К специальным участникам оптового товарного оборота относятся торговые посредники, которые не приобретают права собственности на товар, не извлекают прибыли, связанной с реализацией товара, а являются его организаторами. Они создают условия для совершения сделок другими субъектами товарного рынка. К ним относятся: товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки-продажи, аукционная торговля, коммерческие торги, оптовые рынки.
3.1. Товарные биржи
Первым специальным субъектом — организатором оптовой торговли является товарная биржа. Биржа (нем. borse) — организационно оформленный регулярно функционирующий рынок, на котором совершается торговля ценными бумагами (фондовая биржа), иностранной валютой (валютная биржа) или оптовая торговля товарами (товарная биржа).
Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».
Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Закона).
На товарной бирже осуществляется оптовая торговля массовыми товарами, преимущественно сырьевыми и сельскохозяйственными (нефтью, углем, лесом, цветными металлами, хлопком, сахаром, зерном и др.). Как правило, товар продается и покупается без предварительного его осмотра покупателем на основе ознакомления с качественными характеристиками товара по образцу, стандарту, описанию и т.п. Продается и покупается не конкретная партия, а установленное количество товара определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности (п. 2 ст. 6 Закона).
Товарные биржи могут иметь филиалы и другие обособленные подразделения, в соответствии с антимонопольным законодательством создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и организации совместных торгов.
В соответствии со ст. 3 Закона товарные биржи обладают специальной правоспособностью, так как вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Она не может осуществлять торговую, торгово-посредни- ческую и иную деятельность, не связанную с организацией биржевой торговли, не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий и организаций, если они не ставят целью осуществление биржевой торговли. Однако данное ограничение не распространяется на юридические и физические лица, являющиеся членами биржи.
Товарные биржи осуществляют регистрацию внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, ведет реестр указанных сделок и обеспечивает предоставление информации из соответствующего реестра.
Как видим, действующим законодательством введены ограничения, которые не позволяют биржам отвлекаться от главного дела, ради которого они созданы, ставить свои предпринимательские интересы выше интересов обслуживаемых ими участников биржевой торговли. На практике, к сожалению, не всегда это выполняется, особенно на тех биржах, учредительные документы которых позволяют получать дивиденды и распределять их между своими членами.
Поскольку Законом прямо не установлена организационно-правовая форма товарной биржи, существует мнение, что она может создаваться в одной из форм, предусмотренных ГК. Главное, чтобы при этом были соблюдены требования Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». А именно, что она создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10 и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Члены биржи участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Учредители биржи в течение трех лет с момента государственной регистрации биржи могут иметь особые права и обязанности на бирже вне сферы биржевой торговли. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%.
В настоящее время товарные биржи могут создаваться и действовать в форме некоммерческих партнерств, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и автономных некоммерческих организаций. По мнению специалистов, конструкция некоммерческого партнерства по сравнению с другими названными формами более удачно восполняет пробелы законодательства о правовом статусе товарных бирж.
Членство на бирже дает право: участвовать в биржевой торговле; участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи.
В создании биржи не могут участвовать:
— органы государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления;
— биржи и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды, общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;
— физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
Члены биржи делятся на следующие категории: полные члены и неполные члены. Различие между ними заключается в том, что полные члены имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях, отделах и отделениях биржи, а неполные члены только в определенной секции, отделе, отделении.
Порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства определяются уставом биржи. Членство на бирже подтверждается свидетельством, выдаваемым биржей.
Члены биржи в соответствии с Законом могут сдавать в аренду свое право на участие в биржевой торговле только одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Срок аренды определяется в договоре, который подлежит регистрации на бирже. Переуступка (субаренда) прав на участие в биржевой торговле запрещается.
Биржевая торговля может осуществляться на товарных биржах только на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков (СФР России).
Учредительным документом товарной биржи является ее устав. В уставе должны быть определены:
— структура управления и органы контроля биржи, их функции, полномочия, порядок принятия решений;
— размер уставного капитала;
— перечень и порядок формирования постоянных фондов;
— максимальное количество членов биржи;
— порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;
— права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;
— порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений (ст. 17 Закона).
Структура биржи выглядит следующим образом. Высшим органом управления биржей, как разновидности корпоративной организации, является общее собрание членов биржи, которое обеспечивает реализацию прав и обязанностей биржи и ее членов. Управление биржей в периоды между общими собраниями осуществляет биржевой комитет (совет), возглавляемый председателем, который создает в качестве исполнительного органа правление (дирекцию) биржи во главе с управляющим или генеральным директором биржи. Общее собрание членов биржи выбирает и освобождает также членов ревизионной комиссии, арбитражной комиссии, а также их председателей.
