Для успешной работы и получения прибыли коммерческому банку недостаточно знать законы о банках, другие законодательные и административные нормы и правила. Они не дают ответа на многие вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности, надежности и прибыльности операций. Поэтому для банка особенно важно сформировать политику, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодолевать риски, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно проводить те или иные операции.
На макроэкономическом уровне банковскую политику можно определить как политику, проводимую банками страны во главе с центральным банком, по поддержанию устойчивости банковской системы и обеспечению нормального функционирования экономики.
На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне конкретного банка, банковскую политику можно определить как стратегию и тактику банка в области организации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности.
Основополагающим моментом при разработке банковской политики является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. В общем цель коммерческого банка определяется с позиций его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.
Основной целью коммерческого банка является его развитие, понимаемое в широком смысле. Имеется в виду развитие банка как коммерческого предприятия с точки зрения его количественного роста и повышения эффективности работы (качественный рост), а также развитие банка как социального института с позиций обеспечения интересов клиентов, удовлетворения интересов персонала и oрганов банковского надзора.
Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяют коммерческим банкам избежать неудач, полнее реализовать свой, коммерческий интерес. Ясная стратегическая ориентация дает банку импульс для развития предпринимательской деятельности.
Итак, банковская политика — это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности. Политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается в проектах руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне целей (задач банка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике.
Цели банка — это количественное выражение (в показателях и сроках) направлений развития. При этом выделяют генеральные и второстепенные (промежуточные) цели.
Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей. |
Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать на трудности, встречающиеся на пути к достижению целей.
«Банковская политика» — обобщающее понятие, включающее ряд элементов. Основными элементами банковской политики являются:
• депозитная политика;
• кредитная политика;
• политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов;
• процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.);
• политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персоналом.
Банковская политика формируется под воздействием ряда факторов; основными среди них выступают: состояние рынка, на котором работает банк (риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос на банковские операции и услуги и т.д.), и приоритеты развития банка на ближайшую и отдаленную перспективу (доходность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и др). Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят маркетинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее экономически обоснованную банковскую политику.
Депозитная политика банка представляет собой банковскую политику по привлечению средств в депозиты и эффективному управлению ими.
Решающим условием успешного проведения банками депозитной политики является эффективное использование мобилизованных средств. Депозитная политика коммерческих банков должна ориентироваться на две категории вкладчиков: физических и юридических лиц. При этом банки учитывают особенности каждой группы клиентов. Взаимовыгодные отношения клиентов и банка служат гарантией успеха проведения депозитной политики. Чтобы увеличить число вкладчиков, банкам нужно более тщательно изучать их интересы и требования. Но и клиентам необходимо хорошо знать финансовое состояние обслуживающего их банка.
Рост депозитов — не стихийный процесс. Он зависит от многих факторов и связан прежде всего с политикой банков, направленной на мобилизацию средств, повышение заинтересованности клиентов во вложение средств.
В основе процентной политики коммерческого банка лежит определенная экономическая категория — процент. Процентная политика центрального банка определяется целями и задачами денежно-кредитной политики государства, а последняя в свою очередь процессами, происходящими в экономике, и теми задачами, которые ставятся на определенных этапах ее развития. Цели же процентной политики коммерческого банка трудно определить однозначно. Кажущееся наиболее простым определение таково: процентная политика коммерческого банка призвана обеспечить максимальную в существующих условиях рентабельность банка, следовательно, она должна быть направлена на максимизацию операционных доходов и минимизацию операционных расходов. Однако при этом банк должен заботиться о достижении рентабельности не только в краткосрочном, но и долгосрочном периоде. Понимая это, наиболее дальновидные банки стремятся не ко всемерному «выжиманию» доходов, а к созданию и расширению круга постоянных клиентов, оказывают помощь в укреплении экономического положения клиентов, развитии их деловой активности. Более того, по разным причинам не все коммерческие банки рассматривают максимизацию рентабельности в качестве императива организации своей деятельности. Поэтому процентную политику, проводимую на уровне коммерческого банка, в общем виде можно определить как комплекс мер в области регулирования процентных ставок, направленную на обеспечение ликвидности, рентабельности и развитие операций банка.
Итак, построение эффективной процентной политики любого банка доляг-но исходить из необходимости: во-первых, достижения оптимального привлечения свободных денежных средств населения на счета во вклады; во-вторых, получения всеми подразделениями банка прибыли, обеспечивающей нормальную коммерческую деятельность банка в целом; в-третьих, обеспечения гарантий социально-экономической защищенности вкладчиков.
Кредитная политика необходима банкам прежде всего потому, что позволяет рационально организовать и регулировать взаимоотношения между банком и его клиентами по поводу предоставления денежных средств в ссуду с последующим возвратом как основного долга по ссуде, так и причитающихся процентов. Поэтому кредитную политику можно определить как стратегию и тактику банка в области кредитных операций. Важно также подчеркнуть, что кредитная политика является основой управления рисками в деятельности банка. Кредитная политика направлена на достижение цели роста активов и повышения их качества. При этом предпочтение отдается второму направлению кредитной политики.
Кредитная политика может быть агрессивной и традиционной, классической. В основе вщбора типа кредитной политики лежит стратегия банка, ориентированная на обеспечение его устойчивости, рост капитала, увеличение доходов или смешанная стратегия.
