Все выше описанные операции необходимы для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Существует две технологии предоставления информации пользователю: pull-технология и/ или push-технология.
В случае pull-технологии – инициатором предоставления информации выступает пользователь, а push-технология сама система, в соответствие с регламентом и для определенного круга пользователей.
Для предоставления информации по pull-технологии в ИС предусматриваются пользовательские интерфейсы. Пользовательские интерфейсы – средства взаимодействия пользователя с системой.
При этом пользователь может влиять на последовательность применения тех или иных технологий. С точки зрения влияния пользователя на последовательность операций в процессе функционирования ИЭС, интерфейсы могут быть разделены на пакетные и диалоговые.
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
· алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
· имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных дисках;
· расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
· большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
· регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.
Диалоговый режим не является альтернативой пакетному режиму, а его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных.
Примером push-технологии может служить рассылка информации среди пользователей Интернет.
Рассмотренные выше функции не исчерпывают всех функций ИС.
Экономическая информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Методы и способы реализации функции ИС (сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники) называются информационной технологией.
Информационные технологии должны быть выстроены в последовательность действий, позволяющую из исходной информации получить результат с заданной достоверностью и безопасностью.
Упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата, называется технологическим процессом.
Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо от той специфической среды, в которой она реализована, т.е. от технической и программной Среды.
Классификация информационных систем управления
Анализ существующего на сегодняшний день многообразия информационных систем управления предприятиями показал невозможность проведения их однозначной классификации, учитывающей все особенности конкретного класса систем. Один из способов классификации, встречающийся в литературе, – это рассмотрение систем с точки зрения их сложности. Согласно этой классификации [1] все существующие системы можно разделить на четыре больших класса.
К первому классу относят системы, используемые для автоматизации бизнеса малых предприятий и фирм. Такие системы характеризуются малой функциональностью и отсутствием настроек на конкретные параметры предприятия (так называемый «коробочный продукт»). Кроме того, системы этого класса (зарубежное название - "Low End PC"), как правило, предназначены для работы либо на одном персональном компьютере, либо в небольших сетях, состоящих из четырех-восьми машин.
Второй класс систем ("Middle PC") характеризуется большим, по сравнению с первым классом, количеством выполняемых функций, а также настройками под конкретные параметры организационных единиц.
К третьему классу (иногда называемому "High End PC") информационных систем управления предприятием относят системы, требующие большого числа настроек многочисленных параметров, применения генераторов отчетов. Они обладают также достаточным не только для малых, но и для средних предприятий набором выполняемых функций и рассчитаны на работу на нескольких десятках пользовательских машин в сети. Однако такие системы не обладают достаточной гибкостью и функциональностью для применения на больших, разветвленных предприятиях.
Самый высокий, четвертый,класс информационных систем управления предприятием характеризуется глубокой функциональностью, большой гибкостью, масштабируемостью, огромным набором настраиваемых параметров. Число пользователей у таких систем может превышать нескольких сотен тысяч. Указанный класс систем участвует в управлении и планировании всех ресурсов предприятий как средних, так и крупных, такие системы могут быть реализованы на различных платформах с использованием развитых, мощных СУБД.
Приведенная классификация является в определенной степени обобщенной и не показывает специфики конкретных видов информационных систем управления. Более детальным будет рассмотрение классификации информационных систем с точки зрения их эволюции, приведенной на рис.1.1. Данный вид классификации не учитывает те системы, которые создавались под конкретные предприятия и поэтому не могли быть применимы для других организаций. Начнем классификацию с систем, способных решать не только специфичные для конкретного предприятия задачи, но и более общие, присущие всем системам управления мощностями предприятия.
Первые системы управления появились для расчета потребностей предприятия в материальных ресурсах. Алгоритмы планирования потребностей предприятия в материалах, названные MRP (Material Requirements Planning), были сформулированы в конце 60-х годов. Уровень развития вычислительной техники в эти годы позволял предприятиям на основании информации о составе изделий, состояния складов и незавершенного производства, планах-графиках производства и заказах рассчитывать потребность в материалах и комплектующих изделиях, учитывая уровень спроса на изделие. Производители систем класса MRP использовали в основном собственные средства поддержки баз данных и разработки приложений, однако в дальнейшем некоторые из них начали использовать появившиеся коммерческие иерархические и сетевые СУБД.
Дальнейшим этапом развития информационных систем управления бизнес-процессами предприятия в начале 80-х годов стало появление системы планирования всех материальных ресурсов производства MRP II (Manufacturing Resource Planning) [2], которое сопровождалось ростом возможностей электронно-вычислительных машин. Кроме функций систем MRP система MRP II осуществляет
Рис. 1.1. Эволюция ИСУ предприятий
планирование всех ресурсов предприятия, необходимых для выполнения плана производства. Сюда входят финансовое планирование себестоимости материалов и производственных затрат, детальное планирование производства изделия, а также моделирование хода производства и прогнозирование производственных мощностей на начальном этапе производства. Поставщики систем уровня MRP II использовали уже появившиеся к тому времени на рынке коммерческие реляционные СУБД и средства разработки от ведущих производителей, ориентированных на SQL (естественно, при этом был сделан акцент на новый уровень открытости и стандартизации идеологии клиент/сервер). Все это позволило поставщикам, с одной стороны, не тратить ресурсы на собственные инструментальные средства, а с другой – оперативно отслеживать и использовать новейшие достижения информационной технологии. При этом пользователям не требовалось дополнительно изучать новые инструментальные средства, отличные от стандартных средств, поставляемых на рынок.
