Истоки формирования российской дипломатической службы восходят к периоду Древней Руси и последующему периоду, когда создавалась и укреплялась российская государственность. Еще в IX—XIII вв. Древняя Русь на этапе создания своей государственности являлась активным субъектом международных отношений. Она оказывала заметное воздействие на формирование политической карты Восточной Европы тех лет от Карпат до Урала, от Черного моря до Ладожского озера и Балтийского моря.
Одной из первых документально известных нам вех создания древнерусской дипломатии стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь. Его целью было установить прямые контакты с Византией. Уже в следующем, 839 г. при дворе французского короля Людовика Благочестивого побывало совместное посольство Византийской империи и Древней Руси. Первый в истории нашей страны договор «О мире и любви» был заключен между Русью и Византийской империей в 860 г., и, по существу, его подписание можно рассматривать в качестве документально зафиксированного акта международного юридического признания Руси как субъекта международных отношений. К IX—X вв. относится и зарождение древнерусской посольской службы, а также начало формирования иерархии дипломатов.
О том внимании, которое уделялось на Руси контактам с иностранными государствами уже в глубокой древности, можно судить по напутствиям, которые великий князь Владимир Мономах давал своим детям. Он, в частности, говорил им: «Особо уважайте иностранцев, какого бы звания, какого бы ранга они ни были. Если вы не в состоянии осыпать их подарками, то, по крайней мере, расточайте им знаки вашего благорасположения, потому что от того, как с ними обходятся в стране, зависит то хорошее или плохое, что они говорят, возвратившись в свою».
Со второй половины XI в. и вплоть до монголо-татарского нашествия Русь была погружена в болезненный и истощавший ее ресурсы процесс междоусобных войн. Некогда единое государство оказалось раздробленным на княжеские уделы, являвшиеся самостоятельными, по сути, лишь наполовину. Политический раскол страны не мог не разрушить и ее единой внешней политики, он ликвидировал и все то, что было заложено в предшествовавший период в области формирования русской дипломатической службы. Однако и в тот тяжелейший для России период в ее истории можно найти яркие примеры дипломатического искусства. Так, князь Александр Невский, прославившийся своими победами на Неве над войском шведов в 1240 г. и в Ледовом побоище над немецкими рыцарями-крестоносцами в 1242 г., проявил себя не только полководцем, но и мудрым дипломатом. В то время Русь держала оборону и на Востоке и на Западе. Монголы во главе с ханом Батыем разорили страну. Захватчики с Запада пытались подчинить себе то, что уцелело после нашествия Орды. Александр Невский вел сложнейшую дипломатическую игру, искусно лавируя, добивался прощения восставших князей, освобожденния пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для поддержки ордынцев во время их походов. Он неоднократно сам ездил в Золотую Орду, чтобы не допустить повторения разорительного нашествия хана Батыя. Недаром в дореволюционной России святой Александр Невский считался небесным покровителем русской дипломатической службы, а в начале 2009 г. всенародным голосованием именно он был назван россиянами самым выдающимся историческим деятелем России.
Из исторических источников известно, что свою деятельность Александр Невский строил на трех принципах, удивительным образом совпадающих с принципами современного международного права. До нас дошли три его фразы: «Не в силе Бог, а в правде», «Жить, не переступая в чужие части» и «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет». В них легко угадываются ключевые принципы современного международного права: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств, неприкосновенность территориальной целостности государств и нерушимость границ, право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии.
Своей самой главной задачей Александр Невский всегда считал обеспечение для Руси мира. Поэтому огромное значение он придавал развитию взаимовыгодных торговых и духовнокультурных связей со всеми странами Европы и Азии. Он заключил первое в русской истории специальное соглашение с представителями Ганзы (средневековый прообраз Европейского экономического сообщества). При нем фактически было положено начало дипломатическим контактам между Русью и Китаем. Во времена Александра Невского Русь начала использовать выгоды своего географического положения, своего рода связующего звена между Европой и Азией, за что князя нередко называют «первым евразийцем». Благодаря поддержке Александра Невского в 1261 г. в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви.
