Экологический аудит способен стать одним из важнейших элементов системы управления качеством окружающей среды на предприятии1.
Экологический аудит — систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой от заказчика (инвестора) проекта, разработчика ОВОСили руководства действующего предприятия проверки его соответствия установленным критериям.
В процессе аудита дается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов с формулировкой рекомендаций по улучшению такой деятельности. Аудит проводится для получения достоверной информации, обосновывающей решения по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, улучшения экологической обстановки и совершенствования управления природопользованием.
В промышленно развитых странах экологический аудит играет существенную роль в оптимизации антропогенного воздействия на окружающую среду. Одной из основных целей экологического аудита является сертификация систем управления качеством окружающей среды, _______________________________________________________________
'Нормативная база: Директива ЕС 1836/93 — правила экологического управления и аудита; стандарт для системы экологического управления BS 7750 (Великобритания); ISO 1410 — основные указания по экологическому аудиту в составе основных положений, процедуры аудита систем экологического менеджмента и квалификационные критерии экологических аудиторов; стандарт ЕБРР — Протокол экологического аудита для промышленных предприятий общего типа, Стандартный формат аудиторского отчета, Рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасности.
которые создаются на каждом предприятии. Требования к системам управления качеством окружающей среды зафиксированы в международных стандартах серии ISO 14000 (руководящие указания по экологическому аудиту содержатся в стандартах ISO 14010, 14011, 14012).
В России, несмотря на то что стандарты серии ISO 14000 приняты Госстандартом, экологический аудит находится в стадии становления и до настоящего времени не имеет достаточного правового обеспечения, что, несомненно, сдерживает его развитие.
Кроме того, существует международная система стандартов эко-менеджмента и эко-аудита EMAS (Eco-Management and Audit Scheme)
Стандарт EMAS впервые был опубликован Европейский комиссией в 1993 году как предназначенный для стран Европейского Союза, Норвегии и Исландии.
Первоначально этот стандарт предназначался для предприятий промышленности. Позже – попытки применения в общественном секторе, а также в сельском и лесном хозяйстве. Стандарт EMAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO 14000.
Стандарт EMAS подразумевает:
1. Выработку экологической политики, с соблюдением природоохранных нормативов и стремлением к совершенствованию природоохранной деятельности;
2. Проведение начальной комплексной экологической проверки;
3. Разработку и утверждение экологической программы;
4. Создание системы экологического менеджмента;
5. Периодический аудит системы экологического менеджмента (проводится экспертами предприятия);
6. Независимую периодическую проверку системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности требованиям стандарта EMAS и ее эффективности (проводится уполномоченным экспертом или аудиторской фирмой);
ПризнакEMAS ISO 14001 Год введения 1993/1995 1996 М-б действия ЕС Весь мир Отрасли Любые (с 04. 2001 г.) Любые Предмет
исследования Предприятие Предприятие и его
организация
Обязательность Экологическая Экологическая
публикациидекларация политика
Основная цель экологического аудита — формирование достоверных представлений о воздействии предприятия на окружающую среду, способствующих снижению риска развития недопустимых последствий и укреплению положительного имиджа предприятия с точки зрения населения и властей. Важно также, что на основании аудиторской проверки может быть отделена экологическая ответственность действующего или планируемого производства от результатов воздействия других хозяйствующих субъектов (в том числе и в ретроспективе).
Экологическое аудирование проводится уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения соответствия деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности. В деятельность аудиторов входят также проведение консультаций и выдача рекомендаций.
Цели экологического аудита следующие:
• контроль достоверности выдаваемой предприятием экологи ческой информации;
• проверка соответствия объекта экологическим требованиям;
• оценка существующей системы управления окружающей средой и здоровья работников;
• оценка рисков от регулируемых и нерегулируемых воздействий на среду;
• экологическая оценка инновационных и инвестиционных проектов.
Мотивация проведения аудита многообразна. Это вопросы страхования, конкуренция на рынке экологически чистых товаров, приобретение земель и предприятий, получение необходимых разрешений, оценка качества экономико-экологических управленческих решений еще до возникновения потерь (предупреждение потери рынков сбыта). Целевой экологический аудит проводится по требованию администрации банков и страховых компаний, несущих расходы по кредитованию или страхованию от аварийного и постепенного загрязнения. Он может быть направлен на оценку:
• аварийности (идентификация предприятий — возможных источников аварий, изучение качественного и количественного воздействия возможной аварии на состояние окружающей среды, подготовка соответствующих рекомендаций);
• оборудования (инвентаризация природоохранного оборудования и его использования);
• экологического риска (изучение сценариев возможных аварий и их последствий, анализ предусмотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий аварии, порядок расчета ущерба, нанесенного деятельностью предприятия, детализация средств смягчения этого ущерба, оценка воздействия на среду остаточного загрязнения, система информирования надзорных организаций и граждан о возможной аварии;
• состояния окружающей среды (при слиянии или приобретении предприятий или недвижимости, включая приобретение участков под застройку).
В нашей стране практически не развит аудит экологической оценки результатов выполнения проектов. Этот вид аудита (послепроектный анализ1) экологических аспектов деятельности предприятия, проводимый, например, органами государственной власти, подразумевает систематический анализ эффективности системы ОВОС, в том числе анализ соответствия реального воздействия деятельности на окружающую среду спрогнозированному в ходе экологической оценки проекта.
Он позволяет скорректировать экологическую оценку и может внести существенный вклад в развитие и улучшение практики экологической экспертизы, обеспечивая обратную связь экологических оценок.
В результате такого аудита могут быть обнаружены существенные недостатки в проведенной ОВОС, а также выработаны рекомендации по их устранению при проведении экспертизы будущих проектов.
Кроме того, на основе новых данных могут быть пересмотрены представления о значимости воздействий, сформированные в процессе проведения ОВОС.
Известно, что в России строительство и ввод в действие экологически опасных объектов с нарушениями требований охраны окружающей среды, и в первую очередь без положительного заключения государственной экологической экспертизы, имеет значительное распространение. Учитывая,
что экологическая экспертиза проводится только в отношении намечаемой деятельности, даже при установлении нарушения законодательства в области
1 За рубежом такой вид аудита носит название EIA Auditing, называемый также аудитом воздействия (Impact Auditing) или пост-аудитом (Post-Auditing).
экологической экспертизы, проведение ее после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию невозможно. Для ликвидации этого пробела можно использовать процедуру экологического аудита, упомянутую в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».
Заключение по результатам проведенного аудита может передаваться федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в области проведения государственного экологического контроля.
Рассмотрев заключение, эти органы могут принять решение о возможности дальнейшей реализации объекта или о необходимости приостановления (прекращения) хозяйственной и иной деятельности.
Внедрение процедуры экологического аудита объектов, завершенных строительством или находящихся в стадии строительства без положительного заключения ГЭЭ, соответствует законодательству в области охраны окружающей среды и будет способствовать ее оздоровлению.