1. «Четвёртый лишний» или исключение понятий - исключить лишнее слово
2. Придумать недостающую часть рассказа, когда одна из них пропущена (середина, конец)
3. Говори наоборот (толстый – тонкий)
4. Поиск аналогов (вертолёт – назвать как можно больше аналогов по какому-либо признаку), способов применения предметов.
5. «Логичность» (Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество – 20 высказываний найти ошибочные).
6. Выявление общих понятий (Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) – найти два, наиболее связанных с обобщающим понятием слова).
7. Логические загадки, задачи, ребусы (Как разделить 5 яблок среди 5, чтобы 1 остался в корзине и т.д.)
8. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек и т.п.
Коррекция аналитико-синтетической деятельности.
1. Представление и описание ситуации с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение), например ситуации молнии без грома;
2. Представление и описание ситуации с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный (например, аист прилетел на землю и появился на свет);
3. Резкое сокращение интервалов времени между некоторыми событиями, например цветок-однодневка (вся жизнь цветка равна одному дню);
4. Перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойств, например телевизор в прошлом, настоящем, будущем;
5. Совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и описание предмета с новыми свойствами, например травинки и авторучки;
6. Разведение обычно связанных в пространстве объектов: например, надо представить рыбу без воды;
7. Изменение привычной логики воздействий, например: не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма;
8. Многократное усиление свойства объекта, например: свойство автобуса — перевозить людей, перевозить очень много людей.
Коррекция внимания.
Он включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности.
Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребенка.
1. Обнаружение ошибок в тексте (аналогично Корректура – быстрое исправление ошибок в тексте)
2. Словарный диктант с комментариями: учитель читает каждое слово только один раз, учащиеся берут ручки только после прослушивания комментариев, выделения отдельных частей слова и объяснения их правописания разными учениками.
3. Корректурные задания: «Кто быстрее» (зачёркивание букв, значков на скорость)
4. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения образца
5. Например, при игре в «разведчика» сначала ребенку предлагаются 5—9 различных предметов или изображений предметов при одномоментном запечатлении. Их надо перечислить. Потом увеличивается количество предметов до 9—12, затем к демонстрируемым предметам добавляются предметы, которых не было, и ребенок должен исключить лишние. Задание можно усложнять, меняя пространственное размещение предметов (ребенок должен определить и указать месторасположение предметов).
6. Наблюдательность (описать подробно школьный двор, путь от дома до школы и т.п.).
Коррекция зрительно-моторной и зрительной памяти
1. Работа по образцу:
- выполнение задания с постоянной зрительной опорой на образец
- работа с уменьшением времени рассматривания образца на 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы
2. найти отличия: предъявляется первая картинка, которую ребёнок внимательно рассматривает, после этого предъявляется похожая картинка, в которой недостаёт каких-то деталей.
3. На столе 8-10 предметов. Нужно запомнить, а затем перечислить. Или убрать некоторые – назвать что убрали.
Коррекция вербально-моторной памяти
1. Используются упражнения для развития зрительно-моторной памяти, но заменяют предметы словами (воспроизвести рисунок по словесному описанию).
Коррекция логической памяти
1. Назвать 10-15 слов, которые можно разбить по логическому признаку (одежда, посуда и т.д.), ребёнок должен назвать слова.
2. Запоминание рассказа с чётко выраженными смысловыми блоками.
3. «Смысловые единицы» - ребёнок должен выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и найти путь анализа текста (Ответить на вопрос о ком или о чём говорится в начале текста и что об этом говорится. Затем ответ на эти вопросы по следующему содержанию текста и так до конца. Далее составляется план текста. Текст читается ещё раз с поиском ответов на пункты плана. После чего текст пересказывается).
Развитие памяти по ассоциациям
1. Запомнить 50 слов с опорой на образы рисунков на экране: произносится слово – идёт картинка, при воспроизведении показывается только картинка).
2. Запомни 10 слов (слова представляются парами, а воспроизводится второе слово после названия первого).
Коррекция воображения.
Развитию воображения способствует расширение жизненного опыта и накопление впечатлений.
1. Незаконченные фигуры.
2. Составление рассказа с использованием определённых слов
3. Волшебные кляксы (что изображено?)
4. Завершение рассказа.
Развитие активной речи.
1. Пересказ и рассказ басен, сказок, кино и мультфильмов
2. Скороговорки (способствуют правильной артикуляции, плавности и темпу речи, развивают внимание и память)
3. Дополни слово (ведущий называет пол слова и кидает мяч ребёнку - поймать мяч и дополнить слово)
4. Составить из предлагаемого набора слов как можно больше слов.
5. Кто больше сочинит? (сочинить рифмы к словам или нарисованным предметам)
6. Перевёрнутые слова (восстановить нормальный порядок слов в предложении)
7. Из слогов – слова (составить из предложенных слогов определённое или наибольшее количество слов)
8. Соединить половинки слов.
9. Составить слова по конструкции (о_ _нь, м_с_)
10. За 3 минуты придумать как можно больше слов, состоящих из 3 букв.
11. Предлагается слово-корень. Добавлением приставки, суффиксов, окончаний придумать как можно больше слов.
12. Составление палиндромов: слов или предложений, одинаково читающихся справа налево и слева направо.
Коррекция восприятия.
Возможные виды психокоррекционных заданий:
1. графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;
2. нарисовать на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или один нос;
3. нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду;
4. нарисовать точки в разных комбинациях;
5. нарисовать для ребенка точками контур рисунка и попросить его обвести;
6. «дорожка» — взрослый рисует сложную линию дороги, ребенок рядом воспроизводит такую же;