Проверка состояния стартера. Отсоединяют провода от стартера, снимают стартер с дизеля и очищают его от пыли и грязи.
Снимают защитный кожух или защитную ленту, закрывающую коллекторно-щеточный узел. Проверяют коллектор, щетки и щеточную арматуру. Щетки должны двигаться свободно, без заеданий. Измеряют динамометром усилие в момент отрыва пружины от щетки. Если усилие окажется меньше значений, приведенных в таблице 7, то следует заменить щетки или увеличить давление пружин путем их подгибания.
Если коллектор подгорел или замаслился, то его протирают чистым обтирочным материалом, смоченным в бензине. Если следы подгорания не смываются, то коллектор зачищают мелкой шкуркой, после чего внутреннюю полость стартера продувают сжатым воздухом.
Проверяют состояние шестерни привода и венца маховика. Если на их торцах имеются забоины, то их зачищают.
Таблица 7 — Параметры состояния стартеров
Тракторы
Стартер
Напряжение, В, не более
Потребляемый ток, А,
не более
Минимальное усилие отрыва пружины от щетки, Н
Зазор между шестерней привода и упором в момент включения контактов, мм
У стартеров с электромагнитными тяговыми реле снимают крышку реле с контактными болтами и осматривают рабочую поверхность контактных болтов и диска. При подгорании их зачищают мелкой шкуркой или напильником с мелкой насечкой, после чего продувают сжатым воздухом. В случае чрезмерного износа или сильного подгорания в местах соприкосновения с контактным диском контактные болты поворачивают на 180°, а диск переворачивают другой стороной. Убеждаются в свободной посадке контактного диска на шток якоря реле. Устанавливают снятые составные части на место и смазывают трущиеся соединения.
Проверка и регулировка привода стартера. Проверяют положение шестерни привода относительно упора на валу якоря в момент замыкания контактов тягового реле или включателя. Для этого соединяют 12-вольтовую (при проверке стартера СТ103А-01 — 24-вольтовую) лампочку одним проводом со свободным выводным зажимом (болтом) обмоток тягового реле или с зажимом включателя и другим проводом с плюсовой клеммой 12-вольтовой (при проверке стартера СТ103А-01 24-вольтовой) аккумуляторной батареи. Подсоединяют провод с наконечником к минусовой клемме батареи.
Закладывая между шестерней привода и упором поочередно прокладки толщиной, соответствующей максимальному и минимальному допустимым зазорам между указанными деталями (таблица 7), замыкают цепь, присоединив наконечник свободного конца провода, подключенного к минусовой клемме батареи, к неокрашенной части корпуса стартера. При проверке стартеров СТ103А-01, СТ353, СТ362, СТ212-А, СТ212-Б1, СТ212-Р1, СТ222 в момент замыкания цепи срабатывает тяговое реле; при проверке стартера СТ204 после замыкания цепи нажимают рукой на рычаг привода (включения) до отказа.
Если привод отрегулирован правильно, то при установке прокладки максимальной толщины контакты не должны замыкаться (лампочка не должна загораться), а при установке прокладки минимальной толщины контакты должны замыкаться (лампочка должна загораться). Замыкание контактов реле или включателя при зазоре, превышающем максимально допустимое значение, или незамыкание при минимальном допустимом зазоре указывает на необходимость регулировки стартера.
Привод регулируют следующими способами:
— у стартеров СТ103А-01, СТ353 — регулировочными винтами, ввернутыми в якорь тягового реле;
— у стартеров СТ204, СТ362 — регулировочным винтом, ввернутым в рычаг включения при отпущенных контргайках;
— у стартеров СТ212А, СТ212-Б1, СТ212-Р1 — перемещением ерьги рычага привода по тяге при отпущенном стопорном винте;
— у стартера СТ222 — поворотом эксцентриковой оси рычага привода при отпущенной контргайке.
По окончании регулирования стартер устанавливают на дизель и подключают к нему питание от аккумуляторной батареи.
Проверка стартера без снятия с трактора прибором КИ-1093. Проверяют ток, потребляемый стартером в режиме полного торможения дизеля. Для этого выключают включатель «массы». Подключают к клемме батареи шунт и переключают прибор КИ-1093 на измерение тока 1500 А и напряжения 30 В.
