В 1990-е гг. на роль главного институционального регулятора мирового финансового рынка выдвинулся МВФ. Созданный в 1946 г. в рамках Бреттон-Вудских валютно-финансовых соглашений, первоначально Фонд предназначался исключительно для регулирования международной валютной ликвидности, т.е. для стабилизации международного кредитного рынка. Для этого в рамках неокейнсианской теоретической концепции были разработаны специальные методы и инструменты такого регулирования. До 1972 г. МВФ в основном регулировал валютно-кредитные отношения промышленно развитых стран, а с 1972 по 1982 г. произошло резкое расширение его регулирующей и кредитной деятельности в развивающихся странах.
Продолжая поддерживать стабильность мирового кредитного рынка, Фонд к началу 1980-х гг. вышел далеко за рамки своих первоначальных задач и стал невольным виновником мирового кризиса внешней задолженности развивающихся стран, который существенно подорвал стабильность всего международного кредитного рынка. В 1980-е гг. валютно-финансовые трудности развивающихся государств вынудили МВФ радикально пересмотреть инструменты своей регулирующей политики на МФР и выработать новые подходы к этому регулированию. В основу новой концепции регулирования МФР были теперь положены идеи монетаристов, а сам Фонд стал регулировать не только международный кредитный рынок, а в рамках монетаристских идей разрабатывать и внедрять стабилизирующие программы на национальных кредитных рынках стран-участниц. Основной смысл этих программ (так называемый «Вашингтонский консенсус») состоял в финансовой стабилизации национальных кредитных рынков и либерализации внешнеэкономических связей этих стран.
Однако опыт 1990-х гг. показал, что дефляционные монетаристские меры далеко не всегда достигают желанной цели, особенно если нарушается равновесие платежного баланса на фоне экономического спада. Более того, подобные меры способствуют свертыванию инвестиций, а следовательно, замедлению экономического роста.
Стандартизация и унификация подходов МВФ к внешнему регулированию национальных кредитных рынков привела к полному провалу инструментов и моделей такого регулирования к 1998 г. После финансовых кризисов в Юго-Восточной Азии (1997 г.) и в России (1998 г.) стало очевидно, что шаблонное использование дефляционной регулирующей модели монетаристов неприемлемо. Учитывая это, с 2000 г. МВФ стал уделять больше внимания долгосрочным, структурным и институциональным проблемам финансового рынка. Подобные тенденции многими экономистами-аналитиками были названы постепенным формированием нового «пост-Вашингтонского консенсуса», или «новой парадигмой» монетаристской теории.
«Новая парадигма» регулирующей деятельности Международного валютного фонда базируется на институциональном анализе, в котором институты— участники рынка и их поведение имеют не меньшее значение, чем функциональные связи. «Новая парадигма» монетаризма, как регулирующего инструментария МВФ, она выглядит следующим образом:
1) основные инструменты регулирования переносятся на кредитный сектор мирового финансового рынка;
2) спрос на кредиты не имеет значения, важно их предложение (отсюда снижение актуальности такого инструмента регулирования, как реальная процентная ставка);
3) реальной процентной ставкой является только процент по займам, причем спред между этим процентом и процентом по T-bills может колебаться в очень широком диапазоне;
4) банки играют центральную роль в предоставлении кредитов;
5) поскольку кредит величина многосоставная, то совокупные данные могут искажать реальное представление о нем. Например, избыток ликвидности одного банка не восполняет недостаток ликвидности другого;
6) необходима строгая регламентация регулирующих монетаристских мер через МВФ;
7) таргетирование денежной массы должно быть заменено таргетированием инфляции.
Тема 7. Россия в системе мирового финансового рынка
1. Российский валютный рынок
2. Россия на мировом кредитном рынке
3. Основные направления интеграции российского фондового рынка в мировой фондовый рынок