В XV в. в результате ослабления, а затем и окончательного свержения монголо-татарского ига и создания централизованного русского государства со столицей в Москве начала постепенно складываться единодержавная российская дипломатия. К концу XV в., уже при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось уделить им особое внимание. Взойдя на княжеский престол, Иван III в 1470 г. сделал выбор в пользу «исправления жизни» (слово «реформа» появилось в Руси гораздо позже). Начав шаг за шагом свертывать княжескую федерацию и ликвидировать Новгородскую вечевую республику, он пошел по пути формирования системы власти, получившей позже название «государева служба». Заботясь о международном статусе создававшегося им сильного единого государства, Иван III отошел от традиции общения главным образом с соседней Литвой и, по сути, первый «прорубил окно в Европу». Он взял в жены племянницу последнего византийского императора Зою Палеолог (на Руси после принятия православия она получила имя Софья), являвшуюся воспитанницей папы римского. Этому браку предшествовало интенсивное дипломатическое общение с католическим Римом, позволившее Ивану III вывести Русь из политической и культурной изоляции и начать общаться с Западом, где Рим был наиболее влиятельной политической силой. В свите Софьи Палеолог, а затем и самостоятельно в Москву приехало немало итальянцев, в том числе архитекторов и оружейников, оставивших заметный след в культуре России.
Иван III был хорошим дипломатом. Он оказался достаточно прозорлив и, разгадав замысел Рима, не поддался на попытки папского престола стравить Русь с Оттоманской империей. Отклонил Иван III и хитрые подходы германского императора Фридриха III, предложившего русскому великому князю титул короля. Поняв, что согласие принять этот титул от императора ставило бы его в подчиненное положение, Иван III твердо заявил, что готов говорить с остальными государствами только на
равных. На государственной печати Ивана III впервые на Руси появился двуглавый орел — символ царской власти, что подчеркивало преемственную связь Руси и Византии. Внес Иван III существенные изменения и в порядок приема иностранных послов, начав первым из русских монархов общаться с ними лично, а не через Боярскую думу, на которую возлагались функции приема иностранных дипломатов, ведения переговоров, составления документов по посольским делам.
Во второй половине XV — начале XVI в. по мере объединения русских земель в централизованное Русское государство его международный авторитет неуклонно возрастал, а международные контакты расширялись. Поначалу в качестве послов Русь использовала преимущественно иностранцев, состоявших на московской службе, но при великом князе Василии III иностранцев заменили русские. Назрела потребность в создании специального ведомства, которое целенаправленно занималось бы внешними делами государства. В 1549 г. царь Иван Грозный создал Посольский приказ — первое в России центральное правительственное учреждение, ведавшее иностранными делами. Причем поскольку первое упоминание Посольского приказа датируется 10 февраля, то именно этот день, но уже в 2002 г., был выбран в качестве даты профессионального праздника российской дипломатии — Дня дипломатического работника. Возглавил Посольский приказ один из наиболее образованных людей того времени подьячий Иван Михайлович Висковатый, ставший думным дьяком и взявший в свои руки посольское дело. После того как в 1570 г. из-за внутренних распрей И. М. Висковатый был обвинен в том, что он «турецкий, польский и крымский шпион», а затем по указу Ивана Грозного публично казнен, Посольский приказ возглавили братья Щелкаловы, сначала Андрей, а затем Василий.
Во главе Посольского приказа стояли посольские или думские дьяки и бояре, а со второй половины XVII в. они стали именоваться начальниками. Одним из наиболее известных начальников Посольского приказа был выдающийся русский дипломат того времени Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, добившийся заметной активизации внешней политики России. Службу в Посольском приказе несли дьяки и их помощники — подьячие, располагавшиеся по карьерной лестнице от «молодых», затем «средних» и, наконец, «старых». «Старые» подьячие, как правило, возглавляли появившиеся в Приказе территориальные отделы, называвшиеся повытьями. Три повытья занимались отношениями со странами Европы и два — с государствами Азии. Дьяки принимали привезенные иностранными послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приемах у иностранных дипломатов, проверяли проекты ответных грамот, составляли наказы послам и приставам, направлявшимся для встречи иностранных послов. Они же возглавляли российские посольства, выезжавшие за рубеж.
