Факторинг (от англ, factor — агент, посредник) представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции являются покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора.
Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немед-1 ленной оплаты 80% стоимости этих счетов-фактур. Оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.
В мировой банковской практике известны два вида факторинга: открытый (конвенционный) факторинг; конфиденциальный (скрытый) факторинг. При конвенционном факторинге поставщик указывает на своих счетах, что требование было продано банку, а при конфиденциальном факторинге никто из контрагентов поставщика не осведомлен о кредитовании его продаж банком. Конвенционный факторинг в свою очередь бывает с правом регресса, т.е. с правом обратного требования платежа с поставщика, или без права регресса.
Факторинговые операции осуществляются на основании договоров, причем могут заключаться как договоры о полном обслуживании клиента банка, так и договоры о предварительной оплате требований.
Договор о предварительной оплате требований предполагает переуступку части счетов-фактур на покупателей, частичную оплату счетов-фактуры (80%) и ведение дебиторского учета.
Факторинг позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика. Вместе с тем факторинг не лишен недостатков. В частности это наличие кредитного риска по факторинговым операциям. Для минимизации негативного влияния кредитного риска банки определяют лимиты задолженности плательщика, устанавливают лимиты отгрузки товаров поставщику, проводят страхование по отдельным сделкам.
Форфейтинг (от фр. a forfait) — это покупка долга, выраженного в оборотном документе, таком, как, например, переводной или простой вексель, у кредитора на безвозвратной основе.
Покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе (форфейтинге) от своего права на обращение регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.
Механизм форфейтинга используется в сделках двух видов:
• в финансовых сделках — в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
• в экспортных сделках — для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг (например, аккредитивы). Важно, чтобы эти бумаги были «чистыми» (содержащими абстрактное обязательство).
Значительная часть форфейтингового бизнеса находится в Лондоне, а также в Германии. Количество подобных сделок ежегодно растет. Это объясняется усилением рисков, которые несут экспортеры, а также недостатком адекватных источников финансирования в связи с ростом рисков. Форфейтинг — это привлекательная форма среднесрочного финансирования, при которой форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, привлекательность форфейтинга растет в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, недостатком валюты для оплаты импортируемых товаров (во многих развивающихся странах), усилением политических рисков и по некоторым
иным обстоятельствам.
В последние годы расширение сферы форфейтинговых услуг в странах с развитой рыночной экономикой шло по линии инвестиций в форфейтинговые активы.
Покупая активы, форфейтер осуществляет инвестирование. В результате последующей перепродажи долгов возникает вторичный форфейтинговый рынок.
Для форфейтера вторичный рынок обладает двумя привлекательными чертами:
1) доход по форфейтинговым бумагам обычно выше того, который можно получить по другим ценным бумагам (при одинаковом уровне риска, одинаковых сроках и валюте);
2) любой инвестор заинтересован в том, чтобы снизить риски, а гарантии по форфейтинговым бумагам или аваль первоклассных банков — самое лучшее
обеспечение платежа.
Несмотря на привлекательность инвестиций в форфейтинговые бумаги, объемы таких операций и число форфейтеров пока невелики. Форфейтинговый рынок еще не развился до размеров брокерского рынка. Многие форфейтеры, особенно торгующие на первичном рынке, считают, что подобное развитие могло бы испугать многих экспортеров и их банки, так как приведет к потере контроля над выпущенными на рынок ценными бумагами.
Развитие рынка форфейтинговых услуг в последние годы шло по линии синдицирования — объединения покупателей в синдикаты. Эта тенденция соответствует процессу объединения банков как кредиторов.