русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Россия на мировом кредитном рынке


Дата добавления: 2014-05-05; просмотров: 2393; Нарушение авторских прав


Россия занимает специфическое положение на мировом кредитном рынке в системе внешнего кредитования.

В период 2001 —2006 гг. Россия проводила достаточно эффективную политику в области обслуживания и по­гашения своей внешней задолженности. Реструктуризация госу­дарственной внешней задолженности России и меры по ее уско­ренному погашению за счет притока валютных доходов от экспорта энергоносителей, цены на которые в 2004—2006 гг. оставались ста­бильно высокими, полностью изменили состояние и структуру на­ционального кредитного рынка России. Во-первых, кредитный рынок стабилизировался, освободился от давления внешней за­долженности и может развиваться достаточно успешно в рамках регулирования его со стороны государственных органов. Россия, как и в начале 80-х гг., вернулась в группу надежных заемщиков и солидных кредиторов. Агентство Standard & Poors' систематически повышает международный кредитный рейтинг России.

Во-вторых, произошли кардинальные изменения в объеме и структуре сово­купного национального долга России. Резко снизились внутрен­ний и внешний долги по отношению к ВВП (табл.). Расходы на обслуживание государственного долга в 2005 г. составили 4,9% до­ходов федерального бюджета. Это в три раза меньше, чем в 2000 г. В абсолютной величине внешний государственный долг России снизился в 1998—2005 гг. в два раза. Внутренний госдолг, умень­шившись в 2000—2002 гг. с 578,2 млрд руб. до 545 млрд руб. за счет погашения долговых обязательств, выпушенных в 1998 г. для рест­руктуризации внутреннего госдолга, вновь стал расти в 2002—2005 гг. с 545 млрд руб. до 778 млрд руб. в связи с эмиссией новых долговых обязательств, выпускаемых для финансирования дефицита госбюджета.

 



Таблица. Объем государственного долга России по отношению к ВВП, % на конец года

 



  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Государственный долг:        
внутренний 6,3 5,2 4,6 4,5
внешний 35,9 26,6 18,9 11.6
Итого 42,2 31,8 23,5 16,1

Источник: данные сайта http://www.cbr.ru.

Вместе с тем в структуре российского кредитного рынка обо­значились негативные тенденции. Во-первых, произошла транс­формация внешнего государственного долга в корпоративный (ча­стный) перед нерезидентами. Если на начало 1999 г. государст­венный внешний долг России превышал частный более чем в пять раз, то в 2005 г. он был уже на 16,5% ниже частного внешнего дол­га. Во-вторых, на российском кредитном рынке наметилась тен­денция трансформации внешнего государственного долга во внут­ренний за счет выпуска внутренних облигационных займов для по­гашения задолженности международному кредитному рынку.

Оценивая перспективы внешнего кредитования России, следу­ет учитывать следующие тенденции.

Во-первых, глобализация фи­нансовых потоков в целом, а также политика открытости зарубеж­ным инвестициям, прежде всего так называемым краткосрочным портфельным инвестициям, ведет к стиранию граней между внеш­ним и внутренним долгом. Это касается выплат по ГКО нерезиден­там.

Во-вторых, усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики, — крупных россий­ских компаний и банков. Их банкротство может вызвать катастро­фические последствия для платежной системы страны.

В-третьих, новым моментом в оценке величины внешнего долга России явля­ются долги регионов. Формально правительство не отвечает по долгам местных и муниципальных органов власти. Однако эти за­имствования несут потенциальную угрозу бюджету в случае применения к должникам принятых в таких случаях санкций.

В-четвер­тых, растет просроченная задолженность российских компаний по банковским кредитам под гарантии государства.

Важным аспектом участия России в функционировании меж­дународного кредитного рынка являются ее взаимоотношения с от­дельными группами международных кредиторов.

Приняв на себя все внешние долги бывшего СССР (136 млрд долл. США), Россия по условиям «нулевого варианта» стала одно­временно и правопреемником по всем его зарубежным финансо­вым активам. Общие размеры этих активов превышают сумму контрактных обязательств по полученным иностранным креди­там. Однако реальная ситуация сейчас складывается таким обра­зом, что с позиций текущего платежного баланса России незначи­тельные поступления от указанных финансовых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию внешней задолженности. Общая задолженность третьих стран бывшему СССР оценивается ориентировочно в 123 млрд долл. Страны-должники, за редким исключением, представляют собой марги­нальную группу даже в масштабе развивающегося мира, не говоря уже о международном кредитном рынке. По некоторым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным, и Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд долл., да и то в течение 20—25 лет.

В настоящее время Россия имеет дело с тремя основными груп­пами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входя­щими в Парижский клуб; коммерческими банками, входящими в Лондонский клуб; и, наконец, с кредиторами, входящими в Токий­ский деловой клуб.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными бан­ками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. В 2005 г. долг России перед Париж­ским клубом, по данным Министерства финансов, составлял 38 млрд долл., а в 2006 г. он был полностью погашен. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что она выступает в качестве должника одних стран и одновремен­но кредитора других стран. Однако из числа российских должни­ков лишь 25 стран работают с Парижским клубом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и др.). Самый крупный должник России — Куба, а также Монголия, Сирия, Афганистан не ра­ботают с ним. Лондонский клуб занимается вопросами задолжен­ности перед частными коммерческими банками. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время (до 31 де­кабря 1991 г.), а также векселя, использующиеся во внешнеторго­вых расчетах. На тот момент, по оценке Министерства финансов, эти долги составляли 32,3 млрд долл. Россия в списке должников клуба занимает четвертое место после Бразилии, Мексики и Арген­тины. Третий международный долговой клуб — Токийский, зани­мается урегулированием коммерческой торговой задолженности. Российское Правительство признало эту группу задолженности в октябре 1994 г.