Основной целью создания и деятельности товарных бирж является организация биржевой торговли взаимозаменяемыми товарами. Правила организации биржевой торговли принимаются общим собранием членов биржи (ст. 18 Закона). В частности, в них должны быть предусмотрены:
— порядок проведения биржевых торгов и информирование участников биржевой торговли об их проведении, о биржевых сделках и их ценах на предшествующих биржевых торгах, о котировке биржевых цен;
— виды биржевых сделок, порядок их регистрации и учета;
— перечень структурных подразделений биржи и наименований товарных секций;
— порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;
— порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;
— размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания биржей и т.п.
Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители. Члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, осуществляют биржевую торговлю непосредственно от своего имени и за свой счет, или от имени клиента и за его счет, или от своего имени за счет клиента, или от имени клиента за свой счет. На западных крупных биржах работают тысячи брокеров.
Если же члены биржи не являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами, то они участвуют в биржевой торговле в следующих формах: 1) непосредственно от своего имени — только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество; 2) через организуемые ими брокерские конторы; 3) на договорной основе с брокерскими фирмами, конторами и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже. Брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры обязаны вести учет совершаемых в биржевой торговле биржевых сделок по каждому клиенту и хранить сведения об этих сделках в течение пяти лет со дня совершения сделки (ст. 24 Закона).
Постоянные посетители биржевых торгов имеют право в течение трех лет участвовать в биржевой торговле в порядке и на условиях, установленных Законом для членов биржи, но не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей. Поскольку постоянные посетители пользуются услугами биржи, то они обязаны вносить плату за право на участие в биржевой торговле в размере, определенном органами управления биржи (ст. 21 Закона).
Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар от своего имени и за свой счет.
Совершаемые на бирже сделки по своей юридической конструкции ничем не отличаются от сделок, заключаемых за пределами биржи. Отличительный признак биржевых сделок следует искать в условиях, при которых сделка совершается, а именно: где, между кем, по поводу какого объекта, как она совершается. На бирже заключается множество сделок, отличающихся как по целям их заключения, так и по характеру.
Поэтому необходимо отличать биржевые сделки в широком смысле, под которые подпадают все сделки, заключаемые на бирже, с участием биржи в целом. В эту группу включаются сделки, не связанные непосредственно с переходом прав и обязанностей на биржевой товар. Сделки данной группы являются лишь предпосылками к заключению сделок по поводу биржевого товара. В силу чего их можно назвать организационными, определяющими взаимоотношения участников биржевой торговли, участников биржевых процессов в целом. В эту группу входят сделки, заключаемые между биржей и клиринговой организацией, биржей и депозитарием, биржей и брокерами (дилерами), где сама биржа выступает стороной договора. В качестве примера таких договоров можно указать договор о клиринговом обслуживании, заключаемый между брокерами и клиринговой палатой, договор комиссии или поручения — между брокером и клиентом.
Под биржевые сделки в узком смысле слова подпадают исключительно сделки, заключаемые на бирже между брокерами и дилерами по поводу биржевого товара, по поводу перехода прав и обязанностей на биржевой товар. Биржа в таких сделках выступает в качестве вспомогательного института, организующего торговлю. Обычно в цивилисти- ческой литературе под биржевыми сделками понимается именно вторая группа сделок.
Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов (ст. 7 Закона). Исходя из этого определения основными признаками биржевых сделок являются: место заключения — биржевое собрание; субъекты — члены биржи, аккредитованные брокеры, постоянные и разовые посетители, являющиеся участниками биржевых торгов; объект — биржевые товары, допущенные к торгам; обязательная регистрация сделки в определенные сроки и в определенном порядке.
В ст. 8 Закона указывается, что в ходе биржевых торгов, организуемых товарной биржей, могут совершаться сделки купли-продажи биржевого товара, а также заключаться договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар. К договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключаемым на биржевых торгах, применяются положения ст. 51 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», если это не противоречит существу отношений, возникающих из таких договоров.
Следовательно, участниками биржевой торговли могут совершаться сделки, связанные:
— с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
— взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
— взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара, а также коносаментов (фьючерсные сделки). Они предполагают уплату денежной суммы за товар через определенный срок после заключения сделки по цене, установленной в контракте. Целью этих сделок является получение разницы в ценах, возникающих к сроку завершения сделки;
— уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки). Опцион (англ. option — выбор) означает, что уплата известной премии дает право купить или продать товар по установленной цене в любой день в течение определенного периода, либо вообще отказаться от сделки без возмещения убытков. Размер премии определяется с учетом риска колебания цен на товар.
Также могут совершаться другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.
Однако в данном Законе выражение «совершаемые на ней форвардные, фьючерсные и опционные сделки» заменены словами «заключаемых на ней договоров, являющихся производными финансовыми инструментами».
Таким образом, сделки, заключаемые на товарной бирже, подразделяются на две категории: сделки, заключаемые в целях действительного перехода товара от продавца к покупателю (реальные), и сделки, не предусматривающие действительную продажу. Реальные сделки могут быть двух видов: с немедленной оплатой и поставкой (кассовые) и с оплатой и поставкой к установленному сроку (на срок до 24 месяцев); наиболее распространенный срок — шесть месяцев.
Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участником правоотношений, возникающих в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым ходом прав и обязанностей на биржевой товар. Сделки данной группы являются лишь предпосылками к заключению сделок по поводу биржевого товара. В силу чего их можно назвать организационными, определяющими взаимоотношения участников биржевой торговли, участников биржевых процессов в целом. В эту группу входят сделки, заключаемые между биржей и клиринговой организацией, биржей и депозитарием, биржей и брокерами (дилерами), где сама биржа выступает стороной договора. В качестве примера таких договоров можно указать договор о клиринговом обслуживании, заключаемый между брокерами и клиринговой палатой, договор комиссии или поручения — между брокером и клиентом.
Под биржевые сделки в узком смысле слова подпадают исключительно сделки, заключаемые на бирже между брокерами и дилерами по поводу биржевого товара, по поводу перехода прав и обязанностей на биржевой товар. Биржа в таких сделках выступает в качестве вспомогательного института, организующего торговлю. Обычно в цивилисти- ческой литературе под биржевыми сделками понимается именно вторая группа сделок.
Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов (ст. 7 Закона). Исходя из этого определения основными признаками биржевых сделок являются: место заключения — биржевое собрание; субъекты — члены биржи, аккредитованные брокеры, постоянные и разовые посетители, являющиеся участниками биржевых торгов; объект — биржевые товары, допущенные к торгам; обязательная регистрация сделки в определенные сроки и в определенном порядке.
В ст. 8 Закона указывается, что в ходе биржевых торгов, организуемых товарной биржей, могут совершаться сделки купли-продажи биржевого товара, а также заключаться договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар. К договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключаемым на биржевых торгах, применяются положения ст. 51 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», если это не противоречит существу отношений, возникающих из таких договоров.
Следовательно, участниками биржевой торговли могут совершаться сделки, связанные:
— с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
— взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
— взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара, а также коносаментов (фьючерсные сделки). Они предполагают уплату денежной суммы за товар через определенный срок после заключения сделки по цене, установленной в контракте. Целью этих сделок является получение разницы в ценах, возникающих к сроку завершения сделки;
— уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки). Опцион (англ. option — выбор) означает, что уплата известной премии дает право купить или продать товар по установленной цене в любой день в течение определенного периода, либо вообще отказаться от сделки без возмещения убытков. Размер премии определяется с учетом риска колебания цен на товар.
Также могут совершаться другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.
Однако в данном Законе выражение «совершаемые на ней форвардные, фьючерсные и опционные сделки» заменены словами «заключаемых на ней договоров, являющихся производными финансовыми инструментами».
Таким образом, сделки, заключаемые на товарной бирже, подразделяются на две категории: сделки, заключаемые в целях действительного перехода товара от продавца к покупателю (реальные), и сделки, не предусматривающие действительную продажу. Реальные сделки могут быть двух видов: с немедленной оплатой и поставкой (кассовые) и с оплатой и поставкой к установленному сроку (на срок до 24 месяцев); наиболее распространенный срок — шесть месяцев.
Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участником правоотношений, возникающих в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем Закон предусматривает ряд обязанностей биржи, направленных на установление определенных гарантий участникам биржевой торговли, в частности при совершении форвардных, фьючерсных и опционных сделок (ст. 28 Закона).
К сожалению, наши товарные биржи еще не вышли в необходимом объеме на совершение фьючерсных и опционных сделок, как в развитых рыночных странах. Современная западная биржа представляет собой механизм выявления соотношения спроса и предложения и формирования общественно необходимых цен на основные сырьевые товары. Там торгуются, у нас преобладают сделки с реальным товаром, т.е. торгуют.
В целях обеспечения исполнения совершаемых на бирже сделок биржа организует расчетное обслуживание путем создания в установленном порядке расчетных учреждений (клиринговых центров) или заключения договора с банком об организации расчетного (клирингового) обслуживания. Это своеобразная система безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств. Клиринговые центры могут создаваться как независимые от биржи организации биржевых посредников.
Споры, связанные с заключением биржевых сделок, рассматриваются в биржевой арбитражной комиссии, положение о которой утверждается биржей. Она создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий функции третейского суда. Возникающие споры могут рассматриваться в суде общей юрисдикции и арбитражном суде (ст. 30 Закона).
Ликвидация товарной биржи может быть осуществлена в добровольном порядке — по решению общего собрания членов биржи, а также в принудительном порядке — по решению суда общей юрисдикции или арбитражным судом.
К сожалению, из-за инертности участников российских бирж и отсутствия четкого законодательства до сих пор не налажена работа необходимого рыночного механизма ценообразования товаров. Участники прошедшей 25 февраля 2009 г. конференции «Биржевой товарный рынок России — 2009» вынуждены были констатировать, что производители товаров не хотят продавать товар через систему биржевых торгов, так как сегодня им это невыгодно. Кроме того, широко обсуждаемая возможность создания единой электронной биржи также пока не получила должного развития. Эксперты считают, что причина — в отсутствии ответственной структуры за сам биржевой товарный рынок. Единого регулятора для биржевого товарного рынка пока нет.