К выводу стартера подключают вольтметр прибора КИ-1093. Включают любую передачу и затормаживают трактор. Включают выключатель «массы». Включают стартер не более чем на 10 с и быстро отсчитывают ток, потребляемый стартером, и напряжение на его выводах. При отклонении стрелки амперметра на величину менее трех делений шкалы устанавливают переключатель в положение 300 А. Повторно измеряют ток и напряжение. Они не должны превышать значений, приведенных в таблице 7. Если они превышают эти значения, то по полученным показаниям прибора, используя таблицу 8, выявляют характер неисправности.
Проверка реле блокировки прибором КИ-1093. Выключают выключатель «массы», отсоединяют провода от вывода «=» реле и отгибают их так, чтобы они не касались других клемм и «массы» трактора. Подключают прибор: вывод реостата прибора подключается к выводу «В» реле-регулятора; выводы «масса» и «V» прибора подключаются к одному входу «=» реле блокировки, к другому входу реле блокировки подключен вывод «М» реле-регулятора. Вывод «масса» прибора соединяется с «массой» трактора.
Включают включатель «массы» трактора. Реостатом прибора плавно повышают напряжение до тех пор, пока не сработают контакты реле и не загорится контрольная лампа на щитке приборов трактора.
Напряжение срабатывания реле блокировки должно составлять 9...10 В. В противном случае проверяют и регулируют зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах. Зазор должен составлять 0,35...0,45 мм.
Если реле блокировки не срабатывает, то его необходимо отправить в ремонт.
Таблица 8 — Наиболее распространенные неисправности системы пуска и указания по их устранению
Показания прибора КИ-1093
Дополнительные
внешние
признаки
Диагноз
Устранение
неисправности
вольтметра
амперметра
Напряжение равно нулю
Ток равен нулю
Отсутствуют
Обрыв цепи питания стартера
Проверить цепь питания
Напряжение равно номинальному
Ток равен нулю
Отсутствие щелчка — не срабатывает тяговое реле
Обрыв цепи питания тягового реле
Проверить цепь питания тягового реле
Напряжение значительно меньше номинального. Стрелка прибора колеблется в такт включения тягового реле
Ток немного больше нуля. Стрелка прибора колеблется в такт включения тягового реле
Слышны часто повторяющиеся щелчки — недостаточный ток для срабатывания тягового реле
Большое переходное сопротивление в цепи питания стартера
Проверяют цепь питания стартера
Напряжение близко к номинальному. Стрелка прибора колеблется в такт включению тягового реле
Ток больше нуля. Стрелка прибора колеблется в такт
включению тягового реле
Слышны часто повторяющиеся щелчки тягового реле
Обрыв удерживающей обмотки тягового реле
Отправить в ремонт или
заменить
тяговое
реле
Напряжение близко к номинальному
Ток больше нуля
Отсутствие характерного щелчка — не срабатывает тяговое реле
Заедание якоря реле во втулке электромагнита
Тяговое реле
отправить в ремонт
Напряжение близко к номинальному
Ток больше нуля
Слышно срабатывание тягового реле, но стартер не включается
Подгорели контактные болты и диск. Контактный диск не достает до болтов
Тяговое реле
отправить в ремонт
Напряжение
меньше
номинального
Ток значительно меньше номинального
Стартер включается. Слышно вращение якоря
Пробуксовка муфты привода
Заменить
муфту
привода
Напряжение
больше
тормозного
Ток меньше
номинального тормозного
Стартер включается четко. Не слышно никаких посторонних звуков
Большое переходное сопротивление во внутренней цепи
Стартер отправить в ремонт
Напряжение
меньше тормозного
Ток больше
номинального тормозного
То же
Короткое замыкание в стартере
То же
Контрольные вопросы
1. Перечислите параметры технического состояния электрооборудования.
2. Какие диагностические средства используют при оценке технического состояния электрооборудования?
3. Как производится проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторах?
4. Расскажите о порядке проверки регулятора напряжения, реле защиты, генератора и выпрямителя прибором КИ-1093.
5. Как проверяется техническое состояние стартера?
Лицензирование
Лицензирование является важным инструментом в регулировании природопользования. Под лицензированием понимают мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий.
Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия — совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирование упорядочивает процесс эксплуатации ресурсов, регламентируя экологические требования к их использованию и охране, и ставит использование ресурсов под государственный контроль. Необходимость лицензирования заключается в том, чтобы осуществлять регулирование тех видов деятельности, реализация которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и, таким образом, повлечь за собой нанесение ущерба окружающей природной среде, рациональному природопользованию и ухудшить условия жизнедеятельности человека.
Осуществление деятельности, связанной с промышленным производством, использованием ресурсов и обращением отходов производства и потребления, в соответствии с лицензией должно отвечать строго обозначенным нормам и правилам. Именно поэтому процесс лицензирования следует отнести к одному из механизмов экологического нормирования, выполняющему две важнейшие функции: превентивную (посредством установления в лицензии норм использования природных ресурсов, пределов химических, физических и биологических воздействий, других экологически значимых условий осуществления деятельности на основе данных о масштабах и видах деятельности) и контрольную, осуществляемую государственным уполномоченным органом.
Лицензирование в области охраны окружающей среды в настоящее время сводится к природопользованию и представлено специальными лицензиями на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также разрешениями на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов. Кроме того, федеральная лицензия требуется на деятельность, связанную с утилизацией, складированием, перемещением, захоронением, уничтожением промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных). Лицензирование некоторых видов деятельности по эксплуатации природных ресурсов передано в ведение субъектов Российской Федерации. В соответствии с экологическим законодательством применяют различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями используют также разрешения (на выбросы, сбросы и захоронение отходов), лесорубочные билеты, порубочные билеты и т.д. Все они охватываются понятием «лицензирование».
Лицензия и договор на пользование водным объектом.В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации поверхностные воды (воды, находящиеся в поверхностных водных объектах) и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматривают как единый водный объект. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Права пользования водными объектами, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора на пользование водным объектом. Права пользования водными объектами возникают с момента государственной регистрации договора на пользование водным объектом.
Лицензия на водопользование выдается специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда. Порядок выдачи лицензии на водопользование определен постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».
Получение лицензии на водопользование не требуется при осуществлении:
• общего водопользования;
• использования водных объектов для плавания на маломерных судах;
• разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
• водопользования для пожарных нужд;
• забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением- бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для цент- рализованного питьевого водоснабжения;
• пользования обособленными водными объектами.
Для получения лицензии на водопользование заявитель представляет в орган лицензирования наряду с общепринятыми документами, характеризующими предприятие, специальные документы:
1) документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования (свидетельство о праве собственности на землю, схема земельного участка, договор аренды);
2) генеральный план предприятия с указанием границ землеотвода, водных объектов, створов забора/сброса, точек лабораторного контроля воды, водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон санитарной охраны, характеристики водного объекта (качество воды в створе водозабора, гидрологические особенности, краткое описание водозабора и прочие сведения о гидротехнических и природоохранных сооружениях, лимитах и режимах водопользования);
3) состав мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
После выдачи лицензии на водопользование обязательным является заключение договора пользования водным объектом. Договором пользования водным объектом является соглашение органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. Договор пользования водным объектом может быть заключен в следующих видах:
• на долгосрочное пользование водным объектом;
• краткосрочное пользование водным объектом;
• установление частного водного сервитута.
Вид договора водопользования определяется целями использования, ресурсным потенциалом и экологическим состоянием водных объектов.
Право пользования водным объектом появляется только при наличии обоих документов: лицензии на водопользование и договора на пользование водным объектом с момента его государственной регистрации специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Лицензия на пользование недрами.Недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им определенных условий.
Лицензия включает бланк установленной формы, а также текстовые и графические приложения, определяющие основные условия пользования недрами: сроки и цели пользования участком недр, а также его границы.
Основной задачей государственного лицензирования является обеспечение рационального использования и охраны недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также социально-экономических и экологических интересов населения.
Лицензии на право пользования недрами предоставляются совместно Федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением и специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Лицензия должна содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию;
2)данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4)срок действия лицензии и срок начала работ;
5) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
6) согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;
7)соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
8) условия выполнения установленных законодательством Российской Федерации и стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
9) условия продления срока действия лицензии;
10) объемы и виды сбрасываемых в недра отходов производства и промышленных сточных вод.
Получение лицензий не требуется на право ведения региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр.