1. «Четвёртый лишний» или исключение понятий - исключить лишнее слово
2. Придумать недостающую часть рассказа, когда одна из них пропущена (середина, конец)
3. Говори наоборот (толстый – тонкий)
4. Поиск аналогов (вертолёт – назвать как можно больше аналогов по какому-либо признаку), способов применения предметов.
5. «Логичность» (Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество – 20 высказываний найти ошибочные).
6. Выявление общих понятий (Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) – найти два, наиболее связанных с обобщающим понятием слова).
7. Логические загадки, задачи, ребусы (Как разделить 5 яблок среди 5, чтобы 1 остался в корзине и т.д.)
8. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек и т.п.
Коррекция аналитико-синтетической деятельности.
1. Представление и описание ситуации с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение), например ситуации молнии без грома;
2. Представление и описание ситуации с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный (например, аист прилетел на землю и появился на свет);
3. Резкое сокращение интервалов времени между некоторыми событиями, например цветок-однодневка (вся жизнь цветка равна одному дню);
4. Перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойств, например телевизор в прошлом, настоящем, будущем;
5. Совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и описание предмета с новыми свойствами, например травинки и авторучки;
6. Разведение обычно связанных в пространстве объектов: например, надо представить рыбу без воды;
7. Изменение привычной логики воздействий, например: не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма;
8. Многократное усиление свойства объекта, например: свойство автобуса — перевозить людей, перевозить очень много людей.
Коррекция внимания.
Он включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности.
Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребенка.
1. Обнаружение ошибок в тексте (аналогично Корректура – быстрое исправление ошибок в тексте)
2. Словарный диктант с комментариями: учитель читает каждое слово только один раз, учащиеся берут ручки только после прослушивания комментариев, выделения отдельных частей слова и объяснения их правописания разными учениками.
3. Корректурные задания: «Кто быстрее» (зачёркивание букв, значков на скорость)
4. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения образца
5. Например, при игре в «разведчика» сначала ребенку предлагаются 5—9 различных предметов или изображений предметов при одномоментном запечатлении. Их надо перечислить. Потом увеличивается количество предметов до 9—12, затем к демонстрируемым предметам добавляются предметы, которых не было, и ребенок должен исключить лишние. Задание можно усложнять, меняя пространственное размещение предметов (ребенок должен определить и указать месторасположение предметов).
6. Наблюдательность (описать подробно школьный двор, путь от дома до школы и т.п.).
Коррекция зрительно-моторной и зрительной памяти
1. Работа по образцу:
- выполнение задания с постоянной зрительной опорой на образец
- работа с уменьшением времени рассматривания образца на 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы
2. найти отличия: предъявляется первая картинка, которую ребёнок внимательно рассматривает, после этого предъявляется похожая картинка, в которой недостаёт каких-то деталей.
3. На столе 8-10 предметов. Нужно запомнить, а затем перечислить. Или убрать некоторые – назвать что убрали.
Коррекция вербально-моторной памяти
1. Используются упражнения для развития зрительно-моторной памяти, но заменяют предметы словами (воспроизвести рисунок по словесному описанию).
Коррекция логической памяти
1. Назвать 10-15 слов, которые можно разбить по логическому признаку (одежда, посуда и т.д.), ребёнок должен назвать слова.
2. Запоминание рассказа с чётко выраженными смысловыми блоками.
3. «Смысловые единицы» - ребёнок должен выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и найти путь анализа текста (Ответить на вопрос о ком или о чём говорится в начале текста и что об этом говорится. Затем ответ на эти вопросы по следующему содержанию текста и так до конца. Далее составляется план текста. Текст читается ещё раз с поиском ответов на пункты плана. После чего текст пересказывается).
Развитие памяти по ассоциациям
1. Запомнить 50 слов с опорой на образы рисунков на экране: произносится слово – идёт картинка, при воспроизведении показывается только картинка).
2. Запомни 10 слов (слова представляются парами, а воспроизводится второе слово после названия первого).