3.2. Ярмарки по оптовой продаже товаров
Оптовые ярмарки относятся к организаторам оптового оборота и представляют собой одну из форм организованных рынков по оптовой продаже и закупке товаров.
В настоящее время в стране проводится ежегодно около 1500 ярмарок на различных уровнях. Примерно 100 фирм — организаторы ярмарочной деятельности — объединены в Союз выставок и ярмарок СНГ, некоторые являются членами Международного ярмарочного союза (UFI). Наиболее крупными из них являются «Интероптторг», «Экспоцентр», «Ленэкспо», «Нижегородская ярмарка», «Сибирская ярмарка», «Тверская ярмарка» и др. В России зарегистрировано и действовало порядка 150 специализированных предприятий, профессионально занимающихся организацией и проведением выставок и ярмарок.
Дальнейшее развитие оптовых ярмарок в России тормозит отсутствие современного цельного нормативного правового акта в виде федерального закона, регулирующего их деятельность. На законодательном уровне не определена даже организационно-правовая форма ярмарок. Ярмарки не являются юридическими лицами, хотя и обладают некоторой правосубъектностью. Это проявляется в наличии создаваемых при проведении ярмарок органов: ярмарочного комитета, дирекции, рабочей группы, которые решают, прежде всего, организационные вопросы. На практике ярмарочные комитеты, создаваемые из представителей промышленности и торговли, сами разрабатывают и утверждают Правила деятельности оптовых ярмарок и порядок продажи и закупки на них товаров, которые грешат большим разнообразием и нестыковками с нормами права.
К существенным признакам оптовых ярмарок относятся: их эпизодический характер, так как они проводятся 1—2 раза в год, предварительно установленные сроки и, как правило, в постоянных местах продаж; ведение торговли в форме гласного публичного торга; торговля товарами осуществляется по образцам, стандартам, сертификатам, каталогам и описаниям.
По территориальному масштабу деятельности оптовые ярмарки могут проводиться как: международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные. Так, в Москве создана широкая сеть «Ярмарок выходного дня». Они работают на 180 площадках, разбросанных по всему городу.
По отраслевой принадлежности делятся на отраслевые и межотраслевые.
По товарной специализации они могут быть универсальными и специализированными и т.д.
Преимуществами оптовых ярмарок по продаже и закупки товаров являются: быстрота заключения большого количества договоров, личные контакты представителей промышленности и торговли, разрешение возникающих споров в арбитраже ярмарочного комитета, выбор товаров по выставленным образцам, налаживание встречных продаж, решение вопросов сбыта и снабжения.
Основными задачами оптовых ярмарок являются усиление влияния торговли на формирование планов производства товаров, оказание воздействия на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров, внедрения в производство новых изделий, бесперебойного снабжения розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций с учетом покупательского спроса.
Торговая ярмарка дает возможность предприятиям (экспонентам) с помощью образцов (экспонатов) ознакомить посетителей, коммерсантов с объективным масштабом товаров, их качеством, одной или нескольких отраслей экономики. На оптовых ярмарках формируются связи торговли с производителями товаров, отрабатывается система заказов и заявок. Оптовые и розничные торговые организации и индивидуальные предприниматели, заключая договоры на оптовых ярмарках, могут сравнить товары разных изготовителей, выбрать лучшие из них, выявить товары устаревшие, не отвечающие веяниям моды и современному дизайну, оценить работу промышленности по обновлению ассортимента и повышению качества товаров.
Развитие ярмарочной торговли является необходимым моментом формирования товарного рынка. Мировой опыт свидетельствует о жизненности этой формы. На международном рынке ярмарок первенство принадлежит Германии с известными ярмарочными комплексами в Берлине, Гамбурге, Кельне, Лейпциге, Мюнхене и других городах. Из 44 ярмарок мира, площадь которых превышает 100 тыс. кв. м, 9 находятся в Германии. В начале каждого года (январь — март) здесь проводится до 100 международных ярмарок. Наиболее востребованные ярмарки — строительные, мебельные, продовольственные, компьютерные, общеотраслевые и военные.
Безусловно, главной задачей при проведении ярмарки является заключение прямых торговых договоров по образцам и урегулирование разногласий между сторонами, возникающих при заключении договора. Поскольку ярмарки не носят постоянного характера, наиболее приемлемой формой разрешения возникающих споров между сторонами являются третейские суды ad hoc. Они создаются самими спорящими сторонами, которые должны определить все процессуальные правила для рассмотрения конкретного спора.
Для успешного развития ярмарочной торговли в нашей стране необходимо правильно определить правовую форму ярмарки, установить общий порядок их организации и проведения, построения взаимоотношений между центром (руководящими органами) ярмарки и участниками, посещающими ярмарки для совершения сделок. И безусловно, необходима тесная координация данной работы со странами СНГ, экономика которых тесно связана с Российской Федерацией. К сожалению, подписанное 26 мая 1995 г. Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности СНГ пока не дало ожидаемого результата.
