Рабочее место крановщика и обслуживаемого кран персонала должно отвечать всем требованиям техники безопасности. В частности, должны быть сооружены необходимые проходы, лестницы, галереи, установлена сигнализация и т.д.
Особые требования предъявляются к тормозам и противоугонным устройствам кранов.
Тормоза предназначены для удержания груза на весу, регулирования скорости его опускания, быстрой остановки движущихся частей крана. Тормоза классифицируют по следующим признакам: конструкции, способу действия, способу управления.
По конструкции тормоза подразделяются на ленточные и колодочные. Колодочные бывают наружными и внутренними.
По способу действия тормоза подразделяются на нормально закрытые и нормально открытые В зависимости от способа управления тормоза бывают управляемые и автоматически действующие. Автоматические включаются в работу одновременно с включением механизма.
Согласно правилам безопасности механизмы подъёма груза металлургических и машиностроительных кранов оборудуются тормозами нормально замкнутого типа, автоматически размыкающиеся при включении привода. Механизмы подъёма груза грузоподъёмных машин, транспортирующих расплавленный металл и шлак, оснащаются двумя тормозами, действующими независимо друг от друга. Тормоз механизма подъёма груза должен обеспечивать тормозной момент с учётом коэффициента запаса торможения. Коэффициент запаса при лёгком режиме работы равен 1,5; среднем – 1,75; тяжёлом – 2,0; весьма тяжёлом – 2,5. При наличии на приводе двух и более тормозов коэффициент запаса торможения каждого из них должен составлять не менее 1,25.
Вследствие больших скоростей передвижения крана и тележек они также оборудуются тормозами.
Грузоподъемные краны, работающие на открытом воздухе, оборудуют противоугонными устройствами.
Краны мостового типа оборудуют устройством для автоматического снятия напряжения в случае выхода обслуживающего персонала на галерею крана.
Безопасная эксплуатации кранов обеспечивается соблюдением правил и требований безопасности машинистом и стропальщиком, правильной организацией работ по ремонту кранов и безопасной строповкой грузов.
Специфика работы на металлургических и машиностроительных предприятиях определяют необходимость работать стропальщиком всему технологическому и ремонтному персоналу цехов.
Стропальщик должен знать общее устройство крана, установленный порядок обмена сигналами с машинистом крана, схемы строповки грузов, правила и нормы их складирования, нормы закрепления тары, браковки канатных и цепных стропов, условия и порядок транспортировки грузов несколькими кранами, уметь производить строповку грузов и подвешивать их на крюк крана, определять пригодность к работе съёмных грузозахватных приспособлений и тары.
При отсутствии требуемого грузозахватного приспособления, отсутствии на нём бирки или клейма, неисправности крана работы по подъёму грузов не производятся.
Во время работы стропальщик должен определять массу поднимаемого груза, так как перегруз крана может привести к авариям и травмам.
Пакеты листового и сортового проката перед транспортировкой обвязывают лентой или отожжённой проволокой. При строповке запрещается использовать стропы, не предусмотренные схемами строповки, использовать стропы, у которых угол между ветвями при строповке получается более 90°. Перед подъёмом груза стропальщик должен удалить людей из зоны действия крана и убедиться в безопасности выполняемых работ.
Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми расположены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, производиться с учётом дополнительных мер безопасности.
При снятии оборудования с фундамента необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
- убедиться, что с электрооборудования снято напряжение; все гайки фундаментальных болтов должны быть отвёрнуты и сняты;
- оборудование должно быть оторвано от фундамента;
- подъём должен осуществляться без перекосов.
Перемещение груза в горизонтальном направлении осуществляется на высоте не более 0,5м от встречающихся на пути его перемещения предметов.
Перед опусканием груза проверяют наличие соответствующей прочности подкладок под устанавливаемые грузы и отсутствие людей в опасной зоне.
При выполнении работ, связанных с установкой оборудования, металлоконструкций и деталей, разрешается разворачивать и направлять груз руками. В этом случае можно браться за груз руками только тогда, когда он находится на высоте не выше 100мм от места установки. Укладка грузов на площадки производится с соблюдением следующих габаритов: расстояние от головки рельса железнодорожного пути до груза или штабеля высотой до 1,2м – не менее 2м, а при большей высоте штабеля – 2,5м; от оборудования до штабеля или груза – не менее 0,7м; между штабелями проходы в поперечном направлении не менее 1м и в продольном вдоль пролёта не менее 2м, а также проезды, ширина которых равна габариту транспорта плюс 1м с каждой стороны.