Для повышения надежности систем в условиях эксплуатации проводят мероприятия, которые можно разделить на три группы: 1) разработка и внедрение научных методов эксплуатации; 2) сбор, анализ опыта эксплуатации; 3) повышение квалификации обслуживающего персонала.
Научные методы эксплуатации включают в себя научно обоснованные методы подготовки изделий к работе, проведения технического обслуживания, ремонта и других мероприятий, направленных на повышение надежности изделий в процессе их эксплуатации.
Для поддержания заданной надежности систем в инструкции по их эксплуатации приводятся сведения, регламентирующие порядок выполнения работ, исключающий поломки, а также периодичность технических обслуживаний.
Большое значение имеет правильная организация сбора сведений об отказах. Сведения об отказах, полученных в процессе испытаний или эксплуатации, оформляют в виде карточек учета неисправностей или рекламационных актов. В этих документах записывается следующее: 1) номер карточки или рекламационного акта; 2) наименование и заводской номер изделия; 3) длительность работы до появления неисправности; 4) условия работы, при которых появилась неисправность; 5) внешние признаки неисправности; 6) заводской номер отказавшего узла, элемента; 7) вероятная причина появления неисправности; 8) способы устранения неисправности (замена, ремонт); 9) время устранения неисправности; 10) дата и подписи заполняющих карточку, рекламационный акт.
Отказы и неисправности, выявленные в процессе эксплуатации, всесторонне анализируются на предприятии-изготовителе и на основании результатов анализа в производство внедряются соответствующие мероприятия, направленные на обеспечение качества и надежности изделий.