3.3. Торгово-промышленные выставки
Основными отличительными чертами между выставками и торговыми ярмарками является масштаб предложения и неограниченный круг посетителей, присущие выставкам. На выставке товар, как правило, представляется его производителем, а не посреднической или торговой организацией. Выставку характеризует большое количество маркетинговых и рекламных мероприятий. Если ярмарки носят в основном универсальный характер, то выставки систематизируются по научно-исследовательским темам и направлениям, например, машиностроительные, металлургические, экологические, ювелирные, косметические и др.
Сегодня организацией и проведением выставок в стране занимаются 253 компании, в том числе в Москве — 160, Санкт-Петербурге — 13 и в других городах Российской Федерации — 80. В 2009 г. только в Центральном выставочном комплексе на Красной Пресне состоялось 111 выставок с участием около 30 тыс. экспонентов из 108 стран. Их посетили 2 млн. 100 тыс. человек. Индустрия выставок, будучи одной из важных составляющих современной экономики, служит стартовой площадкой для внедрения инновационных решений в производство, позволяет ознакомиться с последними научно-техническими достижениями и понять тенденции развития в обозримом будущем.
Торгово-промышленные выставки являются организаторами оптового товарооборота, так как на них выставляются не только готовые товары, но и товары, подлежащие производству. Образцы товаров на выставках предоставляют возможность ознакомиться с ними, сравнить различные образцы по качеству и цене. На выставках завязываются хозяйственные связи торговых организаций с товаропроизводителями, создаются возможности увеличения сбыта товаров и спроса на них, открытия новых рынков, поддержки отечественных производителей.
По масштабу деятельности различают всемирные, международные и национальные выставки. Национальные проводятся на федеральном уровне, субъектов РФ, бывают местные, региональные, межрегиональные выставки.
Торгово-промышленные выставки разделяются по товарной номенклатуре: универсальные и специализированные. Универсальными являются выставки, тематика которых затрагивает несколько отраслей экономики. Иногда используются термины «широкие», «многоотраслевые». Как правило, название выставки включает в себя и информацию о ее статусе: «Всемирная универсальная выставка — ЭКСПО». Специализированные выставки ориентированы на посетителей специалистов в конкретной области, отражаемой тем или иным образом в названии выставки, меньше уделяется внимание непосредственному сбыту товаров. Эти выставки призваны продемонстрировать некие тенденции развития рынков. К престижным традиционным отечественным выставкам относятся: «Продэкспо», «Кон- сумэкспо», «Связь-Экспокомм», «Агропродмаш», «Химия», «Металлообработка», «Здравоохранение», «Реклама», «Мир детства» и др.
Огромное значение имеет поддержание высокого статуса и международного авторитета выставочных проектов, что каждый год прибавляет им новых участников. К примеру, в проходившем в ЦВК 8 февраля 2010 г. крупнейшем в СНГ и Восточной Европе международном форуме продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо—2010», приняло участие около 2 тыс. экспонентов из 57 стран со всех континентов.
Всемирная торговая выставка «ЭКСПО—2010» проходила в Шанхае (Китай) в мае 2010 г., в ней приняли участие 242 страны[1]. Российский павильон — 12 башен в виде русских березок вокруг серого квадрата — главного выставочного зала. Под экспозиции выставки было отведено четыре башни: Роскосмосу, Росатому, нанотехнологиям и регионам России. Основная тема российской экспозиции — умный город с выходом в космос.
К числу международно-правовых актов, регулирующих отношения, напрямую затрагивающую проблематику осуществления всемирной и международной выставочной деятельности, относятся: Парижская конвенция о международных выставках 1928 г. (СССР ратифицировал 17 октября 1935 г.); Соглашение с государствами — участниками СНГ о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств 1995 г., а также двусторонние соглашения Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами. Во многих из них содержатся отдельные положения, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности.
Что касается нормативно-правовой базы организации и проведения торгово-промышленных выставок в рамках Российской Федерации, ее субъектов, отдельных регионов, то она недостаточна, находится только в состоянии формирования. Отдельные вопросы общего характера осуществления выставочной деятельности регулируются правовыми нормами, содержащимися в ГК, НК и некоторых Федеральных законах, например от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», от 18.07.1999 № 183-ФЭ «Об экспертном контроле» и др.
Как видим, в стране слабая правовая база организации и проведения ярмарок и выставок, а главное — нет единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Безусловно, отдельные вопросы указанной сферы регулируются нормативными актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, но это не решает проблемы.
При проведении выставок их организаторами подготавливается пакет нормативных правовых актов. В качестве организаторов проведения выставок могут выступать федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, торгово-промышленные палаты, выставочные организации, ассоциации экономического взаимодействия. Так, в Москве распоряжением премьера Правительства Москвы от 25.01.1996 № 54-РП утверждено Положение о постоянно действующей выставке-ярмарке по объектам инвестиций правительства Москвы и коммерческих структур.
