Россия занимает специфическое положение на мировом кредитном рынке в системе внешнего кредитования.
В период 2001 —2006 гг. Россия проводила достаточно эффективную политику в области обслуживания и погашения своей внешней задолженности. Реструктуризация государственной внешней задолженности России и меры по ее ускоренному погашению за счет притока валютных доходов от экспорта энергоносителей, цены на которые в 2004—2006 гг. оставались стабильно высокими, полностью изменили состояние и структуру национального кредитного рынка России. Во-первых, кредитный рынок стабилизировался, освободился от давления внешней задолженности и может развиваться достаточно успешно в рамках регулирования его со стороны государственных органов. Россия, как и в начале 80-х гг., вернулась в группу надежных заемщиков и солидных кредиторов. Агентство Standard & Poors' систематически повышает международный кредитный рейтинг России.
Во-вторых, произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России. Резко снизились внутренний и внешний долги по отношению к ВВП (табл.). Расходы на обслуживание государственного долга в 2005 г. составили 4,9% доходов федерального бюджета. Это в три раза меньше, чем в 2000 г. В абсолютной величине внешний государственный долг России снизился в 1998—2005 гг. в два раза. Внутренний госдолг, уменьшившись в 2000—2002 гг. с 578,2 млрд руб. до 545 млрд руб. за счет погашения долговых обязательств, выпушенных в 1998 г. для реструктуризации внутреннего госдолга, вновь стал расти в 2002—2005 гг. с 545 млрд руб. до 778 млрд руб. в связи с эмиссией новых долговых обязательств, выпускаемых для финансирования дефицита госбюджета.
Таблица. Объем государственного долга России по отношению к ВВП, % на конец года
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Государственный долг:
внутренний
6,3
5,2
4,6
4,5
внешний
35,9
26,6
18,9
11.6
Итого
42,2
31,8
23,5
16,1
Источник: данные сайта http://www.cbr.ru.
Вместе с тем в структуре российского кредитного рынка обозначились негативные тенденции. Во-первых, произошла трансформация внешнего государственного долга в корпоративный (частный) перед нерезидентами. Если на начало 1999 г. государственный внешний долг России превышал частный более чем в пять раз, то в 2005 г. он был уже на 16,5% ниже частного внешнего долга. Во-вторых, на российском кредитном рынке наметилась тенденция трансформации внешнего государственного долга во внутренний за счет выпуска внутренних облигационных займов для погашения задолженности международному кредитному рынку.
Оценивая перспективы внешнего кредитования России, следует учитывать следующие тенденции.
Во-первых, глобализация финансовых потоков в целом, а также политика открытости зарубежным инвестициям, прежде всего так называемым краткосрочным портфельным инвестициям, ведет к стиранию граней между внешним и внутренним долгом. Это касается выплат по ГКО нерезидентам.
Во-вторых, усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики, — крупных российских компаний и банков. Их банкротство может вызвать катастрофические последствия для платежной системы страны.
В-третьих, новым моментом в оценке величины внешнего долга России являются долги регионов. Формально правительство не отвечает по долгам местных и муниципальных органов власти. Однако эти заимствования несут потенциальную угрозу бюджету в случае применения к должникам принятых в таких случаях санкций.
В-четвертых, растет просроченная задолженность российских компаний по банковским кредитам под гарантии государства.
Важным аспектом участия России в функционировании международного кредитного рынка являются ее взаимоотношения с отдельными группами международных кредиторов.
Приняв на себя все внешние долги бывшего СССР (136 млрд долл. США), Россия по условиям «нулевого варианта» стала одновременно и правопреемником по всем его зарубежным финансовым активам. Общие размеры этих активов превышают сумму контрактных обязательств по полученным иностранным кредитам. Однако реальная ситуация сейчас складывается таким образом, что с позиций текущего платежного баланса России незначительные поступления от указанных финансовых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию внешней задолженности. Общая задолженность третьих стран бывшему СССР оценивается ориентировочно в 123 млрд долл. Страны-должники, за редким исключением, представляют собой маргинальную группу даже в масштабе развивающегося мира, не говоря уже о международном кредитном рынке. По некоторым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным, и Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд долл., да и то в течение 20—25 лет.
В настоящее время Россия имеет дело с тремя основными группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб; коммерческими банками, входящими в Лондонский клуб; и, наконец, с кредиторами, входящими в Токийский деловой клуб.
К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. В 2005 г. долг России перед Парижским клубом, по данным Министерства финансов, составлял 38 млрд долл., а в 2006 г. он был полностью погашен. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что она выступает в качестве должника одних стран и одновременно кредитора других стран. Однако из числа российских должников лишь 25 стран работают с Парижским клубом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и др.). Самый крупный должник России — Куба, а также Монголия, Сирия, Афганистан не работают с ним. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время (до 31 декабря 1991 г.), а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. На тот момент, по оценке Министерства финансов, эти долги составляли 32,3 млрд долл. Россия в списке должников клуба занимает четвертое место после Бразилии, Мексики и Аргентины. Третий международный долговой клуб — Токийский, занимается урегулированием коммерческой торговой задолженности. Российское Правительство признало эту группу задолженности в октябре 1994 г.
Переговорный процесс между Россией и сообществом кредиторов (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР. Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому Правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. В течение второго этапа — с 1993 по 1995 г. — Россия подписала первые соглашения по реструктуризации долгов. Началом третьего этапа можно считать 1996 г., когда договоренности с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности выплатить кредиторам Парижского клуба 38 млрд долл. Из них 45% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами ПК, — в течение 21 года. Однако если долги перед Парижским клубом были признаны полностью, то с активами было иначе. В 1997 г. в Гонконге был подписан Меморандум, определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов, по которому Правительство России добровольно отказалось от половины финансовых активов. Они были пересчитаны по финансовой методике МВФ, исходя из которой России навязали списание активов на 60 млрд долл. Большой объем списания связан с тем, что Парижский клуб не признает военных долгов, а их доля в российских активах составляет по некоторым странам от 60 до 90%. Другим ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. Таким образом, участие России в Парижском клубе кредиторов являлось в некоторой степени спорным с точки зрения получения выгод от такого членства. В 2006 г. задолженность России Парижскому клубу была полностью погашена досрочно.
Одновременно проводятся переговоры по реструктуризации долга перед членами Лондонского клуба. В 1996 г. с ним было заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце 1997 г., когда Внешэкономбанк непосредственно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга на общую сумму 28,5 млрд долл. (10,4% долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части). Было выпущено два новых долговых инструмента— PR1N (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг. соответственно. Подписанный договор о реструктуризации предусматривает погашение основной части долга (22,5 млрд долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объем которых составляет 6 млрд долл.
Интеграция России в международный финансовый рынок предполагает ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, членство в ведущих финансовых международных организациях, в первую очередь в МВФ.
За 1992—1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о предоставлении валютных кредитов России на общую сумму 36,6 млрд долл. Однако в связи с тем, что после 17августа 1998 г. предоставление средств в рамках договоренностей о расширенном кредите 1996 г. и кредитном пакете 1998 г. было прекращено, а сами эти договоренности утратили силу, фактически по сентябрь 1999 г. из этой суммы были использованы лишь 22,0 млрд долл. Кроме этого, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 1,4 млрд долл. В конце 1998 г. Россия была самым крупным заемщиком Фонда. Насколько велика роль МВФ в качестве кредитора России, видно из того, что на начало января 1999 г. его доля в объеме государственного внешнего долга России приближалась к половине величины этого долга. Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправданно в том случае, если бы оно послужило толчком для запуска механизма экономического роста, технологической перестройки экономики. Но кредиты МВФ попросту «проедались», т.е. направлялись на финансирование бюджетного дефицита, обслуживание все возрастающего государственного долга, финансирование импорта предметов потребления. В 2005 г. российский долг МВФ был полностью погашен.
За последнее десятилетие, особенно после серии кризисов в странах с формирующимися рынками, Фонд был вынужден вносить коррективы в отношения со своими клиентами.
Другим важным международным финансовым институтом, связанным с кредитным рынком России, является Международный банк реконструкции и развития. В 1992 г. было заключено соглашение о предоставлении России первого восстановительного займа. Общая сумма этого займа составила 600 млн долл., из которых 60% пошли на оплату импорта и консультационных услуг иностранных специалистов. Кроме этого займа, в период 1995—1997 гг. России были предоставлены два нефтяных займа размером 610 и 500 млн долл. соответственно; заем на восстановление автодорог — 300 млн долл., жилищный заем — 400 млн долл., второй восстановительный заем — 600 млн долл., кредит на развитие городского общественного транспорта — 328,8 млн долл. и проч. В период 90-х гг. Россия входила в число крупнейших реципиентов кредитов МБРР. Во второй половине 1990-х гг. 34% стоимости кредитов МБРР России приходилось на займы, направляемые на структурные преобразования и поддержку экономических реформ, 26% — на развитие топливно-энергетического комплекса, 9,5% — на модернизацию городского хозяйства, 7,2% — на развитие транспортной системы, 5,7% — на развитие агропромышленного сектора, 5% — на охрану окружающей среды, 1,7% — на социальные нужды. После августа 1998 г. в связи с очевидным кризисом кредитных отношений России с МВФ МБРР с 1999 г. принял на себя функции кредитования структурной адаптации и финансовой стабилизации в России.
Основной проблемой во взаимодействии России с МБРР является недоиспользованность кредитов. Некоторые из выделенных и уже распределенных среди конечных получателей кредитов не использовались или направлялись не по целевому назначению.
При анализе перспектив взаимоотношений России с Бреттон-Вудскими кредиторами следует подчеркнуть, что решение сотрудничать с ними, принятое Россией в начале 90-х гг., не является чем-то экстраординарным. Экономические трудности перехода от централизованной к рыночной экономике логически разрешаются обращением страны к внешним источникам кредитования. В условиях финансовой глобализации это совершенно нормальное явление. Своеобразие позиции России в системе международного кредитного рынка состоит в том, что она является не только крупным должником, но и не менее крупным международным кредитором.