Кредитная стратегия заключается в проведении анализа по следующим основным направлениям: отбор и подготовка персонала (корпоративная культура персонала в области проведения кредитной политики); оценка и контроль за состоянием кредитного портфеля; ценообразование с учетом степени риска; диверсификация операций банка по секторам экономики, регионам, видам операций и услуг для снижения общего кредитного риска банка. Чем более взвешенную политику диверсификации проводит банк, тем больше он снижает специфический (внутренний) банковский риск.
Стратегические направления деятельности банка предполагают выбор рынка, нормы риска (как отношение размера страховых фондов на покрытие рисков к общему объему выданных ссуд, например), увеличение оборота банка, размера чистой (балансовой) прибыли.
Определение стратегических направлений деятельности банка позволяет сформулировать ближайшие (тактические) цели, задачи его развития.
Конкретные, частные цели развития банка — это расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам, улучшение работы с состоятельными клиентами, «очистка» картотеки и т.д.
Кредитная политика определяет:
• объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за оформление займов и управление ими;
• основу действий совета директоров, лиц, принимающих стратегические решения;
• возможность оценки внешними и внутренними аудиторами степени и качества управления кредитами в банке.
Необходимо подчеркнуть, что не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый конкретный банк определяет свою кредитную политику, учитывая экономическую, политическую, социальную ситуацию в регионе его функционирования или, что более правильно, принимая во внимание всю совокупность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного банка. При разработке кредитной политики банки анализируют множество факторов, непосредственно влияющих на их деятельность. Среди них можно выделить макроэкономические факторы, воздействующие на все банки, и микроэкономические факторы, влияющие на работу конкретного банка. Некоторое представление о факторах, под действием которых принимаются управленческие решения в процессе разработки и утверждения кредитной политики банка, можно получить из табл. 22.1.
Таблица 22.1 Факторы, определяющие кредитную политику банка
Внутренние факторы
Внешние факторы
Общее состояние экономики страны, инфляция, Кредитный потенциал банка темпы роста ВВП, бюджетный дефицит и т.д. Уровень независимости центрального банка, вовлеченность банков в политическую жизнь страны и пр.
Уровень доходов населения, способность потреблять банковские услуги, наличие социальных льгот и т.п.
Стабильность депозитов
Профессиональная подготовленность, уровень квалификации и опыт персонала
Влияние денежно-кредитной политики
центрального банка
Сфера деятельности, регион
Уровень конкуренции
Уровень цен на банковские продукты
и услуги на рынке
Продолжение
Внутренние факторы Спектр выполняемых операций и услуг
Обеспечение ссуд Клиентура банка Качество кредитного портфеля Ценовая политика банка Уровень риск-менеждмента
Важными элементами банковской политики помимо депозитной, кредитной, процентной политики являются политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций и оказанию услуг (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.). Особое место в составе банковской политики занимает политика в области управления рисками, рентабельностью, персоналом банка, поскольку наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, важно выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Известно, что западные банки Смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу. Акцент на современные методы управления, технологию, широкие связи с внешними структурами, бесспорно, может дать и банкам России мощный импульс к развитию.
В целом банковская политика приобретает исключительную важность в условиях современного рынка, когда деятельность банка невозможна без научно обоснованного планирования и прогнозирования, управления, финансового анализа и инноваций.
РАЗЛЕЛ IV
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
ГЛАВА 23
СИСТЕМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
23.1. ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ И МЕХАНИЗМ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.
На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:
1) поддержание стабильности цен;
2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);
3) обеспечение экономического роста;
4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;
5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;
6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.
Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабильности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.
Уменьшение негативного влияния инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.
Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:
• уменьшение макроэкономических рисков; ш расширение внутреннего кредита;
• концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.
В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно установленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей
задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три цели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.
Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.
Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:
• удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;
• защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;
• уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;
• создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проин-фляционных) процессов в денежном обороте;
• формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение
инвестиций;
• развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;
• расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;
• совершенствование системы безналичных расчетов. Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования
являются объекты регулирования.
В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:
• спрос на деньги и предложение денег;
• объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;
• скорость оборота денег;
• объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том
• объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного
оборота;
• курс национальной денежной единицы.
Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.
Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных
целей.
Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы:
• стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота' в целом);
т экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия,, регулирующие денежные и кредитные отношения.
Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства" должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота. Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным фактором денежно-кредитного регулирования.
Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.
Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно , все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так ; и с точки зрения регулирования денежного оборота.
Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота • определяется:
• дальнейшим ростом экономики;
• снижением инфляции и инфляционных ожиданий; ш ростом доверия к банковской системе.
Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представлен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов являются кассовые.остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту ка'к собственнику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на деньги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.
В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги.
Первый вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осуществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валютные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по внешнеэкономической деятельности.
Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволяет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.
Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения
стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериальных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.
Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скорости обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.
Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов.
Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:
1) денежной базой центрального банка;
2) ставкой процента на внутреннем денежном рынке;
3) нормой обязательного резервирования.
Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффективности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечивается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящимися в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.
Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значительной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.
На предложение денег также оказывают влияние:
• розничный товарооборот;
• поступления налогов и сборов от населения;
• поступления по банковским вкладам;
• поступления от реализации ценных бумаг;
• золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государственного бюджета);
• состояние сальдо платежного баланса страны;
• состояние баланса центрального банка.
Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью: ш организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;
• проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;
ш сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.
В экономически развитых странах значительное место в организации денежного оборота занимает формирование национального финансового рынка с развитой инфрастуктурой и соответствующими механизмами функционирования.
В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого действия.
Центральные банки влияют на предложение денег посредством:
• эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою. способность контролировать денежную массу;
• рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем выдачи кредита