В последние годы Торгово-промышленная палата РФ является своего рода посредником между Правительством РФ и выставочными организациями. Она подготовила ряд предложений по закону о выставочно-ярмарочной деятельности, по ее инициативе внесены изменения в таможенное законодательство, значительно упрощающее ввоз-вывоз выставочного оборудования.
3.4. Публичные торги
Организаторами оптового товарооборота выступают и публичные торги, проводимые в форме аукциона или конкурса. Общие правила проведения публичных торгов определены ст. 447—449 ГК, а специальные правила проведения отдельных торгов содержатся в законодательных и подзаконных актах.
В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником веши или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми, в которых участвуют любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, и закрытыми, в которых участвуют только юридические лица и индивидуальные предприниматели, специально приглашенные для этой цели.
Извещение о проведении публичных торгов, если иное не предусмотрено законом, должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения (п. 2 ст. 448 ГК). В извещении должны содержаться сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и о порядке проведения, об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если же предметом торгов является только право на заключение договоров, то в извещении о предстоящих торгах должен быть указан представляемый для этого срок.
По своей юридической сущности извещение о проведении публичных торгов является односторонней сделкой, порождающей соответствующие последствия. Так, между лицом, получившим извещение о проведении торгов, и организатором этих торгов устанавливается обязательственное правоотношение, в силу которого данное лицо, изъявившее желание участвовать в торгах, имеет право требовать от организатора торгов принятие и рассмотрения его предложения.
Организатор открытых торгов, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса — не позднее, чем за 30 дней до его проведения. При отказе от проведения открытых торгов с нарушением указанных сроков организатор обязан возместить участникам понесенный им реальный ущерб. Организатор закрытых торгов обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой срок после направления извещения последовал отказ от торгов (п. 3 ст. 448 ГК).
Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, определенном в извещении о проведении торгов.
Эта обязанность возлагается на участников торгов с той целью, чтобы отсечь от торгов недобросовестных участников оптового товарооборота и тем самым обеспечить выполнение обязательств, возникших в результате проведения торгов. Задаток возвращается участникам торгов, если они не состоялись или участники торгов не выиграли их. Выигравшим торги на аукционе признается его участник, предложивший наиболее высокую цену, а по конкурсу — участник, который по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложил лучшие условия.
Торги, проводимые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Из судебной практики можно назвать следующие часто встречающиеся нарушения: необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц, признаваемых покупателями; несанкционированное изменение порядка проведения конкурса или аукциона, которое могло привести к неправильному определению победителя; незаконный отказ в участии в конкурсе или аукционе.
3.5. Оптовые и розничные рынки
Большое значение в функционировании оптового оборота имеют оптовые рынки. Они создаются с целью упорядочить взаимоотношения между производителями товаров и оптовыми покупателями, ввести определенную системность и планомерность между ними. Оптовые рынки как юридические лица организуют в определенных местах и по установленным правилам операции по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.
Обстоятельного правового регулирования деятельности оптовых рынков до настоящего времени не существует. На практике применяются Примерные правила торговли на оптовом, продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга России от 01.12.1994 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.1997.
В них фигурируют, в принципе, аналогичные правила. Разница заключается в том, что во втором документе акцентируется внимание на статусе оптового рынка национального значения. Такие рынки занимаются снабжением населения продовольственными товарами: рыбой и морепродуктами, фруктами и овощами, птицеводческими и мясными продуктами и т.п. На национальных оптовых рынках предъявляются более жесткие требования к продавцу. Он должен аккредитоваться на оптовом рынке в качестве участника оптовой торговли. Расчеты между сторонами сделки на национальном рынке должны осуществляться только через банковские учреждения. Определены права и обязанности оптового покупателя.
Примерные правила торговли распространяются на все оптовые рынки, но конкретные правила торговли, дополнения и изменения к ним разрабатываются администрацией каждого отдельного оптового рынка и утверждаются его руководством. В этих правилах определяются время, место и порядок проведения торгов.
К участникам торгов на оптовом рынке относятся:
— продавцы — собственники товаров (производители, оптовые предприятия, посредники) или их полномочные представители, имеющие право ведения торговых операций на рынке;
— покупатели — розничные торговые, иные предпринимательские структуры, индивидуальные предприниматели. Они имеют доступ на оптовый рынок в качестве покупателей в порядке, установленном администрацией оптового рынка;
— персонал оптового рынка, участвующий в оформлении торговых сделок непосредственно в товарных секциях.
Соблюдение установленного порядка ведения оптовой торговли, идентификация их участников обеспечивается администрацией рынка. Время работы оптового рынка устанавливается его администрацией по согласованию с местными органами исполнительной власти.
Оптовый рынок должен предоставлять продавцам возможности ведения оптовой торговли на основе:
— долгосрочной аренды места в торговом зале;
— краткосрочной аренды необходимых торговых площадей;
— разового участия в оптовой торговле с дневной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара, и уплачиваемой с оборота.