Более высоким уровнем развития информационной технологии [2] является идеология ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). Системы управления, основанные на такой идеологии, характеризуются широкой функциональностью, что позволяет управлять производством, финансами и бухгалтерией, кадрами и материально-техническим снабжением, автотранспортом и сбытом, запасами на складах и при этом предоставлять ряд услуг. Большая сложность систем ERP влечет за собой высокие требования к масштабируемости, инфраструктуре, надежности, безопасности, производительности и гибкости. Растут также требования к возможностям использования таких систем на различных предприятиях. При этом система должна уметь решать задачи, общие для всех предприятий, а затем на спроектированный базис наращивать специфические для данной отрасли подсистемы. Также данная система должна обеспечивать интеграцию всех мощностей предприятия в единую информационную систему. Отличием таких систем от систем более низкого уровня является наличие более развитых модулей анализа и принятия управленческих решений, существенно помогающих руководству предприятия успешно управлять разветвленной инфраструктурой предприятия или организации.
Современные источники информации говорят о появлении следующей в процессе эволюции системы, которая обеспечит не только функции ERP-систем, но и интеграцию в рамках предприятия всех деловых процессов внутреннего и внешнего сотрудничества [3,4]. Эту систему исследовательская компания Gartner Group назвала термином ERP II, которая, по сути, расшифровывается как Enterprise Resource & Relationship Processing. Обозначая новый виток в развитии информационных систем, система ERP II выходит за рамки функций системы ERP, углубляя ее функциональность за счет интегрирования общих функций для ряда схожих отраслей. Существенным отличием таких систем управления от предыдущих является Web-ориентированная архитектура, открытая и компонентная, спроектированная для реализации сотрудничества предприятий, объединенных общими интересами.
Таким образом, эволюция информационных систем проходила от автоматизации отдельных функций предприятия до интеграции всех бизнес-процессов предприятия в единую систему управления всеми мощностями предприятия, функции которой распространяются с появлением систем нового уровня за пределы предприятия. Рассмотрение классификации информационных систем с точки зрения эволюции их развития сопряжено с разделением систем по степени расширения их функциональности. Начиная с систем MRP, функции которых ограничивались планированием потребности в материалах, функции систем более высокого уровня расширились до планирования любых ресурсов предприятия и уже на новом витке развития распространяются за пределы предприятий в их сообщества по интересам.
Естественно, что данный тип классификации не является законченным. Эволюция информационных систем управления продолжается, расширяется функциональность систем, происходит выделение подсистем в отдельные системы управления, решающие конкретные задачи предприятия. Поэтому нельзя ограничиваться уже названными классами информационных систем, оставляя место будущему.
Представленные виды классификации не являются полными, положенные в их основу критерии достаточно размыты, неоднозначны и не представляют практического интереса, так как можно привести множество других аспектов, важных для разработчиков подобных систем, таких, как, например, сферы внедрения, особенности проектирования, используемые технические средства, программное обеспечение и т.п. Сформулировать простые и конструктивные признаки классификации довольно затруднительно, что является характерным для развивающихся областей науки и техники, в которых происходит постоянное движение от незнания к знанию или от проблемы «черного ящика», когда о проблемной области известно довольно мало или вообще ничего не известно, к проблеме «белого ящика», когда уже имеется достаточно априорных данных, моделей и методов, позволяющих исследовать интересующий объект. Такая закономерность в развитии знаний положена в основу иерархического принципа систематизации, согласно которому последовательное добавление новых компонент к существующим моделям, методам или средствам приводит к их иерархии – от более простых к более сложным [5].
Подобным образом можно систематизировать и имеющиеся наработки в области информационных систем управления, рассмотрев развитие двух интересующих нас направлений: информационного обеспечения и аналитической поддержки процессов управления. Полученная в результате такого подхода схема классификации приведена на рис. 1.2, где перекрестными стрелками показано также взаимовлияние выделенных уровней двух рассмотренных направлений. Следует отметить, что показанные уровни иерархии выделены скорее в контексте логического, а не временного развития. Многие направления информационных технологий развивались параллельно и нельзя однозначно сказать, например, что появилось раньше: СУБД или локальные сети. Вместе с тем, например, имитационное моделирование находится на более высоком уровне по отношению к математическому моделированию или линейному программированию как разделу исследования операций, так как, используя преимущества предыдущих уровней, включает в себя новые возможности для анализа и прогнозирования поведения динамических систем.
Как видно из приведенной на рисунке схемы, тенденции в развитии информационного обеспечения в большей степени зависят
Рис. 1.2. (файл рис1_2.doc)
от прогресса технических средств и изменялись сначала в сторону увеличения объёмов электронной информации, а затем – в сторону повышения ее качества. Аналитическое обеспечение эволюционирует в плане все большей формализации процессов принятия решений в целях их автоматизации и зависит от развития средств представления информации и, следовательно, возможностей вычислительной техники.
Заметим, что полностью безбумажный документооборот – это еще не завершившийся этап, но тот ближайший горизонт, к которому стремятся современные предприятия и организации в плане информационного обеспечения. Такое же положение занимает искусственный интеллект в развитии методов и средств анализа данных: на сегодняшний день, несмотря на некоторые примеры удачного применения интеллектуальных систем, ответственные решения в управлении организационными системами принимает все-таки человек.
Приведенная классификация позволяет определить место любой современной информационной системы управления предприятием в иерархии развития информационного и аналитического обеспечения. Далее будут рассмотрены те возможности информационных и аналитических подсистем, а также концептуальные подходы к их разработке, которые имеют удачное коммерческое воплощение или достаточно исследованы и отображены в научно-технической литературе.