Официальные дипломатические представительства иностранных государств появились в России раньше, чем русские за границей. С конца XV в. и особенно в XVI—XVII вв. в Москву приезжало много иностранных дипломатов, что привело к выработке Посольским приказом особого церемониала общения с зарубежными послами, который получил название «посольский обряд».
До последней трети XVII в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств в других государствах. Отношения с ними поддерживались через специально назначавшихся для каждого случая лиц. Первые русские постоянные дипломатические миссии за рубежом были учреждены в 1643 г. в Швеции и в 1673 г. в Речи Посполитой (Польше). В 1699 г. Россия открыла постоянную дипломатическую миссию в Гааге. По мере роста заинтересованности России в контактах с западными державами и стремления последних к развитию отношений с Россией шел процесс расширения их взаимных связей, что привело к постепенной замене временных российских представительств за границей на постоянные.
Параллельно в тот период в Посольском приказе начала складываться система рангирования дипломатов, т. е. присвоения им определенного дипломатического ранга. В частности, русские дипломатические представители делились в те годы на три категории: великие послы — аналог чрезвычайного и полномочного посла; легкие послы — аналог чрезвычайного и полномочного посланника; посланники — аналог полномочного посланника. Причем категория дипломатического представителя определялась значением того государства, в которое направлялось русское посольство, а также важностью возлагавшейся на него миссии. Великие послы направлялись, как правило, только в Польшу и Швецию. В отдаленные страны было принято назначать посланников. Кроме того, на дипломатической службе находились лица, имевшие ранги посланный (посланник с одноразовым поручением), а также посланец (скорый курьер) и гонец (курьер с чрезвычайным поручением). В функции последних входила лишь доставка грамот, вступать в какие-либо дипломатические переговоры им не разрешалось.
Высокое место в Посольском приказе занимал отдел переводов. Работавшие в нем толмачи осуществляли устные переводы, а письменные переводы выполняли переводчики. Сотрудников отдела переводов чаще всего набирали из числа иностранцев, поступивших на русскую службу, или из побывавших в иностранном плену русских. Сохранились сведения о том, что в конце XYII в. работавшие в отделе переводов 15 переводчиков и 50 толмачей осуществляли переводы с таких языков, как латынь, итальянский, польский, волошский, английский, немецкий, шведский, голландский, греческий, татарский, персидский, арабский, турецкий и грузинский.
В целях изучения иностранных языков и приобретения навыков дипломатического этикета, а также общения с иностранцами Российское государство в те годы практиковало направление за границу на обучение выходцев из боярских семей. По возвращении в Москву они, как правило, приходили на работу в Посольский приказ. Примечательно, что форма и стиль одежды российских дипломатов и дипломатических служащих того времени соответствовали принятым тогда в Европе стандартам.
В практической работе Посольского приказа использовался широкий перечень дипломатических документов, многие из которых готовятся Министерством иностранных дел РФ и в наши дни. В частности, Посольский приказ выписывал «верющие» (верительные) грамоты — документы, удостоверявшие представительный характер дипломатов и аккредитовавшие их в этом качестве в иностранном государстве. Изготовлялись опасные грамоты, назначением которых было обеспечить свободный въезд и выезд из страны посольства, отправлявшегося за рубеж. Использовались ответные грамоты — документы, вручавшиеся иностранным послам при их отбытии из страны пребывания. В качестве инструмента для осуществления руководства деятельностью посольств Посольский приказ применял такой документ, как наказ. В нем постатейно разъяснялись статус, цели и задачи посольства, определялся характер информации, которую следовало собрать, давались возможные варианты ответов на вопросы, которые могли возникнуть, а также содержались проекты речей, с которыми главе посольства следовало выступать. Итоги работы посольства подводились путем написания посольского отчета, содержавшего так называемые статейные списки, в которых всесторонне анализировалась ситуация и сообщались результаты проделанной посольством работы по каждой из статей наказа.