Переговорный процесс между Россией и сообществом кредито­ров (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же по­сле распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР. Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя веде­ние предварительных переговоров, в ходе которых российскому Правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные от­срочки по выплатам внешнего долга. В течение второго этапа — с 1993 по 1995 г. — Россия подписала первые соглашения по реструк­туризации долгов. Началом третьего этапа можно считать 1996 г., когда договоренности с Парижским клубом были дополнены все­сторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности выплатить кредиторам Парижского клуба 38 млрд долл. Из них 45% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами ПК, — в течение 21 года. Однако если долги перед Парижским клубом были призна­ны полностью, то с активами было иначе. В 1997 г. в Гонконге был подписан Меморандум, определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов, по которому Правитель­ство России добровольно отказалось от половины финансовых ак­тивов. Они были пересчитаны по финансовой методике МВФ, ис­ходя из которой России навязали списание активов на 60 млрд долл. Большой объем списания связан с тем, что Парижский клуб не признает военных долгов, а их доля в российских активах со­ставляет по некоторым странам от 60 до 90%. Другим ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку про­центных платежей. Таким образом, участие России в Парижском клубе кредиторов являлось в некоторой степени спорным с точки зрения получения выгод от такого членства. В 2006 г. задолжен­ность России Парижскому клубу была полностью погашена дос­рочно.

Одновременно проводятся переговоры по реструктуризации долга перед членами Лондонского клуба. В 1996 г. с ним было за­ключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончатель­но завершился в конце 1997 г., когда Внешэкономбанк непосредст­венно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга на общую сумму 28,5 млрд долл. (10,4% долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части). Было выпущено два новых долговых инструмента— PR1N (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг. соответственно. Подписанный договор о реструкту­ризации предусматривает погашение основной части долга (22,5 млрд долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объем которых со­ставляет 6 млрд долл.

Интеграция России в международный финансовый рынок предполагает ее подключение к межгосударственным институцио­нальным структурам, членство в ведущих финансовых междуна­родных организациях, в первую очередь в МВФ.

За 1992—1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о предос­тавлении валютных кредитов России на общую сумму 36,6 млрд долл. Однако в связи с тем, что после 17августа 1998 г. предоставле­ние средств в рамках договоренностей о расширенном кредите 1996 г. и кредитном пакете 1998 г. было прекращено, а сами эти до­говоренности утратили силу, фактически по сентябрь 1999 г. из этой суммы были использованы лишь 22,0 млрд долл. Кроме этого, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 1,4 млрд долл. В конце 1998 г. Россия была самым круп­ным заемщиком Фонда. Насколько велика роль МВФ в качестве кредитора России, видно из того, что на начало января 1999 г. его доля в объеме государственного внешнего долга России приближа­лась к половине величины этого долга. Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправданно в том случае, если бы оно послужило толчком для запуска механизма экономического роста, технологической перестройки экономики. Но кредиты МВФ попросту «проедались», т.е. направлялись на финансирова­ние бюджетного дефицита, обслуживание все возрастающего госу­дарственного долга, финансирование импорта предметов потреб­ления. В 2005 г. российский долг МВФ был полностью погашен.

За последнее десятилетие, особенно после серии кризисов в странах с формирующимися рынками, Фонд был вынужден вно­сить коррективы в отношения со своими клиентами.

Другим важным международным финансовым институтом, связанным с кредитным рынком России, является Международ­ный банк реконструкции и развития. В 1992 г. было заключено со­глашение о предоставлении России первого восстановительного займа. Общая сумма этого займа составила 600 млн долл., из кото­рых 60% пошли на оплату импорта и консультационных услуг ино­странных специалистов. Кроме этого займа, в период 1995—1997 гг. России были предоставлены два нефтяных займа размером 610 и 500 млн долл. соответственно; заем на восстановление автодорог — 300 млн долл., жилищный заем — 400 млн долл., второй восстано­вительный заем — 600 млн долл., кредит на развитие городского общественного транспорта — 328,8 млн долл. и проч. В период 90-х гг. Россия входила в число крупнейших реципиентов креди­тов МБРР. Во второй половине 1990-х гг. 34% стоимости кредитов МБРР России приходилось на займы, направляемые на структур­ные преобразования и поддержку экономических реформ, 26% — на развитие топливно-энергетического комплекса, 9,5% — на мо­дернизацию городского хозяйства, 7,2% — на развитие транспорт­ной системы, 5,7% — на развитие агропромышленного сектора, 5% — на охрану окружающей среды, 1,7% — на социальные нужды. После августа 1998 г. в связи с очевидным кризисом кредитных от­ношений России с МВФ МБРР с 1999 г. принял на себя функции кредитования структурной адаптации и финансовой стабилизации в России.

Основной проблемой во взаимодействии России с МБРР явля­ется недоиспользованность кредитов. Некоторые из выделенных и уже распределенных среди конечных получателей кредитов не ис­пользовались или направлялись не по целевому назначению.

При анализе перспектив взаимоотношений России с Бреттон-Вудскими кредиторами следует подчеркнуть, что решение сотруд­ничать с ними, принятое Россией в начале 90-х гг., не является чем-то экстраординарным. Экономические трудности перехода от централизованной к рыночной экономике логически разрешаются обращением страны к внешним источникам кредитования. В усло­виях финансовой глобализации это совершенно нормальное явле­ние. Своеобразие позиции России в системе международного кре­дитного рынка состоит в том, что она является не только крупным должником, но и не менее крупным международным кредитором.

 





<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Российский валютный рынок | Основные направления интеграции российского фондового рынка в мировой фондовый рынок


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.