтересованности клиентов во вложение средств.

В основе процентной политики коммерческого банка лежит определенная экономическая категория — процент. Процентная политика центрального банка определяется целями и задачами денежно-кредитной политики государства, а последняя в свою очередь процессами, происходящими в экономике, и теми зада­чами, которые ставятся на определенных этапах ее развития. Цели же процентной политики коммерческого банка трудно определить однозначно. Кажущееся наибо­лее простым определение таково: процентная политика коммерческого банка при­звана обеспечить максимальную в существующих условиях рентабельность бан­ка, следовательно, она должна быть направлена на максимизацию операционных доходов и минимизацию операционных расходов. Однако при этом банк должен заботиться о достижении рентабельности не только в краткосрочном, но и долго­срочном периоде. Понимая это, наиболее дальновидные банки стремятся не ко все­мерному «выжиманию» доходов, а к созданию и расширению круга постоянных клиентов, оказывают помощь в укреплении экономического положения клиен­тов, развитии их деловой активности. Более того, по разным причинам не все коммерческие банки рассматривают максимизацию рентабельности в качестве императива организации своей деятельности. Поэтому процентную политику, про­водимую на уровне коммерческого банка, в общем виде можно определить как комплекс мер в области регулирования процентных ставок, направленную на обес­печение ликвидности, рентабельности и развитие операций банка.

Итак, построение эффективной процентной политики любого банка доляг-но исходить из необходимости: во-первых, достижения оптимального привлече­ния свободных денежных средств населения на счета во вклады; во-вторых, полу­чения всеми подразделениями банка прибыли, обеспечивающей нормальную коммерческую деятельность банка в целом; в-третьих, обеспечения гарантий социально-экономической защищенности вкладчиков.

Кредитная политика необходима банкам прежде всего потому, что позволя­ет рационально организовать и регулировать взаимоотношения между банком и его клиентами по поводу предоставления денежных средств в ссуду с последу­ющим возвратом как основного долга по ссуде, так и причитающихся процентов. Поэтому кредитную политику можно определить как стратегию и тактику банка в области кредитных операций. Важно также подчеркнуть, что кредитная политика является основой управления рисками в деятельности банка. Кредитная полити­ка направлена на достижение цели роста активов и повышения их качества. При этом предпочтение отдается второму направлению кредитной политики.

Кредитная политика может быть агрессивной и традиционной, классиче­ской. В основе вщбора типа кредитной политики лежит стратегия банка, ориенти­рованная на обеспечение его устойчивости, рост капитала, увеличение доходов или смешанная стратегия.

Кредитная стратегия заключается в проведении анализа по следующим основным направлениям: отбор и подготовка персонала (корпоративная культура персонала в области проведения кредитной политики); оценка и контроль за состоянием кредитного портфеля; ценообразование с учетом степени риска; диверсификация операций банка по секторам экономики, регионам, видам опе­раций и услуг для снижения общего кредитного риска банка. Чем более взвешен­ную политику диверсификации проводит банк, тем больше он снижает специфи­ческий (внутренний) банковский риск.

Стратегические направления деятельности банка предполагают выбор рын­ка, нормы риска (как отношение размера страховых фондов на покрытие рисков к общему объему выданных ссуд, например), увеличение оборота банка, размера чистой (балансовой) прибыли.

Определение стратегических направлений деятельности банка позволяет сформулировать ближайшие (тактические) цели, задачи его развития.

Конкретные, частные цели развития банка — это расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам, улучшение работы с состоятельными клиен­тами, «очистка» картотеки и т.д.

Кредитная политика определяет:

• объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствовать­ся банковские работники, отвечающие за оформление займов и управление ими;

• основу действий совета директоров, лиц, принимающих стратегические решения;

• возможность оценки внешними и внутренними аудиторами степени и качества управления кредитами в банке.

Необходимо подчеркнуть, что не существует единой кредитной полити­ки для всех банков. Каждый конкретный банк определяет свою кредитную поли­тику, учитывая экономическую, политическую, социальную ситуацию в регионе его функционирования или, что более правильно, принимая во внимание всю совокупность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного банка. При разработке кредитной политики банки анализируют множество факто­ров, непосредственно влияющих на их деятельность. Среди них можно выделить макроэкономические факторы, воздействующие на все банки, и микроэкономи­ческие факторы, влияющие на работу конкретного банка. Некоторое представле­ние о факторах, под действием которых принимаются управленческие решения в процессе разработки и утверждения кредитной политики банка, можно получить из табл. 22.1.

Таблица 22.1 Факторы, определяющие кредитную политику банка

Внутренние факторы

Внешние факторы

Общее состояние экономики страны, инфляция, Кредитный потенциал банка темпы роста ВВП, бюджетный дефицит и т.д. Уровень независимости центрального банка, вовлеченность банков в политическую жизнь страны и пр.

Уровень доходов населения, способность потреблять банковские услуги, наличие социальных льгот и т.п.

Стабильность депозитов

Профессиональная подготовленность, уровень квалификации и опыт персонала

 

Влияние денежно-кредитной политики

центрального банка

Сфера деятельности, регион

Уровень конкуренции

Уровень цен на банковские продукты

и услуги на рынке

Продолжение

Внутренние факторы Спектр выполняемых операций и услуг

Обеспечение ссуд Клиентура банка Качество кредитного портфеля Ценовая политика банка Уровень риск-менеждмента

Важными элементами банковской политики помимо депозитной, кредит­ной, процентной политики являются политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций и оказанию услуг (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.). Особое место в составе банковской политики зани­мает политика в области управления рисками, рентабельностью, персоналом бан­ка, поскольку наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, важно выделить качество и квалификацию менеджмен­та, его маркетинговую активность. Известно, что западные банки Смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу. Акцент на современные методы управления, техно­логию, широкие связи с внешними структурами, бесспорно, может дать и банкам России мощный импульс к развитию.

В целом банковская политика приобретает исключительную важность в условиях современного рынка, когда деятельность банка невозможна без научно обоснованного планирования и прогнозирования, управления, финансового анали­за и инноваций.

 

РАЗЛЕЛ IV

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

ГЛАВА 23

СИСТЕМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

23.1. ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ И МЕХАНИЗМ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долго­срочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государ­ства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздейству­ющих на динамику денежного оборота.

На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

1) поддержание стабильности цен;

2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

3) обеспечение экономического роста;

4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финан­сового рынка;

6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабиль­ности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение негативного влияния инфляционных процессов способству­ет улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долго­срочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

• уменьшение макроэкономических рисков; ш расширение внутреннего кредита;

• концентрация капиталов, необходимых для модернизации основ­ных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономическо­го роста.

В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно уста­новленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей

задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три цели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегмен­тах финансового рынка.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управле­ния денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.

Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее орга­низационный блок и призвана обеспечивать:

• удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельно­сти участников денежного оборота;

• защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;

• уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение каче­ства оказываемых услуг;

• создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проин-фляционных) процессов в денежном обороте;

• формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение

инвестиций;

• развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конку­рентных отношений;

• расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;

• совершенствование системы безналичных расчетов. Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования

являются объекты регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

• спрос на деньги и предложение денег;

• объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

• скорость оборота денег;

• объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том

числе банковской системе;'

• коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

• объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного

оборота;

• курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показате­лей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регули­рования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составля­ют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и дол­госрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со сторо­ны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных

целей.

Механизм реализации денежной программы как элемент денежной систе­мы включает следующие элементы:

• стратегическое планирование и прогнозирование (определение направ­лений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота' в целом);

т экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия,, регулирующие денежные и кредитные отношения.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства" должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота. Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным факто­ром денежно-кредитного регулирования.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложе­ния денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказу­емыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсо­лютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно , все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так ; и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота • определяется:

• дальнейшим ростом экономики;

• снижением инфляции и инфляционных ожиданий; ш ростом доверия к банковской системе.

Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представ­лен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов явля­ются кассовые.остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту ка'к собствен­нику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на день­ги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.

В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денеж­ного оборота, формируется спрос на деньги.

Первый вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег пред­назначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осу­ществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валют­ные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на рас­четы по внешнеэкономической деятельности.

Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволя­ет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для сниже­ния рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.

Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения

стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериаль­ных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.

Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скоро­сти обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.

Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов.

Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:

1) денежной базой центрального банка;

2) ставкой процента на внутреннем денежном рынке;

3) нормой обязательного резервирования.

Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффек­тивности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечи­вается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящими­ся в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.

Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значитель­ной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соот­ношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.

На предложение денег также оказывают влияние:

• розничный товарооборот;

• поступления налогов и сборов от населения;

• поступления по банковским вкладам;

• поступления от реализации ценных бумаг;

• золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государствен­ного бюджета);

• состояние сальдо платежного баланса страны;

• состояние баланса центрального банка.

Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но бан­ковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью: ш организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;

• проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;

ш сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.

В экономически развитых странах значительное место в организации денеж­ного оборота занимает формирование национального финансового рынка с раз­витой инфрастуктурой и соответствующими механизмами функционирования.

В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого дей­ствия.

Центральные банки влияют на предложение денег посредством:

• эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою. способность контролировать денежную массу;

• рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем выдачи кредита



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ | Понятия объекта моделирования и его модели


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.009 сек.