Особое место в российской дипломатии всегда принадлежало архивному делу. С начала XVI в. в Посольском приказе укоренилась практика ведения регулярной систематизации всех дипломатических документов. Наиболее распространенной формой фиксирования и хранения дипломатической информации долгое время было ведение столбцов и составление посольских книг. Столбцы — это скрепленные подписью должностного лица и подклеенные одна к другой по вертикали полосы бумаги, содержавшие дипломатические документы. Посольские книги — это переписанные от руки в специальные тетради близкие по темам посольские документы. По сути это были досье по конкретным вопросам. При этом все документы строго систематизировались по годам, странам и регионам. Хранили их в специальных обитых бархатом, окованных металлом дубовых ящиках, осиновых коробах или холщовых мешках. Таким образом, в Посольском приказе существовала хорошо продуманная, отлаженная и достаточно эффективная система хранения, учета и классификации всей дипломатической информации, позволявшая не только сохранять, но и использовать имевшиеся документы по мере необходимости.
Качественно новый этап в развитии российской дипломатической службы связан с эпохой императора Петра I. Только с его приходом к власти и проведением им коренных преобразований во всей системе государственного управления в России утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотношений между суверенными государствами, основанной на взаимном обмене постоянными дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего правителя. Петр I радикально реформировал всю государственную власть в стране, подчинил Церковь государственному Синоду, преобразовал государеву службу. Естественно, он подверг основательной перестройке и Дипломатическую службу России, переведя ее на принципы господствовавшей в то время в Европе концепции дипломатической системы. Все это позволило Петру I включить Россию в общеевропейскую систему дипломатических связей, превратить наше государство в активный и весьма важный фактор европейского равновесия.
В основе радикальных реформ, осуществленных Петром I, лежали следующие нововведения:
1) громоздкий административно-государственный аппарат был заменен более компактной и эффективной администрацией;
2) Боярскую думу заменил административный Сенат;
3) был упразднен сословный принцип формирования центральной власти, начал действовать принцип профессиональной пригодности. В практику была введена «Табель о рангах», которая определяла статус и карьерное продвижение государственных чиновников;
4) осуществлен переход на европейскую систему рангирова- ния дипломатических служащих, появились полномочные и чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, министры, резиденты, агенты;
5) введена практика обязательного взаимного информирования русскими представительствами за рубежом о важнейших военных и политических событиях, переговорах и соглашениях.
При Петре I были осуществлены и другие важные преобразования. В частности, вскоре после вступления России в Северную войну Посольский приказ был преобразован в особую дипломатическую канцелярию — Посольскую походную канцелярию. Главное новшество заключалось в том, что в условиях военного похода император брал на себя ведение всех внешнеполитических дел государства.
В 1717 г. Посольская походная канцелярия была преобразована в Коллегию иностранных дел. Однако сам процесс реорганизации занял несколько лет, и поэтому окончательное организационное оформление Коллегии иностранных дел России произошло только в феврале 1720 г. В основу этого оформления был положен документ — «Определение Коллегии иностранных дел», а в апреле того же года для Коллегии была утверждена специальная «Инструкция». Подписание этих двух документов и завершило процесс организации Коллегии иностранных дел.
«Определение Коллегии иностранных дел» (т. е. положение) являлось основополагающим документом, на базе которого строилась вся работа Коллегии. В нем регламентировались вопросы, связанные с подбором кадров на дипломатическую службу, определялась структура внешнеполитического ведомства, уточнялись функции и компетенция работавших в Коллегии должностных лиц.
Члены Коллегии назначались Сенатом. В центральном аппарате Коллегии помимо обслуживающего персонала работали 142 человека. В то же время за рубежом трудились 78 человек, которые занимали должности послов, министров, агентов, консулов, секретарей, копиистов, переводчиков, учеников. Были среди них также священники. Чины служителям Коллегии присваивались Сенатом. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.
Коллегия иностранных дел России состояла из двух основных подразделений: Присутствия и Канцелярии. Высшим органом было Присутствие, именно им принимались окончательные решения по всем важнейшим вопросам. Оно состояло из восьми членов Коллегии во главе с президентом и его заместителем и собиралось на свои заседания не менее четырех раз в неделю. Что касается Канцелярии, то она являлась исполнительным органом и состояла из двух отделений, называвшихся экспедициями: секретной экспедиции, которая непосредственно занималась вопросами внешней политики, и публичной экспедиции, ведавшей административно-финансовыми, хозяйственными и почтовыми делами. При этом секретная экспедиция, в свою очередь, подразделялась на четыре более мелкие экспедиции. Первая из них заведовала приемом и отзывом иностранных дипломатов, приезжавших в Россию, отправкой российских дипломатов за границу, ведением дипломатической переписки, делопроизводством, составлением протоколов. В ведении второй экспедиции находились все дела и материалы на западных языках, третьей — на польском, а четвертой (или «ориентальной») — на восточных языках. Во главе каждой экспедиции стоял секретарь.