Коррекция воображения.
Развитию воображения способствует расширение жизненного опыта и накопление впечатлений.
1. Незаконченные фигуры.
2. Составление рассказа с использованием определённых слов
3. Волшебные кляксы (что изображено?)
4. Завершение рассказа.
Развитие активной речи.
1. Пересказ и рассказ басен, сказок, кино и мультфильмов
2. Скороговорки (способствуют правильной артикуляции, плавности и темпу речи, развивают внимание и память)
3. Дополни слово (ведущий называет пол слова и кидает мяч ребёнку - поймать мяч и дополнить слово)
4. Составить из предлагаемого набора слов как можно больше слов.
5. Кто больше сочинит? (сочинить рифмы к словам или нарисованным предметам)
6. Перевёрнутые слова (восстановить нормальный порядок слов в предложении)
7. Из слогов – слова (составить из предложенных слогов определённое или наибольшее количество слов)
8. Соединить половинки слов.
9. Составить слова по конструкции (о_ _нь, м_с_)
10. За 3 минуты придумать как можно больше слов, состоящих из 3 букв.
11. Предлагается слово-корень. Добавлением приставки, суффиксов, окончаний придумать как можно больше слов.
12. Составление палиндромов: слов или предложений, одинаково читающихся справа налево и слева направо.
Коррекция восприятия.
Возможные виды психокоррекционных заданий:
1. графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;
2. нарисовать на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или один нос;
3. нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду;
4. нарисовать точки в разных комбинациях;
5. нарисовать для ребенка точками контур рисунка и попросить его обвести;
6. «дорожка» — взрослый рисует сложную линию дороги, ребенок рядом воспроизводит такую же;
7. нарисовать прямые линии без отрыва карандаша;
8. слепить различные формы из пластилина.
Основные понятия теории информационных систем
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Эта точка зрения отражается в следующем определении. Информация - новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.
Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация. Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения обмена и потребления материальных благ и услуг
Система – это совокупность элементов, работающих как единое целое. Каждый элемент в системе при необходимости можно рассматривать в качестве самостоятельных систем. Элементы внутри системы связаны между собой, а через внешнюю среду - с другими системами, прямой и обратной связью.
Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Автоматизированной информационной системой (АИС)называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
В автоматизированных ИС часть функций управления и обработки данных выполняется компьютерами, а часть человеком.
2.1. Классификация информационных систем
Информационные системы могут быть классифицированы по множеству признаков в зависимости от потребностей их изучения. Классифицируем информационные системы по характеру использования информации, по характеру обрабатываемых данных, по признаку структурированности задач.
По характеру использования информации информационные системы можно разделить на информационно-поисковые и информационно-решающие системы.
Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.
Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.
Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
По характеру обрабатываемых данных выделяют информационно-справочные системы (ИСС) и системы обработки данных (СОД). ИСС выполняют поиск информации без ее обработки. АИСОД осуществляют как поиск, так и обработку информации.
Классификация информационных систем по признаку структурированности задач. Понятие структурированности задач
При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным — математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые) и частично структурированные.
Структурированная (формализуемая) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю. Пример. Реализация задачи расчета заработной платы.
Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. Решение неструктурированныхзадач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.
В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль, т.е. автоматизированные информационные системы.
Для решения неструктурированных и частично структурированных задач можно применить подходы: создание управленческих отчетов и разработка альтернативных решений.
Информационные системы, основывающие на создании управленческих отчетов, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:
составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;
быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;
управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;
логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.
Основными функциями модельной информационной системы являются:
возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;
достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
возможность графического отображения динамики модели;
возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертная система - это вычислительная система, построенная на основе формализованных эмпирических знаниях высококвалифицированных специалистов о некоторой конкретной проблемной области и которая в пределах этой области способна принимать экспертные решения. В рамках экспертных систем к настоящему моменту есть достижения в таких областях, как медицинская диагностика, геологическая разведка, экономический анализ.
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернативных решений за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.