Арендаторами торговых мест на оптовых торгах могут выступать не только собственники товаров, но их агенты, комиссионеры и другие посредники. Как правило, оптовая торговля проводится на основе частных соглашений, но могут проводиться на основе аукциона или конкурса, в порядке, предусмотренном ГК. Кроме торгового места, оптовый рынок предоставляет помещения для хранения товаров, оборудованные в соответствии с требованиями хранения отдельных видов товаров.
Оптовый рынок самостоятельно куплей-продажей товаров не занимается, его задача — предоставить помещения и торговое оборудование для проведения торгов коммерческим оптовым организациям. Рынок представляет собой место концентрации оптовиков и розничных торговцев, что создает конкурентную среду, активно влияющую на качество, ассортимент и цены продаваемых на рынке товаров.
Право продажи партий товаров номенклатуры оптового рынка предоставляется зарегистрированным на нем оптовым продавцам при наличии у них лицензии на ведение торговой деятельности, в случае ее лицензирования; и на основании документов, подтверждающих качество реализуемых товаров, в том числе в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации. А также с учетом состояния здоровья оптовых продавцов по установленным для торговли медицинским показателям.
На территории оптового рынка функционируют вспомогательные службы администрации, которые занимаются вопросами подвоза и выгрузки товаров в пределах рынка; тепло-, энерго- и водоснабжения; охраны территории; вывоза мусора и отходов; обеспечения весами и другими измерительными приборами, средствами связи; проведения экспертизы качества и сертификации товаров.
Это все содержится в примерных правилах торговли, обязательных для всех оптовых продовольственных рынков.
Временные правила определяют права и обязанности оптовых торговцев национальных рынков; порядок информирования участников оптовой торговли о состоянии спроса и предложения, о ценах, конъюнктуре рынка реализуемых товаров, порядке взаиморасчетов между участниками оптового рынка. Они определяют общий порядок формирования и взимания тарифов, сборов и других платежей на оптовом рынке; предусматривают порядок контроля за качеством реализуемых товаров и гарантии оптового рынка по соблюдению установленных санитарно-гигиени- ческих норм; а также санкций за нарушение правил торговли на оптовом рынке и порядок их применения.
Общий контроль за соблюдением правил осуществляется администрацией оптового рынка. За работой оптовых рынков в пределах своей компетенции осуществляют контроль Минпромторг России, Минсельхоз России, Минздрав- соцразвития России, их региональные структуры, а также территориальные органы государственного регулирования торговли и потребительского рынка в составе региональных администраций.
Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения в отличие от примерных правил предусматривают следующие особенности:
— правила торговли на оптовом рынке национального значения разрабатываются, изменяются, дополняются и утверждаются администрацией оптового рынка по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ;
— порядок и режим работы оптового рынка устанавливаются его администрацией по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ;
— товарные секции разделяются между собой, а в каждой секции, как правило, выделяется автономная зона проведения расчетов и оформления документов.
Торговля, проводимая на оптовом рынке, является публичной, в которой одной стороной всегда является продавец, принявший на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к нему обратиться. На оптовых торгах запрещается продажа товаров ниже фиксированного минимального количества, утвержденного администрацией рынка для данной группы товаров.
В структуре оптового рынка создается маркетинговый центр, который занимается изучением конъюнктуры рынка, сбором информации о спросе и предложении по конкретным видам товаров. Обобщенные информации о состоянии торговли реализуемыми на оптовом рынке товарами распространяются посредством бюллетеней оптового рынка или выводятся на информационном табло. По заказам клиентов за дополнительную плату маркетинговый центр проводит более глубокие исследования по отдельным видам товаров.
Цель создания системы оптовых рынков — стимулирование производства и сбыта товаров отечественных производителей, оптовых продавцов и потребителей, установления прямых хозяйственных связей, регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия для удовлетворения покупательского спроса.
Какова классификация оптовых рынков? Прежде всего, их делят на городские и сельские рынки. В отличие от городского, сельский оптовый рынок, кроме сельскохозяйственной продукции включает торговлю специализированными средствами производства и услуги для сельских товаропроизводителей и перерабатывающей промышленности.
Различают универсальные рынки и специализированные, которые ориентируются на один вид продукции и (или) однородную товарную группу, например, рынки скота, мяса, рыбных продуктов, картофеля и плодоовощной продукции.
По зоне обслуживания различают муниципальные, региональные, межрегиональные и межгосударственные оптовые рынки.
По формам собственности оптовые рынки делятся на государственные, с преобладанием государственного капитала, муниципальные и частные.
На практике оптовые рынки превратились в оптово- розничные рынки, на которых товары приобретаются как населением, для удовлетворения своих личных и семейных потребностей, так и мелкими оптовиками — для предпринимательской деятельности. В Федеральном законе от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» дано понятие розничного рынка. Под которым понимается: имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Розничные рынки подразделяются на универсальные и специализированные. На универсальном рынке менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса; на специализированном рынке 80% и более торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
Из специализированных рынков Законом выделяется сельскохозяйственный, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством РФ, и сельскохозяйственный кооперативный рынок. На последнем управление осуществляется компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, продажа сельскохозяйственной продукции также осуществляется в соответствии с перечнем, определенным Правительством РФ.