Президентами Коллегии иностранных дел в разные годы являлись выдающиеся русские дипломаты. Первым президентом Коллегии стал граф Гавриил Иванович Головкин, в дальнейшем на этом посту его сменили князь Алексей Михайлович Черкасский, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, граф Михаил Илларионович Воронцов, князь Александр Андреевич Безбородко и целая плеяда других выдающихся дипломатов России.
По мере расширения международных связей России происходило и дальнейшее совершенствование деятельности Коллегии иностранных дел, ее центрального аппарата, учреждались новые постоянные российские дипломатические и консульские представительства за рубежом. Так, в годы царствования императора Петра I Россия открыла свои дипломатические миссии в Австрии, Англии, Голландии, Испании, Дании, Гамбурге, Турции, Франции и Швеции. Затем были учреждены российские консульства в Бордо (Франция), Кадисе (Испания), Венеции (Италия), Вроцлаве (Польша). Направлены дипломатические агенты и аудиторы в Амстердам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск, Польша), Брауншвейг (Германия). Специальный представитель был назначен при калмыцких ханах. Временные миссии были направлены в Бухару и Китай, причем в Китае была учреждена специальная Русская духовная миссия, история которой такова. Узнав о существовании в Пекине православной общины, которую основали захваченные еще в 1685 г. в китайский плен русские казаки из Албазинского острога в Сибири, Петр I в интересах укрепления влияния России и развития связей с Китаем посчитал необходимым иметь в Пекине российское представительство. После долгих переговоров император династии Цинь, несмотря на свою изоляционистскую политику «закрытых дверей», все-таки дал согласие, и в 1715 г. в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она стала самой ранней из всех зарубежных миссий Русской православной церкви и до 1864 г. фактически служила неофициальным дипломатическим представительством России в Китае. При этом данная миссия имела двойное подчинение — Святейшему синоду и Коллегии иностранных дел.
При Петре I значительно повысились требования к лицам, поступавшим на дипломатическую службу России. В частности, при приеме на службу в Коллегию иностранных дел претенденты должны были сдать, как сейчас говорят, специальный квалификационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго, в связи с чем можно с уверенностью утверждать, что при Петре I дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука, требующая особых знаний, профессиональных навыков, умений. Как и прежде, подбор дипломатических кадров осуществлялся за счет выходцев из дворянских семей, однако при Петре I гораздо большее внимание стало уделяться поиску наиболее способных и талантливых молодых людей, которых нередко направляли за границу в целях приобретения там навыков, необходимых для последующего зачисления на дипломатическую службу. Дипломатическая служба впервые приобрела профессиональный характер, чиновники Коллегии иностранных дел все свое время посвящали службе и получали за это жалованье. В то же время среди дипломатов тех лет было немало иностранцев, так как российская дипломатическая служба нуждалась в профессиональных кадрах, в частности в людях, свободно владевших иностранными языками.
В 1726 г. императрица Екатерина I, придя к власти, учредила Тайный совет, состоявший из преданных ей людей. Главы иностранной и военной коллегий вошли в его состав. Тайный совет стал играть определяющую роль в выработке и проведении внешнеполитического курса России. При этом сфера деятельности Коллегии иностранных дел оказалась сужена, и, по сути, она превратилась в исполнительную канцелярию при Тайном совете. Этот процесс явился отражением присущего тому времени стремления не только российской императрицы, но и многих монархов, в том числе европейских, к усилению своей личной власти.
Некоторые преобразования в дипломатическом ведомстве были осуществлены в годы царствования императрицы Екатерины II. Стремясь к укреплению своего абсолютизма, она ликвидировала ряд коллегий. Тем не менее, проявляя особенно ревностное отношение к сфере международной политики, Екатерина II стремилась всячески поднять авторитет Коллегии иностранных дел России до европейского уровня. В 1779 г. императрица издала указ, определявший штат Коллегии. Одновременно со штатом центрального аппарата был утвержден и штат российских дипломатических представительств за рубежом. Как Правило, он был небольшим и состоял из двух-трех человек: главы представительства и его секретарей. Были увеличены суммы средств, выделявшихся на содержание Коллегии, повышены оклады ее президента и вице-президента.
По указу Екатерины II была введена градация российских Дипломатических представительств. В частности, звание посла было присвоено лишь русскому дипломатическому представителю в Варшаве. Большинство же глав других русских дипломатических представительств за границей именовались тогда министрами второго ранга. Некоторые представители назывались Министрами-резидентами. Министры второго ранга и минист- Рььрезиденты осуществляли представительские и политические Функции. К министрам были приравнены также генеральные 3* консулы, следившие за соблюдением интересов российских купцов и за развитием торговых отношений. Послами, министрами и генеральными консулами назначались специально подготовленные люди — представители правящего сословия, получившие необходимые знания в области внешних сношений и имевшие должные профессиональные навыки.
Конец XVIII — начало XIX в. характеризовались распространением в Европе новой, так называемой наполеоновской, модели государственного администрирования. Для нее были характерны черты военной организации, предполагавшей высокую степень централизации, единоначалие, жесткую дисциплину, высокую степень личной ответственности. Наполеоновские реформы оказали влияние и на Россию. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия. Административная реформа выразилась в переходе от системы коллегий к системе министерств. 8 сентября 1802 г. император Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Все коллегии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были закреплены за отдельными министрами, а при них были учреждены соответствующие канцелярии, представлявшие собой по сути аппараты министров. Таким образом, Министерство иностранных дел России как таковое было образовано в 1802 г. Первым министром иностранных дел Российской империи стал граф Александр Романович Воронцов (1741—1805).
При Александре I был укреплен кадровый состав дипломатической службы России; направлены российские послы в Вену и Стокгольм, назначены посланники в Берлин, Лондон, Копенгаген, Мюнхен, Лиссабон, Неаполь, Турин и Константинополь; поднят уровень дипломатических представителей до поверенных в делах в Дрездене и Гамбурге, до генеральных консулов в Данциге и Венеции.
Административную реформу того времени завершил разработанный в 1811 г. документ «Общее учреждение министерств». В соответствии с ним единоначалие окончательно закреплялось в качестве основного организационного принципа деятельности министерства. Кроме того, устанавливалось единообразие организационной структуры, делопроизводства и отчетности министерства; учреждалась строгая подчиненность всех подразделений министерства по вертикали; назначение министра и его заместителя производилось самим монархом. Министроминостранных дел в то время (1808—1814) был граф Николай Петрович Румянцев (1754—1826).
Понятно, что при такой системе администрирования роль Коллегии иностранных дел объективно стала снижаться. В 1832 г. по именному указу императора Николая I «Об образовании Министерства иностранных дел» Коллегия, была официально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства Российской империи. Согласно этому указу все поступающие на службу в систему Министерства иностранных дел сотрудники зачислялись только по высочайшему указу императора. Они в обязательном порядке давали подписку о неразглашении тайн иностранных дел и о соблюдении требования «не ходить на дворы к чужестранным министрам и никакого с ними обхождения и компании не иметь». Дипломату, нарушившему установленный порядок, грозило не только отстранение от дел, но и «взыскание по всей строгости закона».
Во второй половине XIX в. преобразования в системе высших и центральных органов власти в России были продолжены. Естественно, нововведения не могли обойти стороной и Министерство иностранных дел, которое с 1856 по 1882 г. возглавлял один из наиболее выдающихся русских дипломатов и государственных деятелей того времени светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798—1883). В процессе реформы он добился освобожденния Министерства от ряда несвойственных для него функций, среди них цензура политических публикаций, управление окраинами Российской империи, ведение церемониальных дел. Под руководством А. М. Горчакова, ставшего вскоре также канцлером и одновременно с Министерством иностранных дел возглавившего правительство страны, роль России в международных делах возросла, она стремилась развивать широкие международные связи в политической и экономической сферах, набирала все больший международный политический вес.
Решение внешнеполитических задач, поставленных канцлером А. М. Горчаковым, потребовало значительного расширения сети российских дипломатических представительств за рубежом. К началу 90-х гг. XIX в. за границей функционировало Уже 6 посольств, 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице-консульств Российской империи. При А- М. Горчакове главные задачи, стоявшие перед внешнеполитическим ведомством России и его структурами, определялись следующим образом:
— поддержание политических сношений с иностранными государствами;
— покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам;
— ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей;
— содействие удовлетворению законных требований иностранцев по их делам в России;
— издание «Ежегодника Министерства иностранных дел», в котором публиковались важнейшие документы текущей политики, такие как конвенции, ноты, протоколы и др.
При А. М. Горчакове были произведены и другие важные преобразования в российской дипломатической службе. В частности, Россия окончательно отказалась от назначения на посты в свои дипломатические представительства за рубежом иностранцев. Вся дипломатическая переписка была переведена исключительно на русский язык. Значительно повысились критерии отбора лиц, поступавших на дипломатическую службу. Так, с 1859 г. в России введено требование о наличии у всех принимаемых на работу в Министерство иностранных дел диплома о высшем гуманитарном образовании, а также знания двух иностранных языков. Кроме того, претендент на дипломатическую службу должен был продемонстрировать широкие познания в области истории, географии, политэкономии, международного права. При Министерстве была образована специальная Ориентальная школа, в которой готовили специалистов по восточным языкам, а также по редким европейским языкам.
Очередная реформа системы Министерства иностранных дел была подготовлена в 1910 г. бывшим тогда министром иностранных дел Александром Петровичем Извольским (1856—1919). Согласно ей предусматривались комплексная модернизация всего аппарата Министерства и создание в нем единого политического отдела, бюро печати, правового отдела и информационной службы. Вводилась система обязательной ротации чиновников центрального аппарата, зарубежных дипломатических и консульских учреждений; предусматривалось выравнивание условий прохождения службы и оплаты труда дипломатов, служивших в центральном аппарате Министерства и в его представительствах за рубежом. В практику вошла систематическая рассылка копий наиболее важных дипломатических документов во все загранпредставительства России, что позволяло их руководителям быть в курсе происходивших внешнеполитических событий и предпринимаемых российской дипломатической I службой усилий. Министерство начало активно работать с I прессой, используя ее для создания благоприятного общественного мнения о России и о деятельности ее дипломатической I службы. Министерство стало главным источником внешнеполитической информации для большинства российских газет: I Бюро печати Министерства проводило регулярные встречи с представителями крупнейших газет империи.
Серьезным нововведением А. П. Извольского стал специальный усложненный конкурсный экзамен для желающих постудить на дипломатическую службу. Проводило квалификационный экзамен специальное «совещание», в состав которого входили все директора департаментов и начальники отделов Министерства; вопрос о приеме кандидата на дипломатическую службу решался коллегиально.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война коренным образом изменила характер деятельности Министерства иностранных дел. В условиях вступления России в войну главной задачей Министерства стало обеспечение внешнеполитической обстановки, благоприятной для успешного ведения боевых действий русскими войсками, а также работа над подготовкой условий будущего мирного договора. При Ставке Верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцелярия, в функции которой входило регулярное информирование императора Николая II по всем важнейшим вопросам внешней политики и поддержание постоянной связи между монархом и министром иностранных дел. В условиях войны Министерство иностранных дел, которое в те годы возглавлял Сергей Дмитриевич Сазонов (1860—1927), оказалось в ситуации, когда ему пришлось непосредственно участвовать в принятии не только внешнеполитических, но и внутриполитических решений.
Начало войны совпало с проведением в Министерстве иностранных дел очередной реформы центрального аппарата, в основу которой был положен изданный в июне 1914 г. императором Николаем II закон «Об учреждении Министерства Иностранных дел». Согласно этому закону Министерству иностранных дел в новых условиях надлежало особое внимание в своей деятельности уделить решению следующих задач:
1) защита русских экономических интересов за рубежом;
2) развитие торгово-промышленных сношений России;
3) укрепление русского влияния на почве церковных интересов;
4) всестороннее наблюдение за явлениями политической и общественной жизни в иностранных государствах.
В соответствии с определенными названным законом задачами менялась и структура Министерства иностранных дел. В частности, центральный аппарат Министерства был поделен на два самостоятельных подразделения, во главе каждого из которых стоял товарищ (заместитель) министра. Первым подразделением был Политический отдел, в функции которого входила координация действий при выработке, принятии и реализации внешнеполитических решений. В 1915 г. было создано и второе подразделение — Осведомительный (информационный) отдел, который годом позже был преобразован в Отдел печати и осведомления. В условиях войны возникла также потребность создать несколько дополнительных подразделений Министерства, которые занялись бы проблемами военнопленных, наведением справок о российских подданных, оказавшихся за границей, в том числе в неприятельских странах, осуществлением денежных переводов тем, кто оказался на чужбине.
Эти и другие новации в дипломатической службе России были направлены на то, чтобы реорганизовать центральный аппарат Министерства иностранных дел, лучше приспособив его к требованиям времени. Следует признать, что в результате проведенных реформ удалось повысить гибкость и оперативность работы МИД России, закрепить приоритет политических отделов, четко разграничить полномочия отдельных подразделений, свести к минимуму параллелизм в их работе, повысить эффективность дипломатической службы и российской дипломатии в целом.
Лекция 3. Статические и динамические характеристики САУ. Уравнения динамики САУ в векторно-матричной форме
Различают два основных режима САУ:
· установивший (статический) режим работы, при котором составляющие вектора состояния системы не зависят от времени их измерения;
· динамический режим работы САУ, при котором составляющие вектора состояния системы являются некоторыми функциями времени.
Одним из основных требований, предъявляемых к САУ, является обеспечение необходимой точности работы во всех режимах ее работы. В установившемся режиме работы САУ ее точностные характеристики могут быть определены по статической характеристике системы.
Статической характеристикой элемента (САУ) называется график, изображающий функцию:
,
где – установившееся значение выходной координаты элемента (САУ),
– входная величина.
Статическая характеристика называется аналитической, если функция непрерывна и имеет во всех точках непрерывные производные.
Статическая характеристика называется неаналитической, если ее выходная величина или ее производные имеют разрывы непрерывности.
Рис. 1. Типы статических характеристик САУ
На рис. 1 приведены линейная (а), нелинейная (б) и существенно нелинейная (в) статические характеристики САУ.
Статическим (безинерционным) называется элемент, у которого при постоянном входном сигнале устанавливается с течением времени постоянное значение выходной координаты. Линейным статическим элементом называется безинерционный элемент, обладающий линейной статической характеристикой, уравнение которой имеет вид:
,
где – постоянная величина,
К – коэффициент преобразования (тоже постоянная величина).
Астатическим называется элемент, у которого при постоянном входном воздействии сигнал на выходе в установившемся режиме непрерывно растет с постоянной скоростью, ускорением и т. д. Для астатических элементов под уравнением статической характеристики следует понимать зависимость n-ной производной выходной величины от входной. Поскольку номер производной, принимающей постоянное значение различен, то для астатических элементов вводится понятие порядка астатизма. Для таких элементов уравнение статической характеристики принимает вид:
,
где n – порядок астатизма элемента.
Одной из существенных характеристик САУ является зависимость между значением управляемого параметра и величиной внешнего воздействия на ОУ. По виду зависимости между значением управляемого воздействия и внешними возмущениями системы делят на статические и астатические. При установившихся режимах работы ошибка системы определяется как
.
Систему называется статической по отношению к внешнему воздействию, если при воздействии, стремящемся с течением времени к некоторому значению, ошибка также стремится к постоянному значению, зависящему от значения управляющего воздействия. Следовательно, статическая САУ не может обеспечить постоянство управляемого параметра при переменной нагрузке.
Система автоматического управления называется астатической, если при постоянном входном воздействии ошибка управления стремится к нулю вне зависимости от величины воздействия. И если понятие статическая система является абсолютным, то понятие астатическая САУ справедлива только по отношению к определенной компоненте вектора выходного состояния системы. Астатические системы автоматического управления имеют различный порядок астатизма в зависимости от числа интегрирующих звеньев в прямой цепи передачи управления.