В чёрной металлургии и машиностроении применяют различные по назначению грузоподъёмные краны, используемые для выполнения, как технологических операций, так и для ремонтных работ. Грузоподъёмные краны по режиму работы подразделяются на: лёгкого режима, среднего, тяжёлого и весьма тяжёлого режима. Виды кранов: литейные, стриперные, клещевые, мульдозавалочные, перегружатели, козловые, магнитные с жёсткой и гибкой траверсой, мостовые крюковые (лёгкого, среднего и тяжёлого режима).
Мостовые электрические краны являются одними из наиболее распространённых типов грузоподъёмных кранов. Они различаются по назначению, грузоподъёмности и конструкции.
В агломерационном производстве используются козловые и мостовые краны для выгрузки угля и руды из вагонов, погрузки их в вагоны и приёмные бункера, перемещения угля и руды из штабеля в штабель с целью усреднения состава шихты. Козловые краны оснащаются средствами сигнализации, приборами и устройствами безопасности: концевыми выключателями механизмов передвижения крана и грузовой тележки, подъёма грузозахватного органа, противоугонными устройствами, звуковым сигнальным прибором.
В сталеплавильных цехах применяют миксерные краны, магнитные и грейферные для выгрузки и погрузки шихты, мостовые для заливки чугуна, перевозки заправочных машин и бункеров для подсыпки порогов, грузозаливочных желобов, ковшей со сталью, шлаковых чаш. Обслуживающий персонал постоянно подвергается опасности травмирования грузами, перемещаемыми кранами. Кроме того, в зоне действия крана находится разнообразное оборудование.
В прокатных цехах посадка слитков в колодцы, их выдача и погрузка на слитковоз производится клещевыми кранами. Эти краны работают в неблагоприятных метеоусловиях: высокой температуры и тепловой облучённости.
Операции по перемещению металла выполняются специальными пратцен- кранами. На складах готовой продукции ими осуществляется погрузка готового проката в железнодорожные вагоны. От правильной эксплуатации кранов зависит безопасность работающих в в цехах металлургического и машиностроительного производства.
Мостовыми кранами общего назначения и различной грузоподъёмности выполняется большое количество вспомогательных работ. Перемещение грузов краном общего назначения осуществляется двумя работниками: машинистом крана и подкрановым рабочим.
Основными причинами несчастных случаев могут быть: нарушение инструкций и правил по технике безопасности машинистами и подкрановыми рабочими; неудовлетворительная организация профилактических осмотров и ремонтов оборудования; отсутствие, неисправность или неиспользование приборов и устройств безопасности. Часто допускаемые нарушения: провоз грузов над работающими; разгрузка и погрузка краном в железнодорожные вагоны при нахождении в них стропальщиков; подъём груза при нахождении стропальщика в опасной зоне; несоблюдение во время ремонтов кранов требований нарядной и бирочной систем, неисправность кранового оборудования, грузозахватных приспособлений, обрыв подвесок из-за неисправности концевых выключателей.