В ст. 15 Закона устанавливается обязанность управляющей компании универсальным рынком при разработке и утверждении схемы размещения торговых мест на рынке предусматривать и предоставлять также места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством1.
По мнению специалистов, розничные рынки — практически единственное место, где мелкие хозяйства, фермеры и владельцы дачных подсобных хозяйств могут реализовать свою продукцию. Всего в России действует около 3,5 тыс. сельскохозяйственных рынков. Однако на многие из них доступ для мелких производителей закрыт — их товаром торгуют перекупщики, которые плотно оккупировали прилавки. Фактически на районном уровне они устанавливают монополию и занижают закупочные цены как могут. Как известно, Минсельхоз России в качестве альтернативы попытался создать сеть кооперативных сельскохозяйственных рынков. Но за 2008 г. удалось открыть только 15. Скромный результат аграрные чиновники объясняют тем, что рынки во многих городах фактически «крышуют» муниципальные власти. А они не заинтересованы, как ни парадоксально, ни в снижении потребительских цен, ни в развитии малого аграрного бизнеса.
В советский период в каждой области и районе были торгово-закупочные базы, которые покупали сельскохозяйственную продукцию, не только выращенную в колхозах и совхозах, но и на частных подворьях, а затем продавали населению или государству. К сожалению, эту систему разрушили, а другую не создали.
Правительство РФ постановлением от 10.03.2007 № 148 утвердило Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка. Данные Правила устанавливают порядок выдачи юридическим лицам разрешений на право организации розничного рынка. Законодатель ограничил срок действия разрешения пятью годами. Если же объекты недвижимости, расположенные на территории рынка, находятся в аренде у этого юридического лица, срок действия разрешения не может превышать срока аренды.
Чтобы получить разрешение, фирма должна предоставить в местные органы самоуправления заявление, указав тип рынка, который планируется организовать, и выходные данные организации. К ним относятся: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственная регистрация, номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Указывается в заявлении также идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.
В Правилах предусмотрены три основания для отказа в предоставлении разрешения. Первое — если у претендента на открытие розничного рынка отсутствуют права на объекты недвижимости, расположенные в пределах территории предполагаемого розничного рынка. Второе — если расположение объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, не соответствует плану, утвержденному органом исполнительной власти. Третье основание — если в заявлении о выдаче разрешения организация указала недостоверные сведения.
По действующему законодательству универсальные рынки с 1 января 2010 г. должны были работать исключительно в капитальных строениях. С 1 января 2012 г. такая же участь ожидала и сельскохозяйственные рынки. Однако из-за сложной финансово-экономической ситуации некоторые организаторы розничных рынков не смогут в установленные сроки провести реконструкцию или начать капитальное строительство рынков. В связи этим рыночное новоселье в капитальных строениях откладывается для универсальных и специализированных несельскохозяйственных рынков до 1 января 2013 г. Исключение — Москва, Санкт-Петербург — 1 июля 2012 года. В городах с численностью населения свыше 500 тыс. человек — с января 2013 года. Для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков отсрочка продлится до 1 января 2015 г.
Рынки по-прежнему востребованы. Поэтому в плане размещения объектов рыночной торговли на территории столицы сохранено 80 адресов. Они делятся на универсальные — таких 43 и специализированные — их 37. В число специализированных входят 26 сельхозрынков, 3 продуктовых, 6 строительных, 1 рынок радиоаппаратуры и 1 автозапчастей. По данным экспертов, популярность московских рынков, во-первых, зависит от низких цен на продаваемые товары по сравнению с магазинными ценами на 15—20%. Во-вторых, региональные предприниматели закупают на них оптом многие товары для дальнейшей перепродажи в своих городах. В-третьих, в условиях кризиса и снижения доходов населения с современных торговых комплексов на рынки переориентировалась часть среднего класса.
В числе организаторов оптового товарооборота могут быть также: склады гарантированного хранения, которые, как правило, обеспечивают срочное ответственное хранение товаров различных товаровладельцев; склады-отели, обеспечивающие срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев; транс- портно-экспедиционные склады — это структуры, создаваемые преимущественно на узловых станциях крупных магистралей.
[1] Российская газета. 2009. 27 окт.
Лекция 3. ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИИ И ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Важно, что на деле именно дипломатическая служба, т. е. корпус профессиональных дипломатов, во многом предопределяет успешную реализацию на практике внешнеполитических задач, стоящих перед государством и сформулированных в Концепции внешней политики Российской Федерации. Высокий профессионализм, компетентность, патриотизм и самоотдача российских дипломатов обеспечивают эффективность проведения внешнеполитической линии, определяемой